Диссертация (Методика обучения тематической композиции младших школьников в системе дополнительного образования), страница 61
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Методика обучения тематической композиции младших школьников в системе дополнительного образования". PDF-файл из архива "Методика обучения тематической композиции младших школьников в системе дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 61 страницы из PDF
Эти высшие учебныезаведения по-прежнему не только профессиональновоспитывают замечательных художников, но и несутв себе традиции реализма, наиболее ярко проявившиесебя во второй половине XIX века.— это признак, основание, правило принятия решенияпо оценке чего-либо на соответствие предъявленнымтребованиям.— это выраженная в решительной, категорическойформе просьба, распоряжение.Духовность человека по-разному понимается всветском и христианском мире. В первом – онасводитсякдушевности,нравственности,интеллектуальности, добродетельности, во второй –это понятие выводится за пределы бытия души(психики) – это причастность человека, мераприближения человека к Богу. Духовность — в самомобщем смысле — совокупность проявлений духа вмире и человеке. В социологии, культурологии ипублицистике «духовностью» часто называютобъединяющие начала общества, выражаемые в видеморальныхценностейитрадиций,сконцентрированные, как правило, в религиозныхучениях и практиках, а также в художественныхобразах искусства.
В рамках такого подхода, проекциядуховности в индивидуальном сознании называетсясовестью.— это те силы, что помогают человеку преодолеватьтрудности. Душевные силы придают человекурешительности, вдохновляют его на жизненном пути,помогая достигать цели. Вообще понятие душевныесилы, очень многогранное и его можно рассматриватьс разных точек зрения. С одной стороны – это запасвнутреннего потенциала и внутренней энергии,стойкости характера при преодолении каких-тожизненных препятствий.
Умение отстоять своемнение, свою позицию, свое внутреннее Я. С другойточки зрения – это умение эмоциональносопереживать другим людям, чувствовать их чаяния и266ОценкаОтметкаОбъективныекритерииустремления, а также умение любить и радоватьсяжизни.— это процесс, деятельность (или действие)оценивания осуществляемое человеком.— это результат этого процесса, этой деятельности,их условное отображение. Это определенный балл всистеме отметок, это и мнение учителя о трудешкольника, и стимул к соревнованию, и сигнал дляродителей и пр. Причиной конфликтов, возникающихна этой почве, является неумение учителя выставитьотметку, не унижая достоинства ученика, а такженеумение учащихся адекватно и критическиоценивать результаты собственной деятельности.Для того чтобы проверить уровень знаний учащихся,недостаточно оценить детские рисунки. Привыполнении практической работы ученик наглядноприменяет те знания, умения и навыки, которым оннаучился во время предварительных упражнений.Однако не все дети одинаково успешно овладеваютновыми для них основами изобразительной грамоты.Также всегда существует группа школьников, котораяне имеет ярко выраженных способностей к рисунку.Поэтому нельзя оценивать работы только по внешнимпоказателям.
Н.Н. Ростовцев говорил о том, чтооценка каждой работы должна быть объективной. Мычасто оцениваем не успехи школьника, не то, как онусвоил правила и законы изобразительного искусства,а его способности. Сравнивая рисунки учеников,часто следим не за грамотностью, не за тем, каквыполнены те требования, которые предъявлял кработе педагог, а только за выразительностьюрисунка, за тем, насколько один рисунок эффектнеедругого. Конечно, полностью отбрасывать этимоменты нельзя, но нельзя их и класть в основуоценки работ учащихся. Для учителя очень важноузнать, как осуществляется рассуждение и мышлениеученика в процессе творчества. Результатом этогопроцесса будет не только изображение окружающегомира на бумаге, но и эстетическое восприятиедействительности, анализ форм, явлений через призмужизненного опыта.
Н.Н. Ростовцев в «Методикепреподавания изобразительного искусства в школе»ведет речь об очень важном моменте: «Дляобъективной оценки, помимо частных требований267Критериитворчестваучителя (специальных заданий на усвоение правилперспективы,конструктивногопостроения,композиции и т.д.), необходимо выработатьопределенный критерий и систему оценки.
Такаясистема объективной оценки должна вытекать изсамой структуры рисунка, из тех основныхтребований, которые учитель предъявляет обычно ксвоим ученикам, и той методики построенияизображения, которой придерживается и педагог, иего ученики. Сюда должны входить и грамотность, ивыразительность детского рисунка, умение отбиратьважное и характерное, композиционное изображение,знание конструктивных основ построения формы,знание основ перспективы, умение чувствоватьпропорции, умение владения художественнымиматериалами и техникой исполнения и т.д.
Учитываявсе эти обстоятельства, нам представляется, чтонаиболее перспективной будет комплексная оценка,которая позволит оценить не только детскиехудожественные работы, но и творческую активностьученика в процессе создания художественного образаи развитие его способностей.оценки — это один из сложнейших и до конца нерешенныхвопросов педагогики и психологии. Педагогирассматривают критерий как средство, с помощьюкоторого производится оценка, определение иликлассификация чего-либо.
Выступая в роли нормы,критерий служит образцом, и, сравнивая с нимреальные явления, можно установить степень ихсоответствиянорме.«Показатель»являетсяконкретным измерителем критерия, делая егодоступным для наблюдения и измерения. Где взятькритерии,покоторымможносудитьорезультативности обучения? Надо ли восхищатьсяприродными способностями учащихся, которые безусилий прекрасно рисуют? Как объективно оцениватьнесостоятельныерисункиучеников,которыестараются изо всех сил? Какой рисунок считатьудачным, а какой нет? В любой детской работе, дажене совершенной, можно найти положительныекачества. Ведь критериев оценивания множество:соблюдение пропорций, цветовое решение, вернонайденные тональные отношения, эмоциональнаявыразительность, аккуратность, композиция, красота268Примерные критерииипоказателихудожественнотворческой,изобразительнойдеятельностиучащихсяобщеобразовательныхшкол, в соответствиистребованиямиФГОСпоизобразительномуискусству.линии, выразительный ракурс, оригинальностьзамысла и др.
Важно то, что оценивается конкретноедостижение учащегося за проделанную работу и еготруд. Мы учим детей не только любить и пониматьискусство, но и осваивать первоначальные навыкиизобразительнойграмотности.Всеурокиизобразительного искусства – особенные, онитребуют индивидуального отношения педагога ккаждому ученику, и однозначные рекомендации здесьдать очень сложно. Однако, при всем многообразиивозможных решений, по результатам одной внешнейдеятельности нельзя судить о творческом развитииребенка объективно. Не все обладают одинаковымиспособностями умениями и навыками. Учителюнеобходимо выработать такую систему, котораяпозволяет раскрыть и отразить не только внешниепроявления мысли ребенка, но и сам мыслительныйпроцесс.
Об этом можно прочитать в научной статьеА.А.Дмитриевой,котораяутверждает,чтоисследоватьмыслительныеиэмоциональноинтуитивные процессы только по материальному ихвоплощению (рисункам) – значит растерять по дорогеполовину компонентов этого процесса.— это отношение ученика к выполнению учебногозадания (изобразительного, декоративного иликонструктивного);— это эмоциональное отношение к процессувыполнения творческой работы, проявление к нейинтереса, стремление к углублению знаний в областиизобразительного искусства;— это проявление целеустремленности, волевыхусилий, самостоятельности, внимательности на уроке,способности к интенсивной работе и преодолениювозникающих в процессе выполнения учебногозадания трудностей, стремление доводить начатоеизобразительное, декоративное или конструктивноезадание до конца и закончить работу в установленныйсрок;— это стремление к новизне, умение находить новыеприемы или комбинировать уже известные дляшкольника способы изображения для решениятворческих задач;— это сознательное применение изученных средствхудожественной выразительности для анализа269произведений искусства в своей практической работе,соотнесение этих средств с основной учебной задачей;способность осуществлять перенос знаний и способовдеятельности в новые условия;— это способность творчески перерабатыватьиллюстрированный материал и наброски, наблюдениянатуры в учебной работе, не копируя образцы, а думаяи размышляя;—этообразнаявыразительностьучебныхтематических работ (изобразительных, декоративныхи конструктивных):— оригинальность образов, творческого замысла;— проявление фантазии, творческого воображения;— создание настроения в работе, эмоциональнойхарактеристики образов;— степень декоративного обобщения образов,обусловленная поставленной задачей;— это грамотность изображения:— это грамотная передача пространства, формы,объема и общей пропорциональности объектов;— это применение знаний по цветоведению,гармоничных цветовых сочетаний;— это умение выбрать размер листа бумаги и егорасположение в соответствии с замыслом;— это умение правильно выбрать размер изображенияна плоскости или в пространстве;— это умение правильно раскрыть содержаниесюжета;— применение композиционных приемов, правил исредств;— это умение выбрать наиболее выразительные длявоплощения замысла художественные материалы иправильно работать с ними;— это грамотное применение изученных средствхудожественной выразительности..