Диссертация (Религиозная функциональность древнегреческих надписаний ветхозаветных псалмов), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религиозная функциональность древнегреческих надписаний ветхозаветных псалмов". PDF-файл из архива "Религиозная функциональность древнегреческих надписаний ветхозаветных псалмов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Практическиединодушно утверждается их богослужебное назначение, в результате чегоальтернативныеточкизрения(например,усваивающиенадписаниямаллегорическое значение) практически не встречаются. Это обусловлено7преимущественно эксплицитным выражением в Писании того отношения кпсалмам, которое свидетельствует об их важной роли в народных молениях ипразднованиях. Кроме того, нельзя не отметить практически полноеотсутствие отечественных работ на данную тему.Одними из немногочисленных отечественных работ по теме можносчитать труды о. Н. Вишнякова.
Первый из них — «О происхожденииПсалтири», написанный в 1875 году. В нем приводится очерк ветхозаветногопсалмопения, а также содержатся сведения об авторах и формированиимолитвословий в единое собрание, однако не рассматривается подробноназначение надписаний. Контекст, в котором они анализируются в этойкниге, ограничивается определением авторства псалмов. Второй—«Толкование на Псалтирь» (1880–1894 гг.; работа над ним не былазакончена), где надписаниям уделено значительно больше внимания. Здесьприводится классификация надписаний относительно их значения.Проблеме перевода Псалтири посвящен довольно широкий кругнаучных работ, в то время как вопрос о переводе надписаний псалмовостается практически без внимания, особенно со стороны отечественныхученых, за исключением труда Н.
Н. Глубоковского «О значении надписанияпсалмов». К сожалению, в нем рассматривается только одно надписаниепсалмов, а именно lamnazzeach, которое в Синодальном переводе звучит как«Начальнику хора».Еще одним трудом, посвященным непосредственно надписаниямпсалмов, является диссертация Д. Фрейзера The Authenticity of the PsalmTitles, защищенная им в 1984 году.
Эта работа охватывает многие аспектыфеноменанадписанийпсалмов,внекоторыхфрагментахотдаваяпредпочтение историческому с учетом специфики выбранной Д. Фрейзеромтемы. Предметом этого исследования становятся преимущественно две темы— об авторстве и истории псалмов. Рассматриваются различные взгляды нанадписания псалмов с точки зрения их достоверности как источников8информации, с точки зрения их подлинности и теории авторства. Как работа,имеющая своим предметом тесным образом связанную с нашей тему, TheAuthenticity of the Psalm Titles чрезвычайно ценна, поскольку представляетсобой систематичный, логично структурированный и всеобъемлющийэкскурс в историю возникновения надписаний псалмов и содержитмножество вызывающих доверие и подкрепленных ссылками на древниеманускрипты (включая Кумранские свитки) аргументов относительнодревности и оригинальности надписаний.
Тем не менее, несмотря на своюценность с точки зрения анализа исторического аспекта, в даннойдиссертации не приводится никаких сведений относительно религиозногоназначения надписаний и богослужебного употребления оных.Интерес представляет и статья Х. ван Руя The Headings of the Psalms inthe East Syriac Tradition Reconsidered, опубликованная в журнале Biblica,выпуск №89, в 2008 году.
Она является логическим продолжениеморигинального труда В. Блумендала The Headings of the Psalms in East SyriacChurch 1960 года.Как было отмечено выше, литература, посвященная вопросам,связанным с надписаниями псалмов (будь то греческие, еврейские или иныеверсии), не насчитывает большого количества работ, и взгляд нарелигиозную функциональность надписаний ветхозаветных псалмов восновном ограничен анализом Масоретского текста без учета Септуагинты(лишь некоторые авторы приводят греческий текст).
В свете этого становитсяясной необходимость в анализе надписаний псалмов в более широкомконтексте, и в настоящей работе предпринята попытка проанализироватьдревнегреческие ветхозаветные надписания с учетом еврейского текста.9Проблема исследованияПроблема диссертационной работы состоит в том, что предназначениенадписаний ветхозаветных псалмов остается неясным, в то время как напротяжении существования Псалтири они оставались неотъемлемой еечастью. Имеющиеся теоретические разработки не позволяют составитьединогомненияорелигиознойфункциональностидревнегреческихнадписаний псалмов, поскольку те гипотезы, которые имеют место внастоящее время (будь то предположения и изыскания святых отцов илисовременных ученых (последние не всегда учитывают традицию, в рамкахкоторой появились надписания; экзегетические труды святых отцовприводятся с целью рассмотрения надписаний в контексте традиции,свидетелями которой по предполагаемому праву преемства они являются)),отражаюткардинальнопротивоположныевзглядынарелигиозноеназначение надписаний.
В качестве примера уместно привести надписание,пользующееся наибольшим вниманием исследователей: lamnazzeach, котороев зависимости от толкователя может значить одновременно и «начальникухора» (т.е. постулируется сугубо богослужебная направленность в качествеуказания, инструкции и обращения к начальнику хора), и «в конец» (еслиимеется в виду греческое εἰς τò τέλος), однако и в этом случае «в конец»такжеможетбогослужебноеиметьит. д.различноеДанныйзначениевопросне—сотериологическое,разработанитребуетсоответствующих изысканий.Объектомисследованиявыступаютдревнегреческиенадписанияветхозаветных псалмов.Предметомисследованияявляетсярелигиознаязаложенная в надписания ветхозаветных псалмов.10функциональность,Цель исследования состоит в определении функций древнегреческихнадписаний ветхозаветных псалмов.Задачи исследования:проанализироватьранеевыполненныеисследованиявсоответствующей области отечественными и западными учеными;произвестилексико-семантическийанализдревнееврейскихидревнегреческих надписаний ветхозаветных псалмов;систематизировать знания относительно богослужебного применениянадписаний псалмов по имеющимся источникам, восстановитькартину богослужебной практики иудеев с учетом применяемыхтекстов;выполнитьсравнительныйанализбогослужебныхпрактиксиспользованием жанра псалмов (для сравнения берутся ветхозаветныепсалмы и вавилонские псалмы);произвести анализ соотнесения различных переводов надписаний,уделяя особое внимание соотнесению древнееврейского варианта идревнегреческого;изучить толкования псалмов и, соответственно, надписаний к нимпатристических авторов с последующей систематизацией оных;составить классификацию функций древнегреческих надписаний;Границы исследованияИсследование охватывает преимущественно эллинистический период.Осуществляетсярассмотрениенадписанийветхозаветныхпсалмоввэллинистическом иудаизме и по преемству — в раннем христианстве.
С11территориальной точки зрения, исследование рассматривает палестиноегипетский регион.Методология исследованияВ работе применен типологический метод, использующийся дляклассификации объектов относительно рассматриваемых признаков (вданном случае — функций надписаний псалмов), а также методыгерменевтики, с помощью которых анализируются смыслы, заложенные внадписания псалмов. Кроме того, используется метод компаративногоанализа для сравнения литературных особенностей ветхозаветных псалмов имесопотамских молитвословий, культурных феноменов и иных реалий(сравнение, сопоставление, параллелизм и аналогия).Источники исследованияВ исследовании были использованы текст Септуагинты, Масоретскийтекст, а также труды святых отцов, толкования которых являются основнымисточником для анализа аллегорического подхода к выявлению значений ифункцийнадписанийпсалмов.Текстысвятыхотцовиспользуютсявследствие причастности их традиции толкования в рассматриваемомрегионе.
Среди них — свт. Афанасий Великий (св. Исихий Иерусалимский)(«Толкование на псалмы»), свт. Василий Великий («Беседы на псалмы»), свт.Григорий Нисский («О надписании псалмов»), свт. Иоанн Златоуст(«Толкования на псалмы»), блж. Феодорит Кирский («Толкование на стопятьдесят4псалмов»)4.Крометого,висследованиииспользованыДанный список не может считаться исчерпывающим, так как толкованием псалмов занимались и другиесвятые и ученые мужи.
В частности, необходимо отметить несомненное влияние Оригена, который толковалВетхий Завет аллегорически. См. La Chaene palestinienne sur le Psaume 118 (Origène, Eusèbe, Didyme,12месопотамские молитвословия, приведенные в труде Ancient Near EasternTexts Relating to the Old Testament (1950) под редакцией Дж.
Б. Притчарда.Научная новизна исследованияВ ходе исследования впервые был произведен обзор литературы поисторическому илингвистическому аспектамизученияПсалтириинадписаний ветхозаветных псалмов, что позволило выявить ключевыеподходы к их анализу.Вработебылвпервыеосуществленкомплексныйлексико-семантический анализ древнегреческих надписаний ветхозаветных псалмов.При этом производилось сравнение вероятных значений в греческом иеврейском текстах, поскольку последние являются ценным источником дляанализа и сопоставления. С помощью информации из авторитетныхисточников систематизированы гипотезы о значении и функции тех илииных надписаний, а также выявлены те из них, которые представляютсянаиболее достоверными ввиду изложенных сведений.В работе приводятся сведения об использовании аналогичныхконструкций (колофонов) в месопотамской молитвенной традиции, чтоспособствует выявлению религиозной функциональности древнегреческихнадписаний посредством анализа применения уточняющих инструкций вмолитвословиях у географически близких к Израилю народов — данныйсравнительный анализ с учетом приведенных в работе данных историческогои лингвистического характера также приводится впервые.Apollinaire, Athanase, Théodoret).