Диссертация (Методика обучения тематической композиции младших школьников в системе дополнительного образования), страница 59
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Методика обучения тематической композиции младших школьников в системе дополнительного образования". PDF-файл из архива "Методика обучения тематической композиции младших школьников в системе дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 59 страницы из PDF
Нарисуйте набросок композиции в любой технике,используя ритмическое построение элементов изображения.Например, в технике работы фломастерами.Рисунок 558-559251Роль цвета в композицииКолорит, как и все составные элементы композиции, находится втесной связи с замыслом автора и помогает зрителю восприниматьсодержание.На зрителя действует только правда жизни, поэтому скромная, ноправдивая гамма, выражающая колористическое состояние природы, иногдаможет дать гораздо большее эстетическое наслаждение и сильнее обогатитьчувство и мысль, чем декоративная броскость открытых цветов.Рисунок 560Разные состояния колорита в природе связываются то с радостнымичувствами, то с тревожными и таинственными.
Яркий солнечный день,освещенное зеленое поле или лес в картине обязательно вызовут радостноенастроение. Серо-синеватые тучи, закрывшие небо в картине, общее тоновоесостояние пасмурного дня могут вызвать тяжелую задумчивость и грусть.если художник верно передает в картине состояние освещенностиопределенного времени дня или состояние погоды, у зрителя могутвозникнуть те или иные переживания, аналогичные тем, через которые он252проходил в жизни. Только так художник может повысить в картинахвыразительность колорита.Рисунок 561-562Если цвет в картине не выражает естественный колорит происходящегособытия, если он излишне условен, содержание картины обедняется, в ней небудет чувствоваться жизнь.253Как гармония звуков в поэзии неотделима от смысла и содержания, таки эстетическое воздействие красок, их гармония и красота неотрывны отизображаемых вещей и их свойств.Колорит в живописи — это результат познания художником вдействительности цветового богатства природы.Рисунок 563В природе все предметы и объекты всегда сгармонизированы благодаряединству и объединенности красок общим освещением, взаимнымирефлексами и контрастным взаимодействием цветов.
Художник везде можетнайти гармонию и согласовать любые «некрасивые» и «противоречивые»цвета.Свет и цвет в картине — это но только средство изображенияобъемных форм, материала, пространства, состояния освещенности, но иэлемент композиционного построения. С помощью цвета и света художникорганизует восприятие зрителя, направляет его внимание на главное и вводитего в содержание всей композиции.254Выделение композиционного центра при помощи тона и цветаосновано на свойстве зрения воспринимать в первую очередь те предметы,которые контрастны по отношению к фону.
Чем интенсивнее и ярче цвет,тем он сильнее действует на глаз, привлекает внимание. Интенсивноокрашенный предмет воспринимается в первую очередь. Это используется вкомпозиции для правильного размещения цветовых пятен. Светом художниквыделяет самое важное — композиционный центр, связь с ним групп ифигур, подчеркивает те фигуры, движения и жесты, те предметы окружения,которые имеют большое значение для развития сюжета. Тенью художникпоглощает все второстепенное, что может отвлечь внимание зрителя.Рисунок 564Упражнение № 8. Используя цвет и свет в качестве основноговыразительного средства, нарисуйте композицию на тему природы. Сумейтеотобрать важное и показать его средствами композиции, обобщаявторостепенное. Не обязательно композиционный центр будет каким-тоопределенным предметом или объектом, это может быть и просто кусочекнеба с облаком или небольшая ветка, нависшая над тропинкой.255Для того чтобы работа над композицией протекала более успешно,воспользуйтесь следующей методической таблицей.Таблица № 16Выделениекомпозиционного центра спомощьютоновогоконтраста.Выделениекомпозиционного центра спомощьюцветовогоконтраста.Выделениекомпозиционного центра спомощью размера.Выделениекомпозиционного центра спомощью формы.Выделениекомпозиционного центра спомощьювсехасимметрииивышеперечисленныхспособов.256Приложение № 10.
Словарь терминовТаблица № 17ТерминКомпозицияЕго значениеКомпозиция — (в переводе с лат. compositio —составление, сочетание, соединение) — искусствосочинения, составления различных частей в единоецелое. Мощное средство выразительности в любомвиде искусства.Композиция — с одной стороны, творческий процесссоздания произведения искусства, от замысла до егозавершения, а с другой стороны — это своеобразныйкомплексхудожественныхсредствраскрытиясодержания картины, основанный на законах,правилах и приемах изобразительного искусства,служащих полному, целостному, выразительномурешению замысла и раскрытию художественногообраза.Композиция как предмет вбирает в себя всеполученные знания графической и живописнойкультуры, пластических свойств материалов череззанятия рисунком, живописью, и систему упражненийв графике и цветоведении.
Немаловажную роль играетзнакомство с теорией и практикой как отечественной,так и всемирной культуры, изучение историиискусств.В основе преподавания предмета «композиция» лежитразвитие у учащихся особого умения не толькокомпоновать изображаемое на картинной плоскости,но и переосмысливать увиденное, прочувствованное,результатомкоторогоявляетсясозданиехудожественного образа композиции, где форматлиста, техника исполнения, жанр изображенияподбираются и воплощаются в решение на картиннойплоскости.Структура в теории Понятие «структура» в теории композициирассматривается, прежде всего, как внутреннеекомпозициистроение художественной формы.
Цель структурногоформообразования - нахождение гармоничной связимежду элементами, составляющими форму. Такаясвязь выражается в соподчиненности элементовкомпозиции. В соответствии с ней принципструктурностиозначаетсоподчиненность или257четкость, ясность, слаженность внутреннего строенияформы. При отсутствии соподчиненности формавыглядит монотонной, аморфной, вялой или,наоборот, пестрой, распадающейся на части. В этомслучае элементы либо вообще не выделяются вкомпозиции, образуя однообразную массу, либоимеютисключительносамостоятельноекомпозиционное значение, нарушающее целостностьформы.Структурнаягармонизацияпроисходитприразделении элементов композиции на главные ивторостепенные. Ее цель — наиболее яркоевыявлениехудожественныхсвойствкаждогоэлемента и в то же время нахождение гармоническойсвязи между элементами.Единство формы и содержания – это образность.
СутьОбразностьпринципаобразностивкомпозиционномкомпозицииформообразовании. Это гармонизация образнойструктуры формы. Любой образ, выраженный вхудожественной форме, носит сложный характер. Онскладываетсяизцелостногоединстваегосоставляющихкомпонентов:объективногоисубъективного, общего и единичного, рациональногои эмоционального, содержательного и формального ит.д. Гармония всех компонентов, формы и содержанияпорождает целостный художественный образ.
Онопределяет силу и глубину художественноэстетического воздействия на зрителя.Средства композиции — это выразительные средства рисунка и живописи:линия, форма, цвет.— это сюжетно-тематическое рисование, один изТематическаяплодотворных и творческих видов изобразительнойкомпозициядеятельности детей. Поставленное на качественнуюоснову и профессиональное обучение оно становитсяне просто свободным рисованием детей на темыокружающей жизни, а тематической композицией –познавательной,практической,творческойдеятельностью, которая складывается из поисковыхэскизов, поиска и сбора материалов по теме исобственно творческой работы над окончательнымвариантом.
Выполнение тематических композицийпроисходит одновременно с постепенным овладениемосновами изобразительной грамоты - живописи ирисунка. Владение композицией является важным258ДиалогСистемаЭмерджентностьсистемыкритерием духовно-нравственного и художественноэстетического развития личности. Знание ее правил изаконов, выражается в качественном изменениирезультатовизобразительнойдеятельности,осознанном отношении к ней, мотивированномвыборе сюжета и техники выполнения рисунка. Еслиговорить с точки зрения методики обучения, то здесьтематическая композиция выступает в виде тщательноподобранных тем, над которыми работают дети вовремя обучения, заключенных в единую целостнуюавторскую или иную программу.
То есть в итогетематическаякомпозицияявляетсясистемойупорядоченноговзаимодействияразличныхкомпонентов: изобразительных, технологических,методических,организационныхит.д.,объединенных единой целью для достиженияконкретного результата.— понимаемый не как разговор двоих, а каквнимание ко всему, что происходит в людях и мире.— это некоторое множество взаимосвязанных частей,компонентов, объединенных ради достижения общейцели(эффекта системы)в единоецелое,взаимодействие между которыми характеризуетсяупорядоченностью и регулярностью на конкретномотрезке времени.Свойства системы: ее целостность, единство,достигаемое посредством определенных взаимосвязейивзаимодействийэлементовсистемыипроявляющиеся в возникновении новых свойств,которыми элементы системы не обладают. Этосвойство эмерджентности (от анг.
emerge —возникать, появляться).— это свойство систем, обусловливающее появлениеновых свойств и качеств, не присущих элементам,входящих в состав системы.259ЭмерджентностьЛичностноориентированныйподход в обученииРепродуктивнорепликативныйподход(традиционный вобучении)ИнновационныйподходКомплексный подход— это наличие у системы свойств целостности(эмерджентных свойств), т. е.
таких свойств системы,которые не присущи составляющим ее элементам.Эмерджентность является одной из форм проявлениядиалектического принципа перехода количественныхизменений в качественные.При формировании системы как органичного целого(за счет вовлечения новых элементов и (или)вследствие преобразования структуры взаимосвязеймежду элементами и их свойствами) ее частипретерпевают качественные изменения, так чтонекоторый объект как элемент системы не тождественаналогичному объекту, взятому изолированно.— это обучение, центром которого является личностьученика, ее самобытность, самоценность.Этопризнание учащегося равноправным субъектом всегообразовательногопроцесса,обеспечивающегопроцессы самопознания и самореализации личности,развитие ее неповторимой индивидуальности. Педагогстановится не «источником информации» и«контролером», а диагностом и помощником вразвитии личности ученика.— это монологическая передача учащимся готовыхзнаний и формирование способов действий учащихсяпо образцу.— это преобразование традиционного учебногопроцессавдиалогическоесотрудничество,направленное на организацию исследовательскопоисковой, учебно-познавательной деятельности,формирующей у учащихся опыт самостоятельногопоиска и выработки новых знаний и их применения вновыхусловиях,реализациютворческихспособностей,формирование опыта творческойдеятельности в сочетании с выработкой ценностныхориентаций.— это подход, сочетающий в себе принципыличностно-ориентированного,системнодеятельностного,творчески-поисковогоипрофессионального обучения детей, начиная сначального этапа обучения.260— это свойство системы адекватно реагировать наразличные внешние проявления, ее стремление кпорядку, к равновесию.