Диссертация (Креативность современного российского студенчества состояние и перспективы), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Креативность современного российского студенчества состояние и перспективы". PDF-файл из архива "Креативность современного российского студенчества состояние и перспективы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
«Большая креативность» включает всебя достижения, которые оказали существенное влияние на общество вцелом. Их творческие достижения включают в себя новизну и передовойопыт в их области, общественное признание и оценку. «Большаякреативность» ведет к изменениям основ: открытиям, новым концепциям,новым тенденциям и парадигмам. Малая, либо личностная, креативностьпринадлежит к повседневной жизни и повседневной обстановке.
В этойсвязи, одни из ученых особенное внимание уделяют знаменитым личностям,обрисовывая свойственные им признаки, прочие исследуют индивидуальныехарактерные черты людей, что обладают либо имеют все шансы обладать такназываемые небольшие креативные свершения. Использование концепции«малой креативности» представляется наиболее удачным для исследованияфеномена креативности в контексте образования, поскольку даннаяконцепция признает возможность развития креативности каждого отдельногочеловека для наиболее эффективной и результативной деятельности.Накопленный материал дает возможность проследить некоторые общиеподходы к определению креативности и классифицировать их. Напротяжении всего времени изучения креативности множество подходов былоиспользовано:биометрический,психометрический,когнитивно-эмоциональный, личностный, экономический, системный (интегративный).Калужский М.Креативность как социокультурный и экономическийhttp://www.creativeconomy.ru/library/prd163.php.
(дата обращения 10.05.2017)50феномен.URL:29Содержание данных подходов к изучению креативности представлено втаблице 2.Таблица 2Научные подходы к изучению креативностиНазвание подходаСодержание подходаОсновныепредставителипсихофизиологический изучениепсихофизиологических, С. Мартиндейл(биометрический)биологических условий и факторовоснования творческого процесса икреативностипсихометрическийизучение творческой активности, Д. Гилфорд, Э. Торренсанализразвитиядивергентногомышления и навыков решения задач спомощью тестовых заданийкогнитивноизучение когнитивных процессов и Д. Гилфорд, Г.
Уоллесэмоциональныйэмоций, связанных с креативностью, С.Криппнер, Р.A. Финке,креативность рассматривается как Дж.Диллард,Дж.Д.часть мыслительного процессаМайер, П. Саловей,Вард Т.В., Смит С.М. Э.де Боноличностныйисследование особенностей и черт Т. Амабайл, Ф. Бэрронтворческойличности, А. Маслоу, Т. Любартстимулирующихфакторов M.A. Коллинс, Х.Е.креативногопроцессавлияния Грубер, Д. Б. Уолласмотивациинакреативностьисоциальный климатэкономическийизучение креативности в связи с Р.Флорида,Д.А.конкретнымисоциально- МкГранахан,Т.Р.экономическими условиямиВожан, Д.Л.
Рубенсон,М.А. Рунко, Т. Любарт,Р. Стернбергсистемный,исследованиекреативностии Д.Хокинс,Д.К.интегративныйтворчества человека во взаимосвязях Саймонтон,М.ссоциальной,экономической, Чиксентмихайи,Г.культурной средой,сферами, в Гарднер, М. Мамфорд,рамках которых осуществляется его Р. Стернбергтворческая деятельностьВ ХХ веке проблема творчества и креативности стала фокусомвнимания еще большего количества исследований в условиях развитияконцепций постиндустриального и информационного общества, сталапредметомизучениядлямножестваиностранныхиотечественныхисследователей.30Сравнительный анализ содержания и подходов к понятиям творчествои креативность позволил выявить их общие и специфические черты (таблица3).Таблица 3Общие и отличительные признаки творчества и креативностиОтличительные признакитворчестваОбщие признакитворчества икреативностиновизна, оригинальностьОтличительные признакикреативностифундаментальность,первичность, уникальностьстремлениек наличиетворца,самовыражению,действующего субъектанепредсказуемостьпроцесссферыпроявления(образование,наука,искусство, экономика ит.д.)вдохновение, воображение, поэтапностьсозданияэмоциинового, анализ, оценкавторичность, зависимостьориентация на результат,цель, технологичностьспособности, свойстваподчиненностьпрагматической целиНесмотря на многообразие подходов, практически все исследователиединодушны в том, что творчество является особым видом деятельности,который характеризуется такими чертами, как общественная и историческаяуникальность, оригинальность, новизна.
Творчество всегда предполагаеттворца – субъекта творческой деятельности. В основании творческогопроцесса находятся такие составляющие как личное видение творца,самовыражение, свобода творческого процесса, вдохновение, воображение,фантазии, устои и традиции. Необходимо принимать во внимание условияспонтанности творчества, отсутствие прагматической нацеленности нарезультат. Творчество больше лежит в плоскости процесса самовыраженияличности, а креативность - это производное личностных черт, способность,котораяпозволяетТворческийэффективнопроцессявляетсядостигатьрезультатовпервичным,деятельности.основательнымифундаментальным, первично, креативность же вторична, зависима оттворчества, нацелена на результат, подчинена прагматической миссии.31При всем разнообразии определений креативности и подходов кизучению данного феномена, ключевая характеристика креативностизаключается в способности создавать нечто новое, оригинальное, этоличностное качество, базирующееся на высших психических функциях,развиваемое за расчет воздействия общественной среды, ее условий,основных ценностей, требований, предъявляемых человеку, организации ицеленаправленной ориентированности абсолютно всех типов деятельности, втом числе учебной.
Креативность включает в себя генерирование, анализ,оценку оригинальныхидейдлярешениякаких-либопроблемилиудовлетворения потребностей. Таким образом, можно говорить о том, чтотворчество и креативность не являются тождественными понятиями, приэтом объемы данных понятий пересекаются, являются взаимосвязанными.На сегодняшний день человечество вынуждено существовать вобстоятельствах крайне стремительного ускорения абсолютно различныхсоциоэкономических процессов.
Именно поэтому особенная значимостьпридается креативности любого субъекта: данное свойство дает возможностьблагополучно разрешать общественные, природоохранные, финансовые икультурные проблемы.Невзирая на то, что были проведены исследования различныхэлементов и содержательных характеристик креативности, не все ее аспектыи уровни проявления были изучены: психология проявляет особенныйинтересгенезисукреативности,физиологическимоснованиямеевозникновения, способам оценки креативности отдельного индивида,признакам и характеристикам креативной личности. Вместе с тем,креативность групп людей, классов, нации, общества оказались недостаточноисследованы.Темнеменее,перечисленныевопросынебылиполностьюпроигнорированы учеными.
На данный момент креативность является чертойне только человека, но и свойством сложноорганизованных системвзаимоотношений на различных уровнях. Термин «креативная экономика»32был проанализирован в журнале Business Week в 2000 г.51 Создатель статьирассматривает перспективы того, что ожидает компании в новом XXI веке,как они станут приспосабливаться к экономическим условиям, в которых всебольше возрастает значимость знаний и информации, а интеллектуальныересурсыявляютсяглавнымсредствомпроизводства.Базовымихарактеристиками экономики такого вида является способность субъектовулаживать появляющиеся (либо вероятные) трудности и проблемы припомощи необычных, не стереотипных способов, что позволяет достигнутьбольшей конкурентоспособности, получить дополнительные результаты ввиде финансовой или общественной выгоды.Теория креативной экономики обретает известность и в России.Политический деятель Д.
В. Зеленин говорит о потребности процессаперехода к креативной экономике и выделяет ее основные черты исодержательные характеристики: «Новая экономика, экономика знаний –только часть рождающейся новой общественной системы. В этой системе невоспроизводство, а талантливое, креативное изменение становится главнымсоциальным законом». 52При анализе западных концепций и теорий этапов развития обществаВ. А. Журавлев противополагает экономику, основанную на информации(как общественный этап, который приходит после постиндустриальногоэтапаразвитияобщественныхотношений),экономикузнаний(какследующий этап общественного развития) и инновационную экономику какзакономерный этап развития современного общества.