Диссертация (Методика обучения тематической композиции младших школьников в системе дополнительного образования), страница 57
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Методика обучения тематической композиции младших школьников в системе дополнительного образования". PDF-файл из архива "Методика обучения тематической композиции младших школьников в системе дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 57 страницы из PDF
Изменяется придобавлении белого цвета.Таблица светлоты и насыщенности основных цветовТаблица № 11Светлота красного цветаНасыщенность красного цветаСветлота желтого цветаНасыщенность желтого цвета211Светлота синего цветаНасыщенность синего цветаУпражнение № 8. Заполните самостоятельно таблицу. Таблицасветлоты и насыщенности составных цветовТаблица № 12Светлота оранжевого цветаНасыщенность оранжевого цвета –- добавляем по капле белой краскидобавляем по капле серой краскиСветлота зеленого цветаНасыщенность зеленого цветаСветлота голубого цветаНасыщенность голубого цвета212Растяжка — это разбивка одного цвета на несколько тонов от самогосветлого тона до самого тёмного.
Наиболее распространён способ, когдатональную растяжку выполняют по горизонтали, в нарисованных друг задругом прямоугольниках. Такое упражнение помогает прочувствовать тонцвета, при его периодическом выполнении улучшается контроль нанесениятона карандашами или кистью. В любом случае вырабатывается навыкработы с цветом.Рисунок 489Упражнение № 9Создайте тоновые растяжки, используя краски основных цветов:желтого, красного и синегоМногоцветие живой природы радует во все времена года. Каждомувремени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг сдругом красок.Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном – этоконтраст синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого,темные красно-коричневый, бордовый и фиолетовый в сочетании сосветлыми охристыми тонами.Рисунок 490-494213Зимняя палитра – это светлые оттенки голубого, фиолетового,синеватыйтон,контрастыбелогоичерного.Всенежныецвета,сочетающиеся с нейтральными серыми оттенками.Весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового,розового, абрикосового, светло-желтого, охристого, светло-голубого.Летняя палитра: краски яркие и радостные - травянисто-зеленый,алый, малиновый, желтый, оранжевый.Упражнение № 10.
Используя разные палитры красок, нарисуйте всвоем домашнем рабочем альбоме: осень, зиму, весну и лето, используя одини тот же упрощенный рисунок, нарисованный самостоятельно:214Рисунок 495-498ОсеньЗимаВеснаЛетоВсе многообразие цветов в произведении подчиняется замыслухудожникаиобщемуколориту.Богатствоцвета,наблюдаемоговдействительности, художник претворяет в целостную гармонию. Такоецветовое единство картины называют колоритом.Колорит – гармоничное сочетание, соотношение красок, цветов,создающее определенное единство и выразительность картины.По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным,веселым и грустным, светлым и темным и т.д.Колорит картины теплый, если в нем преобладают теплые цвета.215Рисунок 499-502Теплый колоритЕсли преобладают холодные цвета – колорит холодный.Холодный колорит216Светлый колоритТемный колорит217Упражнение № 11Определите какие цвета нужно использовать в картине для передачивеселого и грустного настроения.
Используя эти определенные цветовыесочетания,нарисуйте в своем домашнем рабочем альбоме небольшуюкомпозицию, передающую веселый и грустный колорит.Важными средствами художественной выразительности в живописикроме цвета (колорита), являются - пятно и характер мазка, обработкакрасочной поверхности (фактура), валеры, показывающие тончайшиеизменения тона в зависимости от освещения, рефлексы, появляющиеся отвзаимодействия лежащих рядом цветов.При изображении объема предметов следует учитывать градациисветотени - свет, тень, блик, собственную и падающую тень, полутон ирефлекс.Передавая эти градации, художник тем самым отображает объемнопластические,цветовые,материальные,фактурныехарактеристикипредметов, характер их освещения и среду, в которой они находятся,впечатление пластической формы, объема, рельефа поверхности предмета.В изобразительном искусстве свет и тень взаимосвязаны, посколькуиспользуются в качестве основных изобразительных средств.
Отсюдаобобщенное понятие: светотень, в котором подразумевается определенноеколичественное отношение качеств света и тени. С помощью этого средствавозможно передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактурупредметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях.Свет помогает передать и окружающую среду.Благодаря свету мы видим предметы не только цветными, но иобъемными.Объемные формы в природе воспринимаются так или иначеосвещенными.
Освещенные предметы одни лучи поглощают, а другиеотражают. Отраженные лучи, падая на соседние предметы, оказываютвлияние на их светлоту и цветовую окраску.218Различают следующие элементы светотени:- свет — поверхности, ярко освещённые источником света;- блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоскойглянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;- тени — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта.
Тенинанеосвещённойсторонеобъектаназываютсясобственными,аотбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;- полутень — слабая тень, возникающая, когда объект освещённесколькими источниками света. Она также образуется на поверхности,обращённой к источнику света под небольшим углом;- рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, образованноелучами, отражёнными от близко лежащих объектов.Благодаря рефлексам мы различаем в тени рельефность, а сами тени мывидим не глухими и черными, а цветными, прозрачными, воздушными.Следовательно, цвет предмета, находящегося в окружении другихпредметов, следует понимать как своеобразную мозаику рефлексов.
Чеммногообразнеесредавокругизображаемогопредмета,чембольшеисточников отраженного света и чем большую отражательную способностьимеет предмет, тем сложнее его светотень и разнообразнее цветовыерефлексы.Влияниевсехэлементовследует учитывать припредметов живописными средствами. Без ихизображениивзаимосвязи цвет предметабудет выглядеть «сухим» и «мертвым», а изображение - плоским, бедным впластическом и цветовом отношении.219Рисунок 503-504Яблоко окрашено одним цветом. Темнее всего собственная тень, немногосветлее в тени рефлекс, еще светлее полутень и особенно свет.
Самое светлоеместо — блик, который притягивает внимание зрителя.Упражнение № 12Определите на рисунке и обозначьте стрелками элементы светотени:свет, полутень, блик, собственную и падающую тень, рефлекс.Таблица № 13Элементы светотени:1.Свет2. Собственная тень3. Полутень4. Падающая тень5. Рефлекс6. Блик220Упражнение № 9. Нарисуйте самостоятельно яблоко любогоцвета, с элементами светотениЧтобы легче было разобраться в элементах светотени, сначалавнимательно понаблюдайте, поэкспериментируйте со светом от настольнойлампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы,тени. Попробуйте подсветить яблоко, грушу, кубик и т.д., сначала с однойстороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света,приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть всепереходы от света к тени, а так же самые светлые и темные места.Все формы в природе воспринимаются освещенными.
Восприятиецвета зависит от освещения.Вживописи важно учитывать изменениецветовых и тональных отношений предметов натуры по мере их удаления отзрителя или источника освещения.Удаленные предметы на расстоянии приобретают темные холодныеоттенки, а предметы, находящиеся на переднем плане – теплые, яркие.Рисунок 505221Знание этих закономерностей помогает при решении творческих задачв изображении тематической композиции.Если приходится рисовать у окна или около лампы, обратите внимание,что освещение предметов вблизи будет значительно сильнее, чем вдали. Сослаблением света контраст между светом и тенью смягчается.
Помните обэтом при рисовании ближних и дальних предметов.А лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Какосвещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайтесебе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нетлучшего учителя чем натура. Поэтому, наблюдайте, запоминайте, делайтезарисовки.В живописи существуют много разных техник.
Наиболее интереснойдля младшего школьного возраста является освоение техники – рисованиефломастерами.Фломастеры – сравнительно новый, удивительный удобный идоступный художественный материал, сразу же после своего появления, в60-х годах прошлого столетия, вошедший в список привычных материаловдля детского творчества. Только они сочетают в себе насыщенность иразнообразие красок, точность карандашей и удобство использования пририсовании, поэтому ими с удовольствием рисуют дети. Рисованиефломастерами – это необычная творческая игра. Красочные эффекты отфломастероввпроцессесозданияпроизведенийсовершеннонепредсказуемы, поэтому дети во время работы становятся изобретателями,они фантазируют, развивается воображение, они творят свой особый мир, гдевсе так ярко и прекрасно; переносят его на бумагу, и этот мир начинает житьсвоей особой жизнью.Фломастеры вызывают живой интерес к рисованию даже у тех детей,которые равнодушны к этому виду творчества, их яркий внешний вид иобилие цветов, так и притягивает взгляд, сразу хочется взять их в руки иначатьрисовать.Удивительноечувствовосхищенияиудивления222сопровождают ребенка каждый раз, когда он рисует фломастерами,превращая рисование в необычную игру воображения.Рисунок 506-508223Упражнение № 13Самостоятельная работа.
Применяя технику рисования фломастерами,нарисуйте тематическую композицию «Родная природа».Рисунок 509224Приложение № 9. Обучающие упражнения по композицииКомпозиция (лат. compositio — составление, сочетание, соединение)— искусство сочинения, составления различных частей в единое целое.Композиция — с одной стороны, творческий процесс созданияпроизведения искусства, от замысла до его завершения, а с другой стороны— это своеобразный комплекс художественных средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах изобразительногоискусства, служащих полному, целостному, выразительному решениюзамысла и раскрытию художественного образа.Композиция как предмет, вбирает в себя все полученные знанияграфической и живописной культуры, пластических свойств материаловчерез занятия рисунком, живописью, и систему упражнений в графике ицветоведении. Немаловажную роль играет знакомство с теорией и практикойкак отечественной, так и всемирной культуры, изучение истории искусств.Тематическая композиция – это сюжетно-тематическое рисование,один из плодотворных и творческих видов изобразительной деятельностидетей.
Поставленное на качественную основу и профессиональное обучениеоно становится не просто свободным рисованием детей на темы окружающейжизни,атематическойпознавательной,композициейпрактической,–творческойнастоящей,поисковойдеятельностью,икотораяскладывается из поисковых эскизов, поиска и сбора материалов по теме исобственно творческой работы над окончательным вариантом. Выполнениетематическихкомпозицийпроисходитодновременноспостепеннымовладением основ изобразительной грамоты - живописи и рисунка.Владениекомпозициейявляетсяважнымкритериемдуховно-нравственного и художественно-эстетического развития личности.Знание ее правил и законов, выражается в качественном изменениирезультатов изобразительной деятельности, осознанном отношении к ней,225мотивированном выборе сюжета и темы рисунка и техники выполнениярисунка.Одним из существенных элементов композиции является определениеграниц изобразительной плоскости форматом холста.Формат холста, который выбирает художник, — не случайность, арезультат композиционных поисков.
Для каждого сюжета должен бытьнайден подходящий размер.Под сюжетом будем понимать то, что непосредственно изображаетхудожник на своем полотне.Сначала в соответствии с задуманным замыслом, необходимовыполнить несколько небольших эскизов, в которых ведется поиск наиболеевыразительной композиции. Только после наиболее удачно выполненного ивыбранного эскиза подбирается и определяется, каким будет формат картины(вытянутым по вертикали, прямоугольным, квадратным, вытянутым погоризонтали и др.) и ее размер.При выборе формата следует учитывать, как расположены основныеобъекты композиции - по горизонтали или вертикали, как развиваетсядействие сюжета - слева направо, в глубину картины или как-то иначе.Художник и теоретик искусства В.