Диссертация (Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров универсальными методами архетиповых изоконструкций)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров универсальными методами архетиповых изоконструкций". PDF-файл из архива "Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров универсальными методами архетиповых изоконструкций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиВЛАСОВА ИРИНА МИХАЙЛОВНАФОРМИРОВАНИЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИСТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ МЕТОДАМИАРХЕТИПОВЫХ ИЗОКОНСТУРУКЦИЙСпециальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования(педагогические науки)Специльность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания(изобразительное искусство)ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степенидоктора педагогических наукТОМ 1Москва – 20172ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-18ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . 19-254ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВДИЗАЙНЕРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19§1.1. Специфика и проблемы дизайн-образования. . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19-35§1.2. Компетентностный подход в системе высшего образования дизайнеров . . . . . . . . 35-52§1.3. Психолого-педагогические основы формирования профессиональнойкомпетентности студентов-дизайнеров . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52-65Выводы по главе 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65-66ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ МЕТОДОВ . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 67§ 2.1. Метод в структуре художественного проектирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67-82§ 2.2. Теоретические основы концепции универсальных методов при подготовкедизайнеров в вузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82-97§2.3. Универсальные методы архетиповых изоконструкций как средство формированияпрофессиональной компетентности студентов-дизайнеров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97-107Выводы по главе 2 . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107-109ГЛАВА 3. ТАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110§3.1. Исследование профессиональной компетентности студентов-дизайнеровв мотивационной сфере (результаты первичной диагностики) . . . . . . .
. . . . . . . . 110-137§3.2.Исследование профессиональной компетентности студентов-дизайнеровв операциональной сфере (результаты первичной диагностики) . . . . . . . . . . . . . 137-158§3.3. Формирование профессиональной компетентности универсальными методамиархетиповых изоконструкций в процессе обучения студентов-дизайнеров . . . 158-176§3.4. Методика становления и развития профессиональной компетентностистудентов-дизайнеров . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176-191Выводы по главе 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191-192ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИСТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ МЕТОДАМИАРХЕТИПОВЫХ ИЗОКОНСТРУКЦИЙ .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193§4.1. Динамика формирования профессиональной компетентностистудентов-дизайнеров в результате эксперимента в мотивационной сфере. . . . 193-2163§4.2. Динамика формирования профессиональной компетентности студентовдизайнеров в результате эксперимента в операциональной сфере . .
. . . . . . . . . . 216-241§4.3. Организационно-педагогические условия формированияпрофессиональной компетентности студентов-дизайнеров. . . . . . . . . . . . . . . . . . 242-252Выводы по главе 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252-253ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254-258СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259-279Приложения (Том 2). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1–1314ВВЕДЕНИЕПостановка проблемы и актуальность исследования.Вызовы современности в контексте последних международных событий диктуют необходимость дальнейших качественных преобразований в стране, связанных с развитием экономикиРоссии, производством конкурентоспособной продукции, внедрением передовых технологийдля решения задач инновационного развития во всех отраслях промышленности.
Это требует дальнейшего реформирования высшей школы. Актуальной задачей становится подготовкакомпетентного специалиста, обладающего высокой культурой, нравственностью, духовностью,нацеленного на сохранение российской художественной культуры и искусства, национальныххудожественных традиций.Сегодня существует ряд проблем в сфере дизайна и производства одежды, которые связаны,прежде всего, с вопросами неразвитости промышленных производств, устаревшего оборудования,системы обеспеченности замкнутых производственных циклов, сферы брендинга и маркетинга,сырьевых ресурсов, вопросов качества и технологии производства одежды и др.
В документахГоскомстата России, Стратегической программе исследований Технологической платформы«Текстильная и легкая промышленность», а также маркетинговые исследования Ассоциации дизайнеров и производителей изделий России, ОАО «Инновационного научно-производственногоцентра текстильной и легкой промышленности», агентства «Анитэкс», Аналитической группыNTESCO RESEARCH GROUP, и др. отмечается неустойчивый интерес к продукции российскогопроизводителя как неконкурентоспособной за счет не только качества, но и уровня «модности»предлагаемой продукции, а это уже вопросы образования, воспитания «национального вкуса».Краткий анализ сегмента рынка модной одежды говорит о значительном отставании в лидерствеотечественных производителей одежды на российском рынке, что требует пересмотра ряда вопросов как в сфере производства, модной индустрии, так и в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов-дизайнеров, что является актуальным.Геополитическая, экономическая ситуация в стране заставляет инициировать широкомасштабное развитие отечественной продукции, актуализирует вопросы придания изделиям, предметам,объектам дизайна «национального лица», что усиливает значение российской художественнойкультуры и образования.Мы полагаем, что ориентация на архетипические структуры сознания человека, затрагивающая его ментальность, самоидентификацию личности средствами дизайна, средства и методыпроектирования и художественного образования в целом позволяет расширить его границы,говорить о его новых возможностях в решении вопросов вывода российского дизайна на мировой уровень.
В качестве положительного примера отметим самобытную символику «Лоскутногоодеяла» Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года, где представлен собирательныйобраз, передающий традиции и народные промыслы различных регионов России, построенныхна культурных архетипах. В рисунке объединены мотивы устюжской росписи и вологодскогокружева, гжели и жостовской эмали, кубачинских узоров и цветов павлово-посадских платков,5мезенской росписи и хохломы, якутских узоров, ивановского ситца и других характерных направлений самобытного творчества.
Это позволило создать совершенно оригинальный и современныйхудожественно визуальный образ сочинской Олимпиады, связанный с такими ценностями как:Родина, Семья, Культура, Мир, Красота, Свобода, Честь, Россия, Будущее, Величие, Победа, Созидание, Планета Земля.Таким образом, детального рассмотрения требуют вопросы формирования профессиональнойкомпетентности студентов-дизайнеров, за счет новых инструментов влияния на вкусы российского потребителя и в целом на воспитание россиянина, патриота своей страны, нацеленного насохранение национальных художественных традиций.Актуальным инструментарием, способным обеспечить успешное внедрение в педагогическуюпрактику декларируемых положений Концепции Федеральной целевой программы развитияобразования на 2016–2020 годы (от 29 декабря 2014 г.
№ 2765-р, г. Москва) являются в частностиуниверсальные методы, позволяющие решать указанные проблемы.Сегодня факультеты, кафедры дизайна, входящие в состав многопрофильных университетов,решая задачи по подготовке квалифицированных выпускников, сталкиваются с многочисленнымипроблемами.Наиважнейшей мы считаем отсутствие концепции Национального дизайна, а также неразработанность механизмов противодействия масскультуре средствами дизайна. При этомв условиях глобализации, ориентация на национальные культурные ценности не являетсяопределяющей, порой происходит засилие западной культуры низкого уровня. Потеря приоритета российской художественной культуры в сфере дизайна требует определения истинныхистоков формирования потребительского вкуса, нацеленности на сохранение национальныхроссийских ценностей и художественных традиций средствами дизайна и художественногообразования.Отмечаем также проблемы в практической области дизайна: не в полной мере реализуется интеграция образования, науки, искусства, производства; редки факты прямых заказов состороны промышленности и социокультуры на разработку дизайн-проектов студентами вузов;имеет место слабое знание студентами реалий современного профильного производства и смежных областей; существует объективная разобщенность специализаций дизайна, наложившаяотпечаток на профессиональное мышление специалистов, сформировав интеллектуально-профессиональные границы его возможностей (В.Ю.
Медведев, М.Е.Ёлочкин и др.). Также остройпроблемой в области системы дизайн-образования является отказ от традиций преподавания,сложившихся в академической школе дизайна, что приводит к отсутствию интереса студентовк национальной культуре, традициям своего народа. Подготовка специалиста в области дизайнане гарантирует высокий уровень его социальной адаптации, не вносит в его продукцию яркийнациональный колорит.Как было отмечено, острый характер проблем в дизайне, в сфере которого находится предметно-средовый мир человека с уникальным влиянием на него, выводит человека в техногенныймир, оторванный от природы, традиций, национальной культуры. О проблеме дизайна, как манипулятора общественного сознания, выводящего человека за пределы культурных ценностей,вызывающего эффекты напряжения, утомления, отторжения и деструкции, говорят философы6и теоретики дизайна: Т.Ю.
Быстрова, О.И. Генисаретский, Н.С. Герасимов, К.А. Кондратьева,Н.Н. Мосорова. Так, Т.Ю. Быстрова, говоря о конъюнктурных и экономических проблемах, затмевающих путь вещи к человеку, уводящим от нее, делает ее «обыденностью наличия», «трехмерным каталогом». В.Ф. Сидоренко, например, отмечает эстетику смыслосообразности и эстетикуабсурда в графических знаковых формах. В диссертации Н.С.