Диссертация (Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5–8 классах), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5–8 классах". PDF-файл из архива "Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5–8 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
230-234].50К началу XIX века направления становления и развития классического образования определяют воспитательные тенденции, проявляющиеся в интересе кпатриотической тематике литературных произведений. Важнейшей задачей педагогических поисков становится проблема нравственного становления читателя,нашедшая отражение в трудах М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, Н.И. Новикова и др.Концепция воспитания и обучения была закреплена в формуле «книга учит»российским издателем и общественным деятелем Н.И. Новиковым.В статье «О воспитании и наставлении детей» (1783) он сформировал принцип учёта возрастных особенностей учащихся, являющийся основным в педагогике; а в статье о преподавании словесности «Об эстетическом воспитании»(1784) утвердил мысль о необходимости освоения норм эстетики, логики и морали [64, с. 32].С середины 40-гг.
XIX века направления исследований российских учёныхметодистов во многом определяли мифологическая, культурно-историческая,психологическая школы в литературоведении.Ключевой проблемой методической науки, нашедшей отражение в труде «Опреподавании отечественного языка» (1844) Ф.И. Буслаева, разделявшего идеимифологической школы, стала разработка гуманистической концепции преподавания словесности, основанной на принципах народности, ставившей в центрвнимания личность учащегося.Излагая суть полемики реалистов и гуманистов, Ф.И.
Буслаев так характеризует позиции последних: «Цель преподавания <…> образование духа <…> образуй ученика для высшего мира духовного, для здешней жизни научит его самажизнь <…> юношеский дух полнее развивается диетами духовными, нежели вещественными <…> гуманизм стоит выше своего противника. <…> Как гуманистов можно назвать педагогическими еретиками, однако остающимися внутрисвятилища науки, так реалисты суть неверующие, педагогические идолопоклонники, стоящие вне» [83, с.
38-39].51С точки зрения Ф.И. Буслаева, воспитанию потребности в серьёзном научном труде, восприятию языка в качестве сокровищницы духовных богатств народа максимально содействует сравнительно-исторический метод, предполагающийисследование особенностей церковнославянского и древнерусского языков.Универсальной методикой, по мнению учёного, «должна была стать такаяформа работы на уроке как «филологическое объяснение писателя», основа которого – широко понимаемая грамматика, включающая эстетику, философию,нравственность и историю» [107, с. 128 ].Идеи о необходимости учёта личного, национального и общественного находят отражение в хрестоматиях А.Д. Галахова, отводившего ведущую рольличности писателей, оказавших влияние на процесс становления и развития русского языка и литературы.В 50-е гг.
XIX века формирование передовой педагогической мысли определяли общенациональное, определявшееся доктриной народности, и общечеловеческое, связанное с европеизмом и космополитизмом, направления.«Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях определяли принципы профильной дифференциации, фундаментальности и универсальности, гуманистической направленности знаний» [174, с. 22].К середине шестидесятых годов в содержании учебных программ российских гимназий нашла отражение широко распространённая в мировой педагогической практике новогуманистическая модель классического образования, однакопередовые учёные этого периода подвергли переосмыслению некоторые идеи европейской школы, доказав абсурдность их бездумного копирования.Утверждая необходимость развития нравственных качеств личности, изначально ей присущих, «художественного чувства поэзии», Л.Н.
Толстой подвергкритике унифицированный подход к обучению как препятствующий реализациитворческого потенциала личности [232, 88]. Философской основой его учения являлось представление о том, что нравственность изначально присуща человеку,который должен стремиться к преодолению зла в мире и единению с другимилюдьми [97, с. 233].52В основе методической системы В.И. Водовозова находилась идея о необходимости формирования нравственной позиции личности в процессе изучениявершинных произведений русской классики, отразивших особенности национального самосознания: «Какие права имеет личность на естественное удовлетворениесвоих потребностей, — при каких условиях созидается среда, где человек действительно может устроить свое относительное счастье, или довольство, — в чемименно может состоять деятельность, при которой человек был бы не лишним, ипроч.» [90, с.
271-272].Направления методических поисков учёных второй половины XIX века определяли идеи культурно-исторической школы (А.Н. Пыпин, А.И. Кирпичников идр.) о необходимости восприятия художественного произведения как отражениягражданских и патриотических идей.Они были реализованы в программе Петербургского учебного округа (1864г.), разработанной преподавателями гимназий.В.Я. Стоюнин, принявший активное участие в составлении этого документа,считал целью изучения словесности в школе формирование у учащихся знаний обобщечеловеческих ценностях, нашедших отражение в произведении, умений самостоятельно выделять передовые идеи в процессе чтения, стремление к познанию.
В центре методической концепции В.Я. Стоюнина, базировавшейся напринципе критического изучения литературы, находились проблемы нравственного и эстетического развития учащихся, историзма, ранее нашедшие отражение втрудах А.Н. Пыпина [344, с. 168-185].Цели обучения литературе и методы её преподавания представлены в книгеВ.Я. Стоюнина «О преподавании русской литературы» (1864): «Каждое истинноэстетическое произведение отражает в себе жизнь, действительность, с котороюсвязывается много нравственных, общественных и других вопросов. Разбирая такое произведение <…> должны иметь дело с разнообразными вопросами жизни<…> все будет наводить нас на вопросы, близкие и интересные каждому, вопросыжитейские; а с ними вместе будут разъясняться и сами понятия — нравственные,семейные, общественные, понятия, которые у учеников обыкновенно бывают53слишком туманны, неопределенны и сбивчивы, так как им редко приходится задумываться над ними» [491, с.
300].Несмотря на совпадения некоторых взглядов В.И. Водовозова и В.Я. Стоюнина на анализ художественного произведения, необходимо отметить, чтоВ.Я. Стоюнин рассматривает образы героев в соответствии с представлениями об«общечеловеческом» и «национальном» идеале, а в центре внимания В.И. Водовозова находятся характерные черты, указывающие на принадлежность к определённому социальному типу.Известный российский педагог В.П.
Скопин, развивая мысль о необходимости формирования гуманистического мировоззрения учащихся в процессеизучения словесности, писал: «История литературы есть история изменениянравственных идеалов общества. <…> Идеал народа выражается в былинах,идеал дружины в сказаниях Нестора о первых князьях завоевателях, в «Слове ополку Игореве», в «Поучении Владимира Мономаха». Остается охарактеризовать идеал духовенства. Духовенство очертило свой идеал в своих лучших, передовых личностях – в святых иконах и затворниках, сподвижниках, распространителях христианства у язычников; рельефные образы аскетического идеала идолжны войти в хрестоматию» [386, с.
327].В.П. Острогорский, выступая за целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся, отмечал ведущую роль русской словесности впроцессе воспитания патриотических чувств школьников [120; 311].В его книге «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми» (1874) утверждается мысль о необходимости изучения биографических сведений с целью формирования интереса к общественнойдеятельности писателей, установления внутрипредметных связей [312].Идеи культурно-исторической школы подверглись критике со стороны учёных, утверждавших самодостаточность литературы как предмета преподавания,выступавших против замены его на историю культуры и общественной мысли.54В 70-80-е годы XIX века вышли в свет хрестоматии Л.И.