Диссертация (Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров универсальными методами архетиповых изоконструкций), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров универсальными методами архетиповых изоконструкций". PDF-файл из архива "Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров универсальными методами архетиповых изоконструкций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
обладающего профессиональной компетентностью.Разработка авторских предложений по организации образовательного процесса дизайнеровв вузе основана на новой концептуальной стратегии развития, обеспеченной нормативно-правовыми документами: Концепции Федеральной целевой программы развития образования на2016–2020 годы (от 29 декабря 2014 г. № 2765-р, г.
Москва), Национальной доктриной образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г.; проект «Стратегия развитиявоспитания в Российской Федерации на период до 2025»; Концепцией развития образованияв сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг.; Федерального закона «Обобразовании в Российской Федерации», национальным проектом «Образование», совместнымЗаявлением государств «Зоны Европейского Высшего образования» – Болонской декларацией,подписанной 19 июня 1999 г.; Федеральными государственными образовательными стандартамии другими законодательными и нормативно-правовыми документами в области образования.В данных документах определены концептуальные идеи развития идентичности российской личности, основы культурной политики, амбициозные планы по формированию нового поколенияв ближайшие 15-20 лет, направление достижения «…стратегических целей социально-экономи-28ческого развития Российской Федерации, в том числе на удовлетворение потребностей гражданв образовании, духовном развитии и сохранении сложившейся в России уникальной системыподготовки специалистов во многих областях художественно-проектной деятельности…» [145].Обозначенная проблематика позволяет нам выделить основные вехи исторического развитияфеномена «дизайн» для определения траектории нашего исследования.
Остановимся на рассмотрении дизайна с позиций обращенности исследователей к данному феномену. В диссертационномисследовании «Дизайн в системе культурных ценностей» В.В. Чижиков рассматривает дизайнкак феномен социально-культурного интегратора общественного взаимодействия, придаваяему роль важного элемента процесса строительства постиндустриального общества. Подобнаяхарактеристика дизайна как явления, включенного в социальные контексты и определяющего философскую, культурную, экологическую, социальную, технико-технологическую, инновационную,проектировочную ипостась взаимоотношений человека и общества, рассматривается многимиисследователями (философами: Т.Ю.
Быстрова, Г.Н. Лола, Ю.М. Лотман, М.С. Каган, К.М. Кантор,О.И. Генисаретский; методологами, теоретиками дизайна, культурологами: В.Л. Глазычев, А.А. Грашин, А.В. Ефимов, А.Г. Раппопорт, В.М. Розин, И.А. Розенсон, А.Н. Лаврентьев, В.Ю. Медведев,В.Л. Минервин, Ю.С. Сомов, Г.П. Щедровицкий, В.Т. Шимко, и др.).В этом контексте важное значение для исследования различных сторон современного дизайнаимели докторские диссертации: Т.Н.
Бытачевской «Искусство художественного авангарда XX векакак фактор формообразования в дизайне: Теоретические концепции и проблемы интерпретации»;И.В. Балицкой «Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии»; Л.В. Быкасовой «Научно-образовательный потенциал художественной педагогики ФРГ»; Т.И.
Власовой «Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников»; Е.Ю. Игнатьевой «Совершенствование образовательного процесса в современном вузе»; И.О. Елеференко«Онтогенез системы подготовки специалистов творческих профессий в контексте социокультурных и педагогических трансформаций ХХ века»; Е.Н. Лазарева «Дизайн как технико-эстетическаясистема»; Г.П. Максимовой «Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграциипедагогики и искусства в медиасреде»; Н.Н.
Мосоровой «Философия дизайна: социально-антропологические проблемы»; С.М. Кожуховской «Дизайн-образование. Структура содержание и методы реализации»; О.В. Стукаловой «Высшее профессиональное образование в сфере культурыи искусства: современное состояние и перспективы развития»; С.К. Ткалич «Универсальная модельпрофессиональной подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента»; В.И.
Пузанова «Взаимодействие интеллекта и мастерства как проблема культурных формацийв дизайне»; А.А. Прищепы «Теория и практика художественного образования в педагогическомвузе: Личностно-ориентированный культуросообразный контекст»; О.Г. Яцюк «Мультимедийныетехнологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект» и др.; B.П. Зинченко «Развитиетворчесикх способностей на занятиях академическим рисунком»; Р.Ч. Барциц «Теория и практикаобучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов»;С.П.
Ломова «Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладногоискусства»; М.Н. Марченко «Развитие способностей к дизайнерской деятельности: (на материалеобучения студентов художественно-графического факультета технической и компьютерной графике»); Л.Г. Медведева «Пути формирования графического художественного образа на занятиях29по академическому рисунку»; С.Е. Игнатьева «Теория и практика изобразительной деятельностидетей»; Ю.В. Назарова «Особенности и перспективы развития современного российского дизайна:Проблемы, тенденции, прогнозы, региональные особенности» и др.Кандидатские диссертации: Е.Б. Анфимовой «Формирование профессионально-творческойпозиции бакалавров архитектуры и дизайна в университете»; Т.В. Балланда «Аксиологическиеаспекты дизайна»; Т.С.
Бастрыкиной «Формообразование как проблема философско-эстетическогоисследования: На материале дизайна костюма»; М.Е. Елочкина «Подготовка специалиста дизайнерасреднего звена в условиях организации инновационной образовательной среды»; С.В. Комовой«Дизайн костюма как средство управления и манипулирования массовым сознанием»; Д.В.
Томбу«Дизайн как феномен культуры. Проблемы становления дизайн-образования в России»; И.А. Львовой «Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в областидизайн-образования»; М.С. Мышинской «Творческое развитие личности студентов вуза на основеиндивидуализации дизайн-образования»; Е.М. Фандеевой «Дизайн, его место и роль в культуре»;В.П. Фалько «Формирование художественно-проектной компетенции педагога профессиональногообучения в области дизайна» и др.Для всестороннего рассмотрения специфики дизайн-образования кратко остановимся наопыте дизайнерского образования в России.Теория и история дизайн-образования рассматриваются в работах М.А.
Коськова, Т.В. Костенко, С.М. Михайлова, Г.В. Миневрина, Е.А. Розенблюма, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Ткаченко и др.;проблематика современного состояния дизайна отражена в междисциплинарных исследованиях:К.А. Кондратьева, Е.Н. Лазарева, Л.С. Колпащикова, B.П. Климова, Е.Н. Ковешниковой, С.М. Кожуховской, Л.Н. Столович, В.Ф. Сидоренко и др.; вопросы философии дизайна рассматривают:Т.Ю. Быстрова, Л.Н. Безмоздин, М.С. Каган, М.А. Коськов, Г.Н.
Лола, В.В. Чижиков и др.Чтобы понять специфику и сущность феномена «дизайн», стоит рассмотреть историю егостановления. Это требует обращения к философским и эстетическим проблемам пользы и красоты, начиная с античных времен. В качестве примера приведем автоматические устройстваГерона Александрийского, среди которых: уникальные автоматические двери, театр кукол, самозаряжающийся арбалет, паровая турбина и др.
Эпоха Возрождения являет уникальные примерытехнических устройств и машин, наделенных эстетическими качествами: изобретения Леонардода Винчи, изложенные в «Лестерском кодексе», предвосхитившие технический прогресс, отличались совершенством и эстетикой. В ХVII в. немецкий философ и математик Г.В.
Лейбниц разработал «ars inveniendi» и «ars combinatoria» – методики изобретательства и комбинирования,полагая, что возможно создание универсального языка – программы систематического решениятворческих задач. В ХХ в. философ П. Флоренский в труде «Органопроекция» предположил, что«орудия расширяют область нашей деятельности и нашего чувства тем, что они продолжаютнаше тело » [226].
Даже только на этих значительных примерах можно понять важность открытий, сделанных гениальными представителями человечества и послужившими идеологическимипрототипами в становлении феномена «дизайн». Дизайн, находясь на стыке искусства и техники,является универсалией, объединяющей в себе уникальную возможность влияния на человека, егоэмоциональное, интеллектуальное поле посредством заложенных в продуктах дизайна высокихпотребительских, эстетических качеств.30Следует помнить об изначально прагматичной, утилитарной сущности деятельности человека, связанной с искусством.
По мнению первого теоретика промышленного дизайна архитектораГ. Земпера, технические искусства наряду с архитектурой имели изначально прикладное значение,приобретали со временем новый смысл и эстетическое содержание. А поскольку дизайн не отвечалкритериям художественности, то его, по мнению Г.
Земпера, не признавали искусством. И.Г. Гердер, немецкий историк культуры, считал «…абсолютизацию антагонизма искусства и ремесла,красоты и целесообразности» неправомерной, полагая, что изначально все искусства обладалиутилитарностью [200].ХIХ век, характеризуясь заменой ручного труда машинным, привел к возникновению дизайнакак проектирования среды жизнеобитания человека, особого вида предметно-художественноготворчества. Массовое промышленное производство определяло функционально-формальные характеристики изделий, зависевших от экономических и социальных условий [258].
Возникнув, какрезультат промышленной революции, дизайн не был включен в систему эстетических ценностейкак вид искусства по причине своего прагматического характера. Данный период способствовалразвитию проектировочной деятельности для создания продуктов потребления, нашедших выражение в проектах, эскизах, макетах, чертежах.Таким образом, научно-технический прогресс XIX века обусловил ряд причин, способствующихпоявлению феномена дизайна. Это резкое расширение номенклатуры предметного окружения: оборудования, технических приборов, транспорта, фотографии, звукозаписи, кинематографа, утилитарных предметов быта, обладающих техническими и эстетическими характеристиками.
Возникновениеконкуренции между производителями приводило к повышенному потребительскому спросу. Расширение экономических, культурных контактов в мире способствовало развитию мультикультурности,взаимообогащению различных национальных культур, что предопределило в корне отношение к традиционному формообразованию предметной среды, ее сущностного содержания. Однако наиболееточное объяснение причин возникновения этого феномена мы находим у М.С. Кагана в исследовании«Морфология искусства». Автор вывел единственно верную, на наш взгляд, теорию возникновенияи расщепления пластических искусств, приведших к возникновению дизайна.