Диссертация (Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5–8 классах), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5–8 классах". PDF-файл из архива "Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5–8 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Маслоу, выделявшегодефицитарную (или D-мотивы) и бытийную (B-мотивы), или метамотивацию,призванную расширить и обогатить жизненный опыт индивида, генерироватьэнергию, необходимую для самоактуализации и самореализации индивида [263].В процессе разработки методической концепции уроков литературы в 5-8классах, мы учитывали ключевые положения теории К. Роджерса, считавшего,что универсальным мотивом, движущим людьми, является тенденция актуализации – стремление максимально развить и реализовать лучшие качества личности,присущие ей с момента рождения [353; 354].Проектируя примерные обобщающие суждения об экзистенциальных ценностях гуманизма, мы опирались на положения экзистенциальной теорииВ.
Франкла, состоящей из трёх частей: учения о стремлении к смыслу, учения осмысле жизни и учения о свободе воли [517].Мы исходили из того, что стремление к поиску и реализации человекомсмысла своей жизни является врожденной мотивационной тенденцией, являющейся основным двигателем поведения и развития личности. Человек стремится кобретению смысла, отсутствие которого порождает состояние «экзистенциального вакуума» [517]. В зависимости от того, каким путём идёт обретение смысла (спомощью того, что человек даёт жизни (творческая работа) или берёт от мира(переживание ценностей) или посредством позиции, которую он занимает по от-69ношению к судьбе, выделяются три группы ценностей: творчества, переживания иотношения.В процессе конструирования гипотетических обобщающих суждений об экзистенциальных ценностях гуманизма мы опирались на тезис экзистенциалистской философии «существование предшествует сущности» В.
Франкла и имели ввиду особенности деятельностного подхода в становлении личности А.Н. Леонтьева, проявляющегося в утверждении «Я не только поступаю в соответствии с тем,что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю» [517, с. 114].В контексте нашего исследования особую актуальность приобретает точказрения теоретиков гуманизма, выделяющих основные черты гуманной личности:установку на аффирмативное (утверждающее) и позитивное мышление и бытиекак способность человека преодолеть самого себя.Качествами личности, ориентированной бытие, современный гуманизм считает уверенность в себе, альтруизм, стремление к преодолению негативныхчувств; потребность в самоактуализации, самоконтроль, самокритичность, сдержанность, осмотрительность, взвешенность, рассудительность, самопознание; воображение как способность предвидеть реальные возможности, независимость исамодостаточность; способность к творчеству, как наиболее эффективному способу самоутверждения и самовыражения; любовь к жизни во всех ее естественных и нормальных проявлениях; свободолюбие как непременное условие личностного развития и раскрытия заложенных в нём возможностей; открытость и благоговение перед каждым новым днём, использование любой жизненной ситуациив целях самосовершенствования.Реализация принципа вариативности, предполагающего возможность выбора учащимися индивидуальных траекторий саморазвития, связана с необходимостью учёта результатов исследований в области психологии деятельности инравственного развития личности и др.Результаты исследований в этой области Р.А.
Абдурхманова, К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмолова, Л.И. Беленькой, Д.М. Богоявленского, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, В.Л. Василенко, Л.С. Вы-70готского, П.Я. Гальперина, Е.И. Горячевой, Ю.Л. Котляревского, В.А. Крутецкого, Д.А. Леонтьева, Т.Д. Марцинковской, Б.Г.
Мещерякова, А.П. Огурцова,В.В. Орлова, А.В. Петровского, А.М. Прихожан, С.Л. Рубинштейна, Н. Смита,Ю.В. Тихонравова, Д.И. Фельдштейна, В.П. Ягунковой позволили сделать выводы о том, что подростковый период (11-15 лет) является началом формированияэлементов взрослости в физическом, социальном, умственном, эмоциональноличностном развитии подростка. В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие самосознания, интеллектуальных способностей, формированиенравственных представлений, обусловливающих поведение и деятельность [2; 4;5; 20; 26; 32; 49; 67; 69; 70; 79; 85; 93; 94; 95; 102; 119; 215; 238; 239; 240; 241; 259;260; 282; 308; 309; 310; 315; 321; 324; 334; 335; 366; 367; 368; 391; 495; 340; 341;342; 516; 560].В этом возрасте Д.Б. Эльконин выделяет два периода: младший подростковый возраст (12-14 лет), старший подростковый возраст, или раннюю юность (1517 лет).
В первом периоде ведущей деятельностью является личностное общениесо сверстниками, во втором – учебно-профессиональная деятельность (овладениесистемой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения) [558].В этот период продолжают развиваться способности к абстрактному мышлению, умения логически мыслить, решать интеллектуальные задачи, появляетсяинтерес к философии, религии, политике.Процесс развития теоретического мышления, устной и письменной речи,воображения и творческих способностей в 5-8 классах обусловлен усложнениемобучения, содействующим автоматизации мнемонических приемов, сформированных в начальной школе [224].Исследуя труды Л.И.
Беленькой, Д.М. Богоявленского, Л.И. Божович,В.А. Кан-Калика, В.А. Крутецкого, Т.Д. Марцинковской, Н.А. Менчинской,Л.Н. Рожиной, Д.И. Фельдштейна в области обучения и воспитания, психологиивосприятия героя литературного произведения учащимися, типологии читателей идр., мы пришли к выводу о том, что особую роль в развитии личности подростка71играет художественная литература как средство познания жизни, духовного обогащения, решения проблемы человеческих отношений [49; 67; 70; 178; 215; 259;260; 267; 268; 355; 340]. Благодаря книгам, он осваивает опыт человеческих отношений и чувств, недоступных в данный момент.Любимым героем подростка является целеустремлённая активная личность,преодолевающая все препятствия и выходящая победителем из любой ситуации;его увлекают сюжеты, в основе которых противостояние добра и зла.В 7-8 классах школьников начинают волновать проблемы отношений междулюдьми.
Читая литературные произведения, подросток моделирует в своём воображении похожие ситуации и стремится дополнить написанное, представляя себяв роли главного героя, умеющего по-настоящему дружить, любить и быть полезным людям. Стремление воплотить мечту в действительность реализуется в подражаниях и заимствованиях, самовоспитании и самообразовании.Таким образом происходит формирование мировоззрения, обусловливающего целевую направленность деятельности, критерии оценок и самооценки.Анализ определений мировоззрения в энциклопедическом словаре под редакцией А.А.
Ивина, в философском словаре Л.Ф. Ильичёва, П.Н. Федосеева,С.М. Ковалёва, В.Г. Панова; в новой философской энциклопедии под редакциейВ.С. Стёпина позволил рассматривать мировоззрение как обобщение убеждений,основанных на знаниях о мире и отношении к ним [512; 515; 300].Для нашего исследования актуальны представления о знании Е.М. Удовиченко, Е.Ф. Губского, рассматривающих эмпирическое и теоретическое, интуитивное, философское знание как «результат процесса познания, непреходящуюценность» [514; 505].Сущность категории «отношение» раскрыта в трудах Л.И.
Божович,Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, считавших отношение способом бытия личности [69; 70; 93; 239; 368].«В педагогике существует более 20 различных классификаций отношений(по модальности, степени устойчивости, осознанности, по видам деятельности че-72ловека, выраженности эмоционального компонента, ролевой позиции партнеров идр.)» [35, с. 28-29].Гуманизм является мировоззрением, основанным на уважительном и справедливом отношении к людям, и гуманистических убеждениях личности, использующей полученные знания как регуляторы сознания и поведения.
Убеждение,предполагающее определённое основание, рассматривается как возможностьпринятия системы идей, не всегда совпадающих с истиной [512].Знания как ключевой компонент системы знания – убеждение – отношение– мировоззрение переводятся на уровень убеждений в процессе самостоятельныхинтеллектуальных и практических действий учащихся.Формирование мировоззрения и убеждений осуществляется в рамках целостного подхода, предполагающего усвоение, переживание и применение знанийв качестве убеждений, и ценностно-деятельностного подхода, ориентированногона включение знаний в структуру способа мировоззренческой ориентировки[151].Житейский и эмоциональный способы мировоззренческой ориентировкиреализуются эмпирическим путём; научный – теоретическим путём, предполагающим освоение знаний и приёмов их реализации в учебной и социально ориентированной деятельности [417, с.
71-78].С учётом частных педагогических принципов нами разработана схема освоения понятий аксиологии гуманизма как значимой составляющей содержательного ядра художественных произведений, направленная на осмысление эмпирических представлений о гуманистических ценностях и сущности понятия аксиологии гуманизма; конкретизацию полученных знаний в ходе изучения литературной темы; конструирование гипотетических промежуточных и обобщающих суждений.Учащиеся знакомятся с суждением о гуманистической ценности и выделяют в нем исходное общее отношение, содействующее созданию содержательнойабстракции анализируемого текста и имеющее практическое значение для понимания его художественной идеи; обнаруживают связь этого исходного отношения73с его различными проявлениями в тексте и получают содержательное обобщение.На заключительном этапе работы школьники используют содержательную абстракцию и содержательное обобщение для объединения других абстракций и конструирования определения понятия.Под руководством учителя учащиеся формулируют гипотетические промежуточные и обобщающие суждения в процессе диалогизации, ориентированнойна освоение знаний о гуманистических доминантах русской классики как ценностных центрах текста.Разрабатывая методическую концепцию исследования, мы исходили изпредставлений о гуманистической психологии как методологической основе гуманистической педагогики.Изучение особенностей процесса развития гуманистических идей в отечественном образовании, нашедших отражение в исследованиях В.Г.
Александровой,П.А. Лебедева, Н.Н. Барковой, А.П. Булкина, Р.А. Валеевой, З.И. Васильевой,В.А. Власова, Ш.И. Ганелина, В.А. Горянина, В.А. Григорьевой-Голубевой, Л.Г.Ивановой, С.Ф. Егорова, А.И. Пискунова, В.А. Караковского, Г.Н. Козловой, М.А.Кондратьевой, В.В. Краевского, С.В. Кульневич, А.А. Лебеденко, Б.Т. Лихачёва,О.Г. Панченко, З.И. Равкина; В.А.