Диссертация (Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5–8 классах), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5–8 классах". PDF-файл из архива "Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5–8 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Поливанова, видевшего функцию классической гимназии в воспитании гуманистического мировоззрения учащихся [328].Учёный отмечал непреходящую роль изучения древних языков, философии и др. как в умственном, так и нравственном развитии личности учащегося[196, с. 71-80].Взгляды Л.И. Поливанова разделял А.И. Незелёнов, считавший, что «изучение истории словесности имеет и специально воспитательное значение <…> развивает истинный патриотизм» [64, с. 199].
Он подчёркивал необходимость формирования знаний об этапах развития духовных идеалов народа, критическогоотношения к действительности в процессе диалогизации на уровне автор – читатель [297].В центре внимания учёных-методистов этого периода находилась проблемаформирования творческих способностей учащихся, роли языка в духовнонравственном развитии учащихся [21, 543].С точки зрения И.Ф. Анненского, приёмы развития устной и письменнойречи учащихся (пересказы, сочинения по личным наблюдениям, выразительноечтение, составление плана стихотворного текста в процессе осмысления роли художественно-изобразительных средств и др.) максимально содействуют нравственно-эстетическому воспитанию учащихся. Мысль о роли языкознания, объединяющего в себе различные аспекты познания мира, и слова как отправной точкипроникновения в духовную сущность человека нашла отражение в педагогических письмах И.Ф.
Анненского Я.Г. Гуревичу.Ц.П. Балталон отмечал роль литературного образования в нравственномстановлении личности и выдвигал идею воспитательного чтения [38]. Учёныйсчитал, что если дети не проникнутся духом гуманности, присущим творчествувеликих русских писателей, то они «понесут ущерб для своего нравственного иумственного развития» [64, с. 239-240].Таким образом, в середине XIX века сложились академическое (Ф.И. Буслаев, А.Д.
Галахов, Л.И Поливанов и др.) и воспитательное (В.И. Водовозов,55В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, Ц.П. Балталон и др.) направления в преподавании словесности [537]. Несмотря на то что взгляды учёных на проблемы преподавания словесности в школе были различны (одни выступали за филологическое изучение литературы, другие настаивали на необходимости нравственноэстетического воспитания в процессе беседы на уроке), идея о необходимостиреализации интеллектуального и творческого потенциала, формирования гуманистического мировоззрения учащихся в процессе изучения словесности в школебыла признана наиболее перспективной.В конце XIX века под влиянием идей психологической школы в литературоведении, рассматривавшей литературу как явление искусства, сформироваласьметодическая система преподавания литературы В.В.
Данилова, считавшего, что«представления, возникающие под влиянием произведения, относятся к областиличного опыта читателя, и таким образом в сферу этого опыта вносится некотораясвязь: целый ряд представлений ассоциируется в одну связную цепь под влияниемкакого-либо одного образа, суждения. Этим упорядочивается и приводится встройность миросозерцание ученика» [64, с.
293].Идеи учёного о необходимости формирования мировоззрения учащихся,сближения ученика-читателя и мыслителя-художника получили дальнейшее развитие в методическом наследии М.О. Гершензона, обосновавшего необходимость«медленного чтения» для развития самосознания личности: «Поэзия <…> средипредметов школьного преподавания – единственный духовно-универсальный; онаобращается к духу в целом, растворяется в нем вся во всем и вовлекает в общениес собой все его силы до самых глубинных <…> Для юноши нет дела важнейшего,но и труднейшего, нежели найти в себе самого себя как беспримерную личность;поэзия тем и ценна, что, возбуждая, воспламеняя весь дух, она неминуемо заставляет с наибольшим жаром вспыхнуть то место в нем, которое уже и без того наиболее тлело под спудом.
Но такое воздействие поэзии возможно только при полной свободе ее восприятия…» [64, с. 309].56В начале XX века ключевые позиции в литературоведении занимало социологическое направление, а в методике преподавания литературы – «марксистскийподход» как идеологическая платформа трудовой школы.В 1918 г.
С.И. Абакумов опубликовал статью «К вопросу об изучении литературы», где обосновал целесообразность внедрения в практику трудового принципа преподавания литературы, содействующего реализации творческого потенциала учащихся; тематического принципа структурирования содержания, предполагающего знакомство с произведениями, в которых изображаются сильные личности, предлагаются ответы на нравственные вопросы, возникающие в связи свзаимоотношениями людей, описывается быт, особенности жизни буржуазныхклассов, пролетариата и крестьянства, содержатся философские обобщения илиизображаются особенности внутренней жизни человека [1, с.
47].В 1919 г. В.А. Десницким была разработана «Примерная программа по истории русской литературы», методологической основой которой являлись принципы «монистического миросозерцания», трудового начала, а ведущими приёмами работы – самостоятельный анализ текста, создание рефератов с последующимобсуждением, выпуск журналов, инсценирование произведений, краеведческиеэкскурсии [363, с. 20].В 1921 г. комиссией словесников, возглавляемой П.Н. Сакулиным, разработана «Программа для I и II ступени семилетней единой трудовой школы», составкоторой определяли на первом этапе проблемы, связанные с «интимной жизньюсердца», социальной действительностью и социальными исканиями. В рамкахэтих направлений были предложены четыре списка произведений.
Первый былсоставлен на психологической основе с учётом интересов учащихся, второй предусматривал гуманистическое и философское направления наряду с фантастическим,героическим,художественно-реальным,сатирическим,социально-художественным; в третьем списке комбинировались принципы социальный, тематический и жанровый, а в основу четвертого перечня был положен «строгопродуманный курс поэтики».
Программа старших классов, основанная на принципе трудового начала новой школы, характеризовалась эклектичностью и преду-57сматривала изучение вершинных произведений русской литературы XVIII—XIXвеков в процессе реализации комплекса приёмов, таких как выразительное чтение, самостоятельная работа над текстом, литературные экскурсии, организациялитературных вечеров и др. [206, с. 241-242].Таким образом, первый период в истории советской методики характеризуется стихийностью, обусловившей поиски основного принципа преподавания литературы в школе, которым стал марксистский подход, находившийся в основепрограмм.В 1925 г. вышла «Программа для первого концентра школ второй ступени»,предназначенная для пятого, шестого и седьмого годов обучения, призванная«марксистски охватить современность» [363, с.
35].В рамках программы литературные темы были связаны с обществоведческими, включенными в общие комплексные темы, охватывающие все дисциплинышкольного курса. Было рекомендовано проводить наблюдения над трудом крестьянина с последующим созданием сочинений, запись рассказов рабочих об ихжизни до революции, участие в агитационных кампаниях в деревне.Учебные программы этого периода были ориентированы на реализацию одной из форм лабораторного метода — Дальтон-плана, призванного воспитыватьсамостоятельность, чувство ответственности за порученное дело.Принципиально иное значение имела стабильная программа по литературе,изданная в 1933 году, к созданию которой были привлечены Г.Л.
Абрамович,В.В. Голубков, Г.Н. Поспелов, Л.И. Тимофеев и др. «Программа была основана напринципах марксистского историзма и вводила в школьный курс произведениякрупнейших дореволюционных и советских писателей, зарубежную литературу илитературу народов СССР» [363, с.
38].Выдающийся российский педагог и методист М.А. Рыбникова, разработавшая научно обоснованный курс методики преподавания литературы, принципыотбора книг для детского чтения, отмечала необходимость создания условий дляинтеллектуального переживания прочитанного и применения знаний в качествеубеждений [374, с. 5-6].58Стремясь осмыслить задачи методики преподавания литературы в историческом и культурном контекстах, В.В. Голубков считал необходимым «показывать учащимся, что наши лучшие писатели-классики, в силу особых условий исторического развития русской литературы, всегда смотрели на себя как на общественных деятелей, патриотов, выражающих наиболее передовые стремления своего народа <…> Русская литература, классическая и советская (каждая посвоему), говорит учащемуся о русском народе, о его характере и стремлениях, огероической борьбе его за независимость и свободу родины и укрепляет уверенность в грядущем, ещё более мощном расцвете народных сил» [113, с.12-13].Реакцией на утверждение «марксистского подхода» к преподаванию литературы в школе, обусловившего снижение интереса учащихся к чтению, стало появление книги Г.А.
Гуковского «Изучение литературного произведения в школе»(1947), который считал необходимым «обнаружить идейную направленность всамой ткани живых образов», «раскрыть её воспитательно» [126, с. 31].В 40–50 гг. XX века произошёл пересмотр курса литературы средней школы. Были введены новые учебные программы. В 1953 г.