Диссертация (Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5–8 классах), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5–8 классах". PDF-файл из архива "Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5–8 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Сущность гуманизма Л.Н. Толстого открывается в убеждённости писателя в том, что закон прогресса «написан в душе каждого человека» исостоит не в увеличении знаний, а «в увеличении души», стремящейся к совершенству. Гуманистический призыв к самосовершенствованию, к постижениювсеобщего и универсального, нравственного и разумного закона Л.Н. Толстогобыл обращён к человеку, воспринявшему «истинную религию», главным критерием которой является разумность, а высшей ценностью любовь как нравственный ориентир. Уповая на народное просвещение, писатель стремился преобразо-40вать действительность путём ненасильственного преодоления зла в мире и совершенствования духовной природы человека.Гуманистическое содержание литературы XX века находит свое выражениев совокупности принципов художественного изображения человека, его взглядовна настоящее и будущее, место в обществе, отношения с другими людьми.
В центре внимания русских писателей во все времена находились такие понятия, какнравственное совершенствование, труд, интеллектуальные и творческие силы человека, служение на благо обществу; самосовершенствование как путь постижения всеобщего и универсального нравственного закона, свободные и ответственные, разумные и человечные отношения между людьми и др.Результаты анализа развития гуманистических идей позволяют рассматривать гуманизм как глобальный феномен культуры человечества, обусловливающий развитие науки, а истоками современного гуманизма в России являются гуманистические традиции мировой и отечественной культуры, находящие отражение в ценностном комплексе современного гуманизма, который включает экзистенциальные, социальные, политические, нравственные, эстетические и др.
ценности.В аксиологии гуманизма существует группы квазиценностей и антиценностей, куда включены квазинаука и лженаука, враждебность, агрессивность, война,манипулирование сознанием и др. «Центральной в области ценностей являетсяценность человеческой жизни» [74, с. 154].Анализ содержания, ценностей, методологии, форм бытования позволяютрассматривать гуманизм как сложный культурный комплекс. Для обозначенияструктуры современного гуманизма в научный обиход введены понятия «многомерный гуманизм» или «универсальный гуманизм», позволяющие рассматриватьгуманизм как открытый знаниевый комплекс, основными компонентами которогоявляются философские, психологические, педагогические, общеполитические,эволюционные, экологические и др.
идеи.411.2. Категория доминанты в психологии, литературоведении и методике преподавания литературы в школеТермин доминанта наряду с такими понятиями, как «эстетический объект»,«единство стиля» и др. ввёл в теорию искусства датский философ и эстетикБ. Христиансен [525].В книге «Философия искусства» он разработал положения о композиционной и смысловой функциях доминанты: «доминанта – выделенный элемент»; «велика композиционная роль доминанты как организующего начала в произведенииискусства»; «доминанта имеет динамический характер» [147, с.
20, 21].Психофизиологическую основу теории доминанты заложил А.А. Ухтомский, утверждавший принцип доминанты как физиологическую основу вниманияи предметного мышления.Согласно концепции учёного, доминанта определяет направленность человеческого восприятия, интегрирует отдельные ощущения в целое: «Принцип доминанты – насторожить в определённую сторону» [507, с. 254].Понятие доминанты стало одним из наиболее плодотворных в филологической науке и нашло отражение в трудах Б.М. Эйхенбаума, В.Б. Шкловского,Р.О.
Якобсона, Б.В. Томашевского, Л.С. Выготского 94; 497; 561; 546; 556; 557.Теоретики формальной школы разработали положение о формообразующемхарактере доминанты. Они рассматривали доминанту в качестве основной категории, наряду с такими понятиями, как «конструктивный принцип», «конструктивный фактор», «конструктивная функция»; «установки» произведения (Ю.Н. Тынянов), считая, что совокупность доминант является определяющим моментом вобразовании жанра (Б.В. Томашевский) [500, с.
10, 20-21; 497, с. 159-240].Б.М. Эйхенбаум рассматривал художественное произведение как «результатсложной борьбы различных формирующих элементов, всегда — своего рода компромисс. Элементы эти не просто сосуществуют и не просто «соответствуют»42друг другу. В зависимости от общего характера стиля тот или другой элементимеет значение организующей доминанты, господствуя над остальными и подчиняя их себе» [557, с. 332].Более широкое понимание термина нашло отражение в трудах М.М. Бахтина, видевшего в доминанте объединяющее начало тематической, эстетической иидейной сторон литературного произведения [46].Разработка семантического и психологического аспектов понятия доминанты была продолжена в работе Л.С.
Выготского, определявшего момент катарсисаразвитием доминанты [94].Р.О. Якобсон рассматривал доминанту как «фокусирующий компонент художественного произведения» [561, с. 56].Представитель Пражского лингвистического кружка Я. Мукаржовский выдвинул идею о диалектической связи различных функций доминанты, подчёркнувеё динамический характер [290].А.П. Чудаков рассматривает доминанту в качестве единого принципа построения художественного мира писателя, проявляющегося на предметном, сюжетно-фабульном, идейном и повествовательном уровнях художественной системы [541, с. 29-98].Современные учёные характеризуют доминанту как эстетический центртекста (Е.А. Жиркова), «относительно статичный образный (Л.Ю. Максимов), семантико-стилистический стержень произведения» (В.В.
Одинцов); рассматриваютритм как доминанту стихотворной речи (Ю.К. Стехин) [147; 281; 306; 490].В научных исследованиях М.В. Антроповой, М.В. Ляпон, В.П. Пищальниковой, А.В. Пузырёва доминанта рассматривается с психолингвистических позиций и соотносится с понятием «языковая личность».М.В. Ляпон видит сущность доминантного анализа в том, чтобы в единомключе объяснить цепочку языковых предпочтений; М.В.
Антропова ставит напервое место когнитивную и эмоциональную доминанты личности, актуализирующиеся в процессе порождения / восприятия текста [25; 252].43А.В. Пузырёв выделяет ассоциативные доминанты в качестве тех единиц,которые объединяют формальный и содержательный аспекты анализа текста:«…ассоциативные доминанты – а они наблюдаются и в других художественныхпроизведениях – оказываются одним из средств формирования подтекстового,глубинного идейно-эстетического содержания художественного текста большойпрозаической формы. Ассоциативные доминанты различных произведений предполагают некоторую градацию и включаются либо в уровень художественного образа (персонажа), либо в уровень всего текста» [343, с.
26].Е.Е. Роговская считает, что «доминантная эмоция инициирует порождениевстречно/вторичной модели фрагмента познания мира, инвариантной исходнойавторской модели», и рассматривает «эмоциональную доминанту как компонентдоминантного авторского смысла», предопределяющий диалог, «активный поискпути встречного порождения смысла» [352, с. 48, 84]. Она отмечает регулятивнуюфункцию эмоциональной доминанты, заключающуюся в структурировании потока авторских ассоциаций, объединении знаков языка и создании авторской модели фрагмента познания мира [352, с. 61].С точки зрения Е.А.
Жирковой, многообразие точек зрения на понятие доминантыобусловило(Г.А. Золотова),появление различныхэмоционально-смысловаяклассификаций:(В.П.Белянин),рематическаяграмматическая(О.И. Москальская), текстовая (Л.Г. Бабенко, И.Е. Васильев) доминанты [52; 147,с. 38].«Доминанта противостоит процессу субъективирования и направлена наобъективирование восприятия художественного текста, доминанта создаёт равенство этого текста самому себе при каждом последующем возобновлении и можетбыть представлена как инвариант эстетически значимого в произведении.
К свойствам доминанты, несомненно, можно отнести следующие: векторность, активность, устойчивость <…> К основным функциям доминанты можно отнестипрагматическую, интегрирования и специфицирования художественного текста»[147, с. 40, 42].44Прагматическая функция доминанты состоит в содействии более точномупониманию читателем авторской мысли; интегрирования – в обеспечении единства текста; специфицирования – в сохранении его художественной уникальности.Актуализация указанных функций доминанты способствует сохранениюединства содержания, подразумеваемого автором, и содержания, воспринимаемого читателем.Процесс активизации доминанты связан с особенностями человеческой памяти, удерживающей лишь самые значимые события и впечатления и отсеивающей второстепенные.Таким образом, доминанта является антиподом механизму мнемы (Р.
Земон), т. е. запасу приобретённых энграмм («записей») как осознанных или неосознанных соприкосновений с миром реальности, актуализирующихся в процессе чтения. Художественный текст также порождает энграммы, повторение которых оставляет прочный след в психике читателя. Согласно закону мнемы, читатель выстраивает собственное видение содержания, отождествляя его с содержанием произведения созданного автором.Доминантная деятельность противостоит тенденции субъективирования, неуничтожая субъективного, а содействуя достижению объективного, выявлениюсодержательного ядра текста, общего в восприятии произведения искусства. Таким ядром, остающимся постоянным вне зависимости от изменений исторического, культурного контекстов, является способность художественного текста к самосохранению, обусловленная авторским стремлением к сотворчеству с читателем.Анализ текста с точки зрения его доминанты предполагает выявление егоуникальности на идейно-эстетическом, образном и языковом уровнях.Исследование идейно-эстетического уровня доминанты содействует интеграции одновекторных компонентов одного класса на образном и языковом уровнях с учётом того, что формулировка доминанты идейно-эстетического уровня,являясь публицистической концентрацией художественно выраженной идеи и сохраняя внутренние богатства смысловых нюансов, отличается гипотетичностью.45Анализ доминанты образного уровня позволяет избежать избыточностианалитического расчленения, характерного для исследования языкового уровнятекста, или синтезирования, закономерного для анализа идейно-эстетическогоуровня.Специфика доминанты языкового уровня обусловлена особенностямифункционирования системы изобразительных средств языка (лексических, грамматических,словообразовательных,фонетических),выражающейидейно-эстетическое содержание литературного произведения.Е.А.