Диссертация (Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5–8 классах), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5–8 классах". PDF-файл из архива "Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5–8 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Происхождение слова «гуманизм» связано с культурным и моральнымидеалом греческой и римской античности, имевшим название «пайдейя» или «человечность» (humanitas).Гуманистами в эпоху Возрождения называли ценителей античной культурыи коллекционеров произведений искусства.Философское значение термина «гуманизм», актуальное в наши дни, появилось в период Ренессанса, провозгласившего приоритет Человека и его права нареализацию творческого потенциала.30В современных философских энциклопедических словарях (А.А. Ивин,Ф.В. Константинов, Е.Ф.
Губский, Л.Ф. Ильичёв) гуманизм рассматривается каксистема мировоззрения, в основе которой заложены идеи о необходимости защиты достоинства и самоценности человека, его прав и свобод; как система воззрений, признающая ценность личности, утверждающая благо человека, основанноена принципах равенства, справедливости, в качестве критерия оценки действенности социальных институтов, нормы в отношениях между людьми; как рефлектированный антропоцентризм, исключающий то, что использует человека длядостижения недостойных целей; доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство независимо от каких-либо исполняемых имсоциальных функций и ролей, усматривающее в нем самостоятельный источниктворческих сил и др.
[512; 513; 514; 515].Анализ содержания термина «современный гуманизм», позволяющий отметить особенности эволюции понятия, представлен в работах Л.Е. Балашова,И.М. Борзенко, А.В. Ботвиновой, К. Бурдаха, Ю.Г. Волкова, Т.А. Гололобовой,В.К. Дудышевой, С.А. Карповой, А.И. Киселёва, В.А.
Кувакина, А.А. Кудишиной,П. Куртца, А.Н. Левушина, И.К. Мелекаевой, Н.В. Пивневой, В.А. Рыбина,Д.С. Сомова [37; 75; 77; 82; 91; 112; 142; 182; 189; 219; 220; 231; 236; 266; 323;370; 371; 482; 527].С точки зрения А.А. Кудишиной, наиболее точные определения современного гуманизма как движения и светского мировоззрения предложил П. Куртц,рассматривавший «гуманизм как ценность, глубоко значимую для личности, икак мировоззрение, позволяющее испытать подлинное удовлетворение от служения людям» [220].Теоретические положения современного гуманизма, целью которого является гуманизация межличностных и общественных отношений, находят отражение в различных областях знаний – философии, истории, психологии, педагогике,аксиологии.В оценке современных отечественных исследователей гуманизм рассматривается как «современная форма реалистической психологии и жизнеориентации31человека, которая включает в себя рациональность, критичность, скептицизм, эмпатию, стоицизм, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение» [74, с.121].Л.Е.
Балашов выдвигает 40 тезисов о гуманизме, считая, что «гуманизм –своего рода лифт, соединяющий человека и человечество, поднимающий человекаот его «я» до «мы» всех людей»; что «гуманист изначально положительно относится к человеку, каким бы этот человек ни был, законопослушным или преступником, мужчиной или женщиной, соплеменником или другой национальности,верующим или неверующим» [37].Главным принципом гуманизма является «золотое правило поведения», отрицательная форма которого содержит запрет на зло, а положительная утверждаетдобро, предъявляя максимум требований к поведению человека [37].В.А. Кувакин рассматривает гуманизм как «мировоззрение, в центре которого идея человека как высшей ценности и приоритетной по отношению к себереальности в ряду всех других материальных и духовных ценностей» [74, с. 122].Кредо Общества российских гуманистов как свободных и ответственныхлюдей, разделяющих принципы светского, гражданского гуманизма, составляютследующие положения: «Светский, гражданский гуманизм – это постоянно совершенствующийся проект подлинной общечеловеческой духовности, которую немогла бы монополизировать ни одна религия или идеология, церковь или партия;это открытое мировоззрение, не отталкивающее от себя никого, кто сам не считает себя его непримиримым противником <…> это приоритет общечеловеческихценностей перед любыми групповыми или идеологическими, терпимость и человечность…» [214].Исследования определений понятия «гуманизм» в философии, проведенноеД.С.
Сомовым, показали, что понятие «гуманизм» имеет множество определений,основанных на тезисах, утверждающих человека в качестве высшей ценности, егоправа на самоопределение и самореализацию [482, с. 9, 10].Современный гуманизм рассматривается в качестве одной из многих альтернатив модели будущего, как обновленная планетарная культура человечества,32открывающая новые возможности для творческого созидания и самосовершенствования.С точки зрения В.А. Кувакина и А.А.
Кудишиной, наиболее распространёнными формами гуманизма являются светский (секулярный), эволюционный,ноосферный, религиозный, социальный и экогуманизм.Сторонники светского гуманизма разрабатывают «конкурирующую с религиозной моральную систему, построенную на принципах научности и рационализма», утверждая приоритет науки и критического мышления [220].Идеологи эволюционного гуманизма возлагают ответственность за будущеепроцесса эволюции на человека и видят пути комплексного решения проблем,связанных с ростом населения земного шара, технизацией жизни, появлением агрессивных настроений, обусловленных глубокими различиями между уровнемжизни высоко- и слаборазвитых стран; падением значимости традиционных ценностей и др., в создании общей экономической и образовательной системы, универсальной философии, идеи которой могли бы объединить людей различных национальностей и вероисповеданий и обеспечить рост их уровня жизни.Ноосферный гуманизм берёт начало в философии русского космизма, учения о единстве человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира Н.Ф.
Фёдорова, К.Э. Циолковского, А. Умова, А.Л. Чижевского; учении В.И. Вернадского оноосфере как высшей стадии развития биосферы, созданной в результате преобразующей деятельности человека, и находит дальнейшее развитие в трудахИ.М. Борзенко, рассматривающего ноосферный гуманизм в качестве одного изспособов трансформации человечества в новое глобальное мировое сообщество,лишённое последствий негативных проявлений процессов интеграции.По мнению И.М. Борзенко, в процессе формирования концепции ноосферного мировоззрения происходит создание и общего языка, и общечеловеческойсистемы ценностей [74].Сторонники идей экологического гуманизма (экогуманизма), связанного ссинергетическими представлениями о мире как едином, саморазвёртывающемся33Универсуме, ищут пути преодоления губительных последствий глобализации иэкологического кризиса.Таким образом, эволюционный, ноосферный и экогуманизм являются разновидностями единого глобального или планетарного гуманизма, а базовые положения их концепций определяют основные признаки современного гуманизма,утверждающего идеи нравственного совершенствования общества, укрепленияобщечеловеческой солидарности.«Теистический, или религиозный гуманизм представляет собой широкийспектр преломлений идей гуманизма в религиозном сознании: от попыток интегрировать гуманизм в ту или иную религиозную доктрину при неукоснительномприоритете трансцендентного начала до сведения трансцендентного, сакрального– к мирскому и посюстороннему» [220].Религиозные гуманисты XIX – первой половины XX вв.
(Н.А. Бердяев,Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, В.И. Несмелов, Л.Н. Толстой, С.Л. Франк идр.) рассматривали гуманизм как «новую религию».Во второй половине ХХ в. в центре внимания религиозных гуманистов находится проблема диалога между различными религиями и гуманизмом. Большаячасть социальных, или гражданских гуманистов (В.Л.
Гинзбург, Г.Г. Гивишвили,А.Г. Круглов, В.А. Кувакин, Г.Г. Шевелёв и др.) считают гуманизм мировоззрением; другие (С.С. Перуанский, Ю.Г. Волков, А.В. Бузгалин, В.Д. Жукоцкий,А.С. Шутов, Е.А. Кафырин) полагают, что гуманистические идеи могут стать основой идеологии, однако явление социализации гуманизма вступает в противоречие с установками современного гуманизма и представлениями о демократии.В современной культуре оппозицией гуманизму является антигуманизм каксоциокультурная установка, отрицающая состоятельность идеи приоритета Человека.Критиками гуманизма являются зарубежные учёные (Х. Дункан, Д. Эренфельд, Н. Гейслер и др.) и российские писатели, философы и богословы(А.И.
Солженицын, М.М. Дунаев, П.А. Гуревич, С.С. Хоружий и др.).34С точки зрения М.М. Дунаева, гуманизм изначально обречен на кризис, абез всяких оговорок может быть принято лишь одно: человек есть высшая меравсех вещей, ибо он создан по образу и подобию Божиему» [143].Антигуманизм основан на недоверии к разуму и собственным силам человека, к его свободе и ответственности и др., тогда как философскометодологической основой гуманизма являются «идеи эволюционизма, принципыдемократизма» и др. [221, с. 133].При явных различиях взглядов гуманистов и антигуманистов объединяетобеспокоенность будущим человечества, поэтому диалоговая оппозиция гуманизм – антигуманизм, противопоставляющая такие понятия, как «разум – вера,новация – традиция» и др., обусловливает динамику и диалектику культуры, еемногогранность и противоречивость [221, с.
133].Ценность в гуманизме рассматривается в качестве особого вида реальности,возникающего на основе осмысления и оценки человеком явлений окружающейдействительности 19,74.«Обладая функциями ориентиров, ценности определяют индивидуальныеили коллективные суждения и поступки. <…> Область гуманистических ценностей складывается, во-первых, из того, что признается ценным нашей человечностью; во-вторых, из того, что человечно и позитивно в самом человеке; в-третьих,из того, что признается ценным в виде комбинации наших нейтральных и позитивных качеств» [74, с. 153].Исследование особенностей гуманистических мотивов в культуре ДревнегоКитая, греко-римском гуманизме, арабской культуре и философии, европейскомгуманизме эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.), европейском гуманизме XVII–XIXвеков, идей эпохи зарождения гуманизма в России в XX веке; современного светского, эволюционного, ноосферного, экологического, теистического (религиозного), социального (гражданского) гуманизма, охарактеризованных в трудахД.