Диссертация (Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров универсальными методами архетиповых изоконструкций), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров универсальными методами архетиповых изоконструкций". PDF-файл из архива "Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров универсальными методами архетиповых изоконструкций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Применялиськомпьютерные программы Statistica 9; SPSS 19.0; SPSS 17.0 for Windows.Этапы исследования:1. Прогностический этап (2006-2008 гг.) включал анализ философской, культурологической,социологической, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблемамисследования; разрабатывались основные позиции исследования; обобщался личный педагогический опыт диссертанта.2. Организационно-подготовительный этап (2008-2010 гг.) включал обобщение теоретического и эмпирического материала по проблеме исследования, уточнялись теоретическиеосновы концепции универсальных дизайн-методов, разрабатывалась стратегия и тактика становления и развития профессиональной компетентности дизайнеров в процессе художественно-проектной деятельности; формировался диагностический аппарат проверки первоначальнойгипотезы исследования, проводилась его реализация и обобщение на констатирующем этапеисследования; в 2010-2011 гг.
конструировалась теоретическая модель педагогической системыформирования профессиональной компетентности студентов, уточнялись теоретические и психолого-педагогические принципы методики становления профессиональной компетентности.3. Формирующий этап (2011-2014 гг.) включал реализацию модели педагогической системыформирования профессиональной компетентности в образовательном процессе кафедр дизайна;апробацию универсальных дизайн-методов в художественно-проектной деятельности; формировались условия реализации в экспериментальной работе методики становления и развития заявленного феномена в специально организуемом семиотическом пространстве.
Регулярно проводилсяанализ исследуемых качеств личности студентов в художественно-проектной деятельности.4. Обобщающий этап (2014-2017 гг.) включал в себя систематизацию эмпирического материаларезультатов исследования и экспериментальных данных по реализации модели педагогическойсистемы формирования профессиональной компетентности студентов-дизайнеров.Апробация исследования и внедрение его результатов проводились непрерывно по мере их разработки. Теоретические положения исследования изложены в ряде работ, список которых приводитсяв конце автореферата. Основные результаты исследования апробировались на международных, всероссийских, региональных, вузовских научно-практических конференциях: «Высшее гуманитарноеобразование ХХI века: проблемы и перспективы» (Самара, 2008, 2009), «Современные технологиив Российской системе образования» (Пенза, 2008), «Формирование национального самосознанияв процессе художественного образования» (Карачаевск, 2008), «Композиционная подготовка в современном художественном образовании: педагогический аспект» (Шадринск, 2008), «Социально–экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг» (Ростов на-Дону, 2008,2009), «Интеграция традиционных и инновационных процессов в современной системе образования»16(Тюмень, 2009), «Цивилизация-культура-образование из прошлого в будущее» (Екатеринбург, 2009),«Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии» (Санкт – Петербург, 2009), «Мода и дизайн.Современная одежда и аксессуары» (Ростов на-Дону, 2009, 2012), «Современные проблемы обучения,воспитания и развития личности в учреждениях среднего, среднего профессионального и высшегопрофессионального образования» (Краснодар, 2010), «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2010, 2011), «Педагогика творчества.
Творческаялаборатория педагога дополнительного образования детей. Дополнительное образование-сфера формирования творческой направленности личности. Инновации и творчество» (Ростов на-Дону, 2011),«Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизацииобразования» (Ростов на-Дону, 2012), «Социальные и гуманитарные науки: теоретические и прикладные исследования» (Ростов-на-Дону, 2013), «Гуманитарные науки и современность» (Москва,2013), «Текстиль, одежда, обувь, средства индивидуальной защиты XXI веке» (Ростов-на-Дону, 2014),«Наука сегодня.
Ключевые проблемы и перспективы развития» (Санкт – Петербург, 2015), «Наука 21века» (Санкт – Петербург, 2016), «Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии»(Омск, 2016), «Славянский мир. Душа празднику рада» (Ростов-на-Дону, 2016 г.).Опытно-экспериментальная база исследования включила в себя Ростовский технологическийинститут сервиса и туризма (кафедру «Моделирование, конструирование и технология швейныхизделий»), Донской государственный технический университет (кафедры «Дизайн и конструирование изделий легкой промышленности», «Технологии формообразования и художественнойобработки материалов»), Южный Федеральный университет, Академию архитектуры и искусства(кафедры «Методика преподавания технологии и ДПИ», «Дизайн»), Ростовский государственныйстроительный университет (кафедру «Дизайн»).Экспериментальная проверка общей гипотезы исследования осуществлялась нами в процессеработы в качестве руководителя студии Дворца творчества детей и молодежи, студии Центра дополнительного образования детей Октябрьского района г.Ростова-на-Дону, руководителя курсовсистемы дополнительного образования слушателей по профилю «Дизайн» Ростовского технологического института сервиса и туризма.
Это позволило значительно расширить возможностивнедрения модели педагогической системы формирования профессиональной компетентности,способствовало выявлению специфики профессионального становления специалиста в инойобразовательной среде.Опытно-экспериментальная работа продолжалась более 14 лет (с 2000 по 2015), позволила намразработать теоретические положения, апробировать практические рекомендации данного исследования в различных педагогических условиях, сопоставить полученные результаты, подвергнутьих неоднократной проверке.
Основное содержание и материалы исследования опубликованы в монографиях, учебно-методических пособиях и других публикациях общим объёмом свыше 70 п.л.На защиту выносятся:1. Теоретические положения формирования профессиональной компетентности студентовдизайнеров на основе универсальных методов архетиповых изоконструкций, включают в себяследующее:- основная идея исследования состоит в универсальности как оберегающей целостности национальной, культурной, духовной, творческой плодотворности человека;17- формирование профессиональной компетентности студентов дизайнеров опирается на ценностный характер символических образов, выраженных в культурных архетипах;- универсальные методы архетиповых изоконструкций раскрывают суть профессии дизайнера,ориентируют студента на национальные приоритеты развития отечественного дизайна;- профессиональная компетентность студентов формируется в семиотической системе «дизайн»,оперирующей универсальными методами архетиповых изоконструкций на основе архетипов четырех групп: архетип Ассоциация, архетип Объекта, архетип Действия, архетип Пространства;2.
Профессиональная компетентность представляет собой интегративное понятие, включающеев себя готовность выпускника к деятельности в профессиональной области; владение профессиональным знанием; предметно-практический опыт проявления компетентности в творческойдеятельности; личностное отношение к культурным смыслам и ценностям; регуляцию процессаи результата проявления компетентности в проектировании, успешного функционирования всоциуме в соотнесенности с личными, социальными и общественными ценностями.
Природакомпетентности проявляется только в органическом единстве с фундаментальными культурнымиценностями человека.3.Результативность формирования профессиональной компетентности студентов дизайнеровобеспечивается:- реализацией Концепции системного проектирования, базирующейся на методологическомпринципе общей семантики, включающей этапы: синтактику (уровень значений), семантику(уровень смыслов), прагматику (уровень ценностей);- реализацией теоретической (прогностической) модели педагогической системы формированияпрофессиональной компетентности студентов-дизайнеров, структура которой представленакомпонентами: гностическим, проектировочным, коммуникативным, конструктивным иорганизаторским.4.
Формирование профессиональной компетентности универсальными методами в процессеобучения дизайнеров осуществляется в семиотической системе, состоящей из этапов: синтактика(поле значений) – обращение к предметно–символическим первоисточникам. Основной этап –семантика (поле смыслов) – изучение знаковых систем, смыслов, с использованием графическихсредств. Итоговый этап – прагматика (поле ценностей) – перевод культурных ценностей в проектировочную деятельность, формирование профессиональных качеств личности.5. Данным этапам соответствует разработанная и реализованная в художественно-проектнойдеятельности методика становления и развития профессиональной компетентности студентовдизайнеров, включающая методики обучения: погружения в ассоциативное пространство, построения семантических композиций, организации проектной деятельности.6.