Диссертация (Советское научное сообщество в 1918-1934 гг. социальный, институциональный, публичный аспекты), страница 97
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Советское научное сообщество в 1918-1934 гг. социальный, институциональный, публичный аспекты". PDF-файл из архива "Советское научное сообщество в 1918-1934 гг. социальный, институциональный, публичный аспекты", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 97 страницы из PDF
был снят короткометражный научно-популярный фильм Давида Яшина«Эксперименты по оживлению организма», в котором были продемонстрированысхемы и этапы проведения операций. В нем показан эксперимент по оживлениюголовы собаки при помощи автожектора: экспериментом руководил самС.С. Брюхоненко. Фильм обрел известность не только в СССР, но и за рубежом: в1943 г. о фильме была опубликована статья в американском журнале «Time»1077.1072Krementsov N. Revolutionary experiments: the quest for immortality in Bolshevik scienceand fiction. Oxford: Univ.
Press, 2014. P. 44.1073В 1931-1935 гг. С.С. Брюхоненко, работая в лаборатории экспериментальной терапииЦентрального института гематологии и переливания крови, разработал метод искусственногокровообращения : целого организма.1074«Искусственное кровообращение целого организма с выключенным сердцем» (1928),«Аппарат для искусственного кровообращения : теплокровных» (1928), «Применение методаискусственного кровообращения : для оживления организма» (1937) и др. Архив РАН. Ф.
1534.Оп. 2. Д. 12. Л. 73–79.1075Архив РАН. Ф. 1534. Оп. 1. Д. 31, 32, 33.1076Там же. Оп. 2. Д. 18. Открытое письмо Бернарда Шоу об опытах Брюхоненко С.С. идр. по оживлению изолированной головы собаки: перевод с нем. 4 л.1077Science: Red Research // Time. 1943. Monday, Nov. 22. URL:http://content.time.com/time/magazine/article/0,9171,851883,00.html (Дата обращения: 23.12.2017).505Фильм «Эксперименты по оживлению организма» стал не первым в числекультурфильмов. Как особая форма презентации научного знания, они появилисьеще в 1920-е гг. под влиянием импульса немецкого кинематографа1078.
Интересно,что первый культурфильм «Механика головного мозга» (реж. В.И. Пудовкин) былснят в 1926 г. практически синхронно с немецким фильмом «Тайны одной души»(реж. Георг Вильгельм Пабст), сценарий которого был написан во многом подвлиянием идей З. Фрейда. В советском фильме, напротив, популяризироваласьположения условно-рефлекторной теории, созданной И.П. Павловым1079.Фильм«Экспериментыпооживлениюорганизма»былнемымисопровождался текстом в титрах, в том числе цитатами из работ И.П.
Павлова.ДляпопуляризациисложныхфизиологическихпроцессовВ.И. Пудовкинприменил новаторский подход – метод системного монтажа экранного видеорядаиз многократно снимаемых реальных экспериментов в павловских лабораториях.Сценария будущей киноленты как такового не существовало, в разработке же еесъемочного плана участвовали и кинематографисты, и ученые различныхнаправлений,главнымобразомфизиологи–ученикиПавловаЛ.Н. Воскресенский, Д.С.
Фурсиков, Н.И. Красногорский, В.В. Савич и др.1080Отзывы и общей прессы, и специальной – невропатолога Г.И. Россолимо,кардиолога Д.Д. Плетнева, биологов М.М. и Б.М. Завадовских и др. – былиоднозначно положительными1081. Однако коммерческий прокат фильма неокупился: 90 минут экранного видеоряда экспериментов зрителю-неспециалистувыдержать было довольно сложно. Вот что писал по этому поводу ВладимирЕрофеев: «Доводилось, слышать, что выпущенный студией ”Межрабпом-Русь”фильм ”Механика головного мозга” (режиссер Пудовкин) априори был объявленШлегель Х.–Йох.
Немецкие импульсы для советских культурфильмов 20-х гг. //Киноведческие записки. 2002. № 58. URL.: http://www.kinozapiski.ru/ru/print/sendvalues/313/ (lатаобращения: 04.03.2019).1079Космачевская Э.А., Громова Л.И. «Механика головного мозга» – первый фильм обусловных рефлексах // ВИЕТ. 2012. Т. 33. № 4.
С. 132–141.1080Там же.1081Иезуитов Н.М. Пудовкин. Пути творчества. М.; Л., 1937. С. 53.1078506убыточным (хотя и обошелся всего лишь в 30 000), а это означает, что в ведущихкинотеатрах страны его вообще нельзя будет увидеть»1082. Интересно, что самИ.П. Павлов к идее популяризации кинематографическим образом своего ученияотнесся вначале весьма критически, опасаясь, что такое изложение «выльется ввульгаризацию»1083. Однако после просмотра окончательно смонтированнойкиноленты изменил свой взгляд, в 1930-х гг. поддержав идею создания фильма«Физиология и патология высшей нервной деятельности» (реж.
М.А. Галл) олаборатории в Колтушах, научно-популярного фильма «Рафаэль и Роза» (обисследованиях по условно-рефлекторной методике на появившихся в 1932 г. вКолтушах человекообразных обезьянах, реж. Н.В. Николаи). Уже после смертиученого был снят киноочерк «Павлово» (реж. Н.В. Николаи): последний фильмпредназначался для демонстрации на Международной выставке в Париже в1937 г.Сохранившиеся в перечисленных кинолентах «живые» кадры, запечатлевшиеопыты в научных лабораториях Ивана Петровича Павлова и его самого,представляют собой неоценимое богатство для истории отечественной науки1084.Однако еще более важен факт смены формы презентации научного знания впубличном пространстве – жанр культурфильма позволил ученому претендоватьна внимание массового, пусть даже неграмотного зрителя. Одновременнокультурфильмы стали удобным инструментом «импорта» научных идей,презентации научных достижений СССР в международном пространстве.
Передраспространившейся привлекательностью культурфильма не устояли дажережиссеры игрового кино. В этой связи особый интерес представляет интеграцияотдельных частей культурфильмов в художественные: например, демонстрацияработы сепаратора в эйзенштейновском «Старом и новом» (1929) илиЕрофеев Владимир. О фильмах второго сорта // Советский экран.
1926. № 29.Космачевская Э.А., Громова Л.И. «Механика головного мозга» – первый фильм обусловных рефлексах…1084Там же.10821083507архитектурных моделей в комедии Александра Медведкина «Новая Москва»(1938)1085.Таким образом, охарактеризовать публичную роль науки оказалосьневозможно без изучения социального и культурного контекста ее бытования.
Висследуемыйпериодпроизошлатрансформацияпониманиясоциальной(публичной) функции научного сообщества и отдельного ученого. Социальныйзапрос на популяризацию науки был реализован в «упрощении» научного языка,адаптировании его к читательской аудитории, появлении новых форм и практикпрезентации научного знания (например, научно-популярного кинематографа).
Всвязи с этим перспективным стало расширение источниковой базы за счетпривлечения аудиовизуальных источников (советских «культур-фильмов»);комплексахудожественнойнаучно-фантастическойлитературы.Важноподчеркнуть, что исследование должно вестись не с позиции сюжетного анализапроизведений, а с точки зрения концептуального осмысления популярностинаучных идей как социального механизма, востребованного в определенныхисторических условиях.1085Шлегель Х.–Йох. Немецкие импульсы для советских культурфильмов 20-х гг...5086.3.
Международная коммуникация научных работников в 1920–1930е гг.Изменения в научном языке, произошедшие в 1920–1930-е гг., ярче всегозатронулиеговнешнююформу–звуковуюсистему,оформляющуювысказывания. Самым явным изменением стал отказ от «международного»научного языка в пользу языка «национального».
В буквальном смысле этоозначало ограничение для научных работников возможности, а позднее – испособности к свободной профессиональной коммуникации на иностранномязыке.Способствовало этому обстоятельству несколько факторов. Во-первых,конечно, важно отметить изменение международных научных организационныхсвязей после военно-революционных событий второй половины 1910-х гг. Этатенденция в историографии традиционно ассоциируется с изоляционизмом, вкотором оказалось вновь образованное советское государство после революции1917 г. и заключения Брестского мира. Однако в науковедческой литературеактуальность политической датировки (1917 г.) была снята еще в работахД.А. Александрова – он убедительно показал, что тенденция замыкания научныхсообществ в национальных («патриотических») границах была характерна вуказанный для всей европейской науки, а не являлась чем-то исключительнымдля СССР, рубежным же стал 1914 год1086.
С ним соглашался и А.Н. Дмитриев:Первая мировая война способствовала разрыву международного научногосообщества, ранее соединенного сложной сетью международных союзов,дисциплинарными обществами и конгрессами, системой поездок и командировок,наконец – особенно важной в случае России – студенческой диаспорой иАлександров Д.А.
Почему советские ученые перестали печататься за рубежом:становление самодостаточности и изолированности отечественной науки, 1914–1940 // ВИЕТ.1996. № 3. С. 3-24. URL: http://old.ihst.ru/projects/sohist/papers/alex93v.htm (дата обращения:27.04.2019).1086509своеобразным научным зарубежьем1087. Система взаимосвязей и коммуникацийученых сообществ России и Европы кардинально изменилась: как минимум, этогопотребовала поставленная войной задача секретных разработок.
Нельзя забыватьи тот факт, что после 1914 г. международное сообщество ученых оказалосьразъединено и как политические противники – ура-патриотическими иреваншистскими настроениями, разделяемыми порой и учеными.Осознали перемены, впрочем, не сразу. Так, в 1914 г. историк Н.И. Кареев,чей летний отдых в Карлсбаде оказался прерван началом Первой мировой войны,отчаявшись в попытках выехать в Российскую империю с территории,неожиданно превратившейся во вражескую, не нашел иного выхода, какобратиться за помощью к немецкому ученому – историку Теодору Шиману,пользующемуся личным расположением германского императора.