Диссертация (Креативность современного российского студенчества состояние и перспективы), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Креативность современного российского студенчества состояние и перспективы". PDF-файл из архива "Креативность современного российского студенчества состояние и перспективы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
А. Психология интеллекта. – СПб. : Питер, 2002. – 272 с.31Gardner H. (1993). Creating minds. New York: Basic Books.32Алиева К. Р. Психология формирования творческого потенциала личности. – СПб. : Речь, 2009. – 264 с.33Perry-Smith J.E., Shalley C.E. The social side of creativity: a static and dynamic social network perspective //Academy of Management Review, 2003, 28, pp. 89–106.34Гейвин Х. Когнитивная психология. - СПб.: Питер, 2003. - 268 с.35Каменская В.
Г. Психология развития: общие и специальные вопросы / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова.- СПб., 2008.23том, что креативность отлична от общего интеллекта и не может бытьизмерена аналогичными способами, существенно увеличилось количествоэмпирических исследований по данной тематике.Дж. Гилфорд заметил различия, существующие между креативностьюи интеллектом и предложил теорию креативности как многоцелевойпознавательной творческой способности36. Он выделил ряд элементовинтеллектуальных способностей, характеризующих креативность:• беглость (количество не повторяющихся идей, которые человек можетпредоставить в заданный период времени);• гибкость (способность быстро осуществлять переход с одной идеи надругую);• точность (умение улучшать либо или придавать завершенный образ);• оригинальность (умение формулировать идеи, имеющие отличия отобщепринятых).Продолжая исследования Дж. Гилфорда, Е.П.
Торренс сформулировалтеориюоб«интеллектуальномпороге»,основаннуюнаданныхэкспериментов. Понимая под креативностью способность к усиленномувосприятию несовершенств, недостатков в познаниях, дисгармонии, онвключил в число проявленийкреативностипомимо специфическихэлементов характерные черты, которые напрямую связаны с интеллектом.Е.П.Торренсопределилкреативностькакпроцесспроявлениявосприимчивости к проблемам и вопросам, недостатку знаний, ихдисгармонии,постановкиопределениягипотез,ихзадачи,поискамножественныхрешенийизаключений,проверокиоформлениярезультатов.37Работая над теориями креативности ещё в 1950-1960 е гг. Ж. Годфруа,А. Маслоу38, подчеркивая креативность как способность видеть проблему иГилфорд Дж.
Три стороны интеллекта. Психология мышления.– М.: Прогресс, 1965. - 14 с.Torrance E.P. The Torrance test of creative thinking: norm-technical manual. – Bensenville, IL: Scholastic testingservice. Inc., 1974.38Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.363724сопротивляться стереотипам, исходили из того, что общество в целомявляется совокупностью людей, мыслящих и действующих стереотипно.А.Г.Маслоусамоактуализирующейсяопределяетличности,креативностьстремящейсяккакнаиболеесвойствополнойреализации талантов, способностей.
Креативность, по мнению А. Г. Маслоу,изначально присуща каждому человеку, но факторы среды оказываютвлияние, уменьшающее проявления креативности у большинства людей.Креативность зависит от уровня потребностей личности: чем он выше, тембольше человек стремится проявить креативности.39К. Р.
Роджерс считает, что в первую очередь креативность напрямуюсвязана с социальными ценностями. Исходя из того, стремление ксаморазвитию, самовыражению является одной из основных потребностей иценностей, человек, по мнению К. Р. Роджерса, всегда имеет стремление кразвитию и реализации своего личностного потенциала, направлен наразвитие и реализацию своего потенциала, решению возникающих проблем.Условиями реализации потенциала, саморазвития, является способность кприменениюнестандартныхрешений,открытостьновомуопыту,комфортность внешней среды и свобода самовыражения в ней.40Некоторые специалисты в области интеллекта (Г.
Айзенк, Д. Векслер,Л. Термен и др.) полагают, что высокая степень развития интеллектаподразумевает высокий уровень развития креативности. Гипотеза об«интеллектуальном пороге» нашла свое подтверждение в трудах многихисследователей. Так, в результате ряда работ, ученые пришли к заключению,что креативность и интеллект объединены вплоть до установленной степени,сверх которой креативность представляется самостоятельной переменной41.Дляпредставителейличностногонаправлениявисследованиикреативности центральным элементом является изучение личностныхМаслоу А. Г.
Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб., 1999. 432 с.Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа «Прогресс»,«Универс», 1994. — 480 с.41Barron F. Putting creativity to work. // Sternberg R., Tardif T. (eds). The nature of creativity. - Cambridge Cambr.Press, 1988. – p.
76-82.394025особенностей человека, итогом которого становится его обобщенныйличностный портрет. Представители личностного направления полагают, чтоличность обладает определенными чертами, влияющими на креативноеповедение,котороененаходитсявзависимостисуровнеминтеллектуального развития (Ф. Баррон, Д.Б. Ермолаева-Томина, В.Н.Козленко, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.). Д. Б. Ермолаева-Томинатакже обозначила различия между творческими данными и креативностью,по мнению автора, сущности творчества и креативности являются разными:творческие способности есть в каждом человеке и основываются, преждевсего, на естественно присущих задатках, а креативность практическиполностью зависит от факторов, условий, потребностей среды.
42Область креативности как личностного явления трудна для изучения ипорождает массу споров, потому как эмпирическое поле очень широко. Всовокупном варианте представление о креативности содержит в себе теособенности, которые содействуют созданию и формированию чего-тонового, оригинального.
Наука рассматривает креативность как способность,которая проявляется в мышлении, чувствах, общении, единичных типахдеятельности, определяет индивидуальность. В рамках данного направлениякреативность представляется как совокупность личностных, эмоциональныхи мотивационных характеристик.Сторонникигуманистическогонаправлениявсвоихтрудахпредставляют следующие характеристики креативной личности:•специфическая ценностная система;•независимость;•открытость;•потребность в самореализации, совершенствовании себя и окружающегопространства.Ермолаева-Томина Л.
Б. Психология художественного творчества. — М.: Академический Проект, 2003. —304с.4226Исследователи рассматривают несколько содержательных элементовкреативности:43• процессуальность;• продукт;• личность;• среда;• аксиология.В. П. Эфроимсон, который в основном занимался изучениемгениальности, обнаружил ряд биологических характеристик, свойственныхвысококреативным людям, но не сводил результаты исследования кисключительно генетической предрасположенности творческих процессов.Решающее значение он отводил особенностям среды44.
Его трактовка вомногом опирается на осознание и понимание того, что на творческиеспособности влияют окружающая среда и обстоятельства.Захарова О.Ю. дает определение креативности как «способности кнестандартному мышлению, умения продуцировать неожиданно новыерешения». 45Креативностьподразумеваетвозможностьдеятельностисостандартами восприятия, мышления, работы и выражается в активизациитворческойвозможностичеловека,еговозможностиизобретательноподходить к генерированию уникальных идей. Креативность представляетсяосновой новых технологий, промышленности, множества иных финансовыхблаг. Креативность, как и экономический ресурс, существовала в течениецелой истории человечества. Однако только лишь в постиндустриальноммире креативность становится одним из главных условий, обеспечивающихобщественный прогресс.43Guilford J.P.
Traits of Creativity // Creativity and its Cultivation / H.G. Anderson (ed.). N.Y.: Harper&Row,1959.44Эфроимсон В. П. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшейинтеллектуальной активности. – М.: Тайдекс Ко, 2002. – 375 с.45Самородова Д. Креативность: мифы и реальность // Смена. 2008. №1.
С. 44-5127По мнению М. И. Даниловой «креативностью называется способностьчеловека к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению. Приэтом необходимо отметить созидательный, конструктивный характер такогомышления и поведения». 46 Подобным способом, креативность выражается ввозможности продуцирования, в основании приобретенных знаний ископленногонавыка,новыхмыслейиметодов,оптимизирующихдействующий процесс либо помогающих в формировании нового продукта.Ю.
Г. Волков говорит о креативности как о новом качествеобщественной жизни, проявляющемся в то, что люди «стремятся статьхозяевами своего дела и ищут индивидуальность в личном влиянии наобщественную жизнь, ощущении и осознании себя причастными ксоциальным изменениям и разделению ответственности за складывающуюсяв обществе ситуацию» .47А.М. Салогуб отмечает некоторое противоречие, которое состоит втом, что «креативность, несомненно, опирается на профессиональный опыт,но готовность к принятию нестандартных решений в большей степенисвязана с нерутинизированностью, не с опытом работы «от и до»«48.Многие ученые пришли к заключению, что продуктивность решениязадач находится в зависимости не от знаний и умений, а от особеннойспособности «применять данные в задачах условия разными способами и набыстройскорости»49,иэтуспособностьназваликреативностью.Определение данной характеристики личности дал американский ученый,профессор Стэнфордского университета Д.
Као: «Креативность – этоцелостный процесс генерирования идей, их развития и превращения вценности. Этот процесс включает в себя то, что люди обычно подразумеваютпод новаторством и предпринимательством. Он означает одновременноПолитика образования в условиях глобальной конкуренции. URL: http://www.viperson.ru (дата обращения10.05.2017)47Волков Ю.Г Возникновение и современное состояние российского креативного класса // ВестникИнститута социологии. 2012. № 5.
С. 110.48Салогуб А. М. Динамика престижности профессий и тенденции развития креативного управления //Гуманитарий Юга России. 2012. № 3. С. 60.49Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2003. – 640 с.4628искусство порождения новых идей и науку оттачивания этих идей до стадиивоплощения в ценности»50.В связи с тем, что ряд исследователей рассматривают креативность втеснойвзаимосвязисталантом,выдающимисяличностнымихарактеристиками людей, и в то же время другая часть исследователейпризнает, что креативность присуща всем без исключения людям в разнойстепени и может быть развита, стали различать так называемую «большуюкреативность» и «малую креативность».