Диссертация (Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5–8 классах), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5–8 классах". PDF-файл из архива "Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5–8 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
уменьшилось количествоучебных часов, отведённых на преподавание литературы, произошло сокращениеперечня изучаемых произведений. Большее внимание на уроках теперь уделяетсяизучению вопросов теории литературы; актуальными становятся проблемы «живого слова» учителя (Г.К. Бочаров); развития письменной речи учащихся(П.А. Шевченко, В.А.
Никольский, В.В. Литвинов); использования активных методов обучения, целостного анализа текста.В начале 1960-х гг. в литературоведении усиливается интерес к историкофункциональному изучению литературы. Сторонники данного направления –Д.С. Лихачёв, М.Б. Храпченко, Г.П. Макогоненко, Ю.В. Манн и др.
– считали, чтофункционирование литературных явлений определяется их структурой и характером взаимодействия с социальной действительностью и эстетическими запросамиобщества и видели свою задачу в выявлении особенностей влияния литературныхпроизведений на сознание писателей и поэтов.59В рамках указанного подхода чтение рассматривалось как активный творческий процесс общения читателя и писателя, что обусловило интерес учёныхметодистов к проблеме читателя-школьника.В это время происходит дальнейшее совершенствование содержания иструктуры литературы как учебного предмета; усиление внимания к эстетическойстороне искусства слова (Л.И.
Новожилова, З.Я. Рез, В.Г. Маранцман, Т.В. Чирковская, Д.К. Мотольская, М.Г. Качурин, М.А. Шнеерсон, А.С. Дегожская,Т.Г. Браже и др.); дальнейшая разработка теории выразительного чтения в системе эстетического воспитания школьников (Н.И. Кудряшёв, 3.Я. Рез, А.М.
Докусови др.).Эстетическое воспитание рассматривалось как составная часть, средство,метод коммунистического воспитания, всестороннего совершенствования человека.Разработчик структурно-семиотического метода изучения литературы, сторонник принципа воспитывающего обучения Ю.М. Лотман считал, что, «если работать с текстом так, чтобы ученик ни на минуту не терял чувство его красоты,видел бы в нем нечто большее, чем учебную иллюстрацию к тому или иному языковому правилу, то это же самое правило, в конечном итоге, окажется в выигрыше.
Ритм, интонация, образность, раскрывающая смысловой простор каждогослова, – все это при умелом использовании превращается в неисчерпаемые резервы, облегчающие работу учителя и дающие возможность сделать урок увлекательным» [210, с. 34].Учёный рассматривал биографию писателей как «благодатный материалдля интересных бесед, воспитательное значение которых трудно переоценить»[210, с.
32]. «Мы боимся вводить в изложение живой индивидуальный материал идумаем, что повышаем воспитательный эффект, упрощая трудные пути, по которым шел тот или иной писатель. Но результат получается противоположным:гладкая биография, в которой Добролюбов похож на Чернышевского, Чернышевский на Герцена, Тургенев на Толстого, трудные, порой драматические исканияистины, заблуждения, срывы, борьба, разочарования, победы заменены стандарт-60ными характеристиками и возбуждают не интерес, не желание подражать, а скуку» [210, с.
32].В 70-е гг. XX века созданы типовые программы, происходит формализациялитературного образования, обоснована целесообразность приёмов педагогического воздействия на эстетическое сознание школьников и преодоления наивнореалистического толкования произведения (М.Г. Качурин, Н.Д. Молдавская); пути и методы анализа художественных произведений, такие как комментированноечтение, целостный анализ (Т.Г. Браже), композиционный анализ (Г.И.
Беленький,Д.В. Дубинина), проблемный анализ (В.Г. Маранцман, Л.Н. Лесохина, Л.С. Айзерман и др.).В 1960—70-х гг. Е.Н. Ильиным разработана концепция обучающего воспитания, в основе которой находилась идея о необходимости формирования этических и эстетических взглядов учащихся в процессе изучения литературы как искусства слова.Методологическую основу теории Е.Н. Ильина составляла идея о необходимости формирования гуманистического мировоззрения, построения урока литературы «по «законам трех О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожитьписателем» [159; 160].С точки зрения педагога, необходимо сформулировать личностно значимыйвопрос-проблему и анализировать текст, привлекая учащихся к поиску ответа навопрос в процессе изучения материала статей учебника, научных исследований,посвящённых творчеству поэта или писателя.
Условием эффективности такой работы является духовное равноправие учителя и учащихся [380].В 80-е гг. в центре внимания учёных-методистов, наряду с проблемой литературного развития (Н.Д. Молдавская), общими вопросами преподавания(Н.И. Кудряшёв), восприятия художественных произведений в связи с возрастными особенностями учащихся (В.Г. Маранцман); разработкой методов и приёмов обучения, способов организации самостоятельной деятельности учащихся(Н.И. Кудряшёв и др.), в том числе на факультативных занятиях, во внеклассной ивнешкольной работе (И.С. Збарский, В.П. Полухина), находится проблема эсте-61тического и нравственного воспитания средствами литературы [153; 223; 256;257; 258; 287; 288; 336].С точки зрения Н.Я.
Мещеряковой, «в процессе восприятия художественных произведений читатель имеет возможность усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждатьсяв истинности тех или иных нравственных решений, получать опыт нравственнойоценки. Но такое воздействие происходит лишь при условии, что читатель ориентируется на концепцию мира и человека у писателя, видя ее конкретное воплощение в художественном произведении» [283, с. 6].Е.В.
Квятковский отмечал важность освоения сложных философских понятий в процессе изучения литературы и видел специфику этого процесса не в заучивании готовых выводов и формул, а в умении применять их в качестве руководствакдействиювпроцессепостиженияиоценкилитературно-художественных явлений, использовать их в общественной и личной жизни [188].Таким образом, в методике преподавания литературы XX столетия усиливается внимание к проблеме актуализации гуманистического потенциала русскойклассики, намечаются пути реформации литературного образования в ходе дискуссии вокруг новых типовых программ, предложенных научными коллективамиМосквы и Ленинграда с участием литературоведов, педагогов, писателей.Направления поисков путей воспитания в процессе изучения литературыопределяет аксиологический подход, нашедший отражение в публикациях известного педагога Л.С.
Айзермана, выступающего за формирование толерантности, умений воспринимать окружающую действительность в её многообразныхпроявлениях [7; 8; 9].С точки зрения В.И. Тюпы, Ю.Л. Троицкого, «исходя из сверхзадачи построения гражданского общества в России, особую остроту приобретает переориентировка гуманитарного образования как непосредственно формирующего ценностные ориентиры личности и притом наиболее пострадавшего от авторитарнойпрактики преподавания в советское время. Органичной частью гражданского об-62щества способна стать школа коммуникативной дидактики, исходящей в разработке антиавторитарных стратегий из сложившейся в XX веке философии диалогизма (М.М. Бахтин, М. Бубер, Г.Г.
Гадамер, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюсси,А.А. Ухтомский, Ф. Энбер и др.), а также опирающейся на достижения психологии в области изучения процессов общения и смыслообразования (Л.С. Выготский, А. Маслоу, Ж. Нюттен, Ж. Пиаже, В. Франкл, В. Штерн и др.). <…> Преподавание литературы, перестроенное на основах исторической эстетики и коммуникативной дидактики, несет в себе мощный потенциал формирования конвергентного сознания. <…> Потенциальные возможности таит в себе также введениев систему школьного образования таких гуманитарных предметов, как философия(по специальной программе развития культуры философского мышления, ждущейпока еще своей разработки)» [95; 96; 502].Н.П.
Терентьева считает, что аксиологизация литературного образованияобусловлена необходимостью «синтеза смыслопонимания и смыслопорождения»,«воспитания личности через её свободное ценностно-смысловое самоопределение» [492, с. 52].Особенности процесса аксиологизации литературного образования и формирования гуманистического мировоззрения исследовали Л.С. Айзерман,В.В. Алексеева, Г.И. Беленький, С.Э.
Берестовицкая, Л.А. Бессонова, С.И. Блаженкова, О.Ю. Богданова, В.И. Болдин, Р.Ф. Брандесов, Е.О. Галицких, С.А. Геворкян, Е.Ф. Григорьева, Н.П. Дмитракова, М. Догонадзе, Л.М. Донченко, А.И.Еремкин, Е.Н. Ильин, Т.А. Калганова, М.И. Картавцева, Е.В. Квятковский,О.Ю. Колпачева, И.А. Куличева, Е.М. Лазарева, Н.Н. Липилина, А.В. Малютина,Г.С. Меркин, Е.А. Новикова, В.И. Новосельцев, Е.В. Петрова, И.А. Петрова, Р.М.Рогова, Е.С. Романичева, Р.К. Румянцева, Т.Ф. Рябцева, А.Н.
Тотиева, Н.П. Терентьева, В.Е. Хализев, И.В. Холодяков, З.Б. Цаллагова, А.М. Шуралёв и др. [9;14; 50; 55; 60; 62; 65; 66; 72; 78; 100; 105; 122; 133; 134; 139; 144; 159; 175; 183;188; 198; 225; 234; 242; 254; 272; 274; 276; 301; 302; 303; 319; 320; 349; 350; 359;369; 376; 492; 493; 498; 499; 522; 523; 526; 548; 549; 550; 551; 552; 553 и др.].63В статьях, посвящённых данной теме, содержатся теоретические разработки, ориентированные на формирование представлений о нравственных ценностях;предложены методические рекомендации, содействующие актуализации гуманистического потенциала русской классики в процессе изучения литературы в 5-8классах.С точки зрения современных методистов, «те ценности, которые совсем недавно, в эпоху перехода к новой политической и экономической системам, казались нравственными, не выдержали испытания даже на очень коротком историческом отрезке.