Диссертация (Художественная модель национального мира в прозе первой трети XX в. (И.С. Шмелев, Ш.Й. Агнон, И.Э. Бабель))

PDF-файл Диссертация (Художественная модель национального мира в прозе первой трети XX в. (И.С. Шмелев, Ш.Й. Агнон, И.Э. Бабель)) Филология (55125): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Художественная модель национального мира в прозе первой трети XX в. (И.С. Шмелев, Ш.Й. Агнон, И.Э. Бабель)) - PDF (55125) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Художественная модель национального мира в прозе первой трети XX в. (И.С. Шмелев, Ш.Й. Агнон, И.Э. Бабель)". PDF-файл из архива "Художественная модель национального мира в прозе первой трети XX в. (И.С. Шмелев, Ш.Й. Агнон, И.Э. Бабель)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиЮзефович Илья ВикторовичХудожественная модель национального мира в прозе первой третиХХ в. (И. С. Шмелёв, Ш. Й.Агнон, И. Э. Бабель)ДИССЕРТАЦИЯна соискание учёной степени кандидата филологических наукСпециальность 10.01.01.

– русская литератураНаучный руководитель:доктор филологических наук,доцент Я.В.СолдаткинаМосква – 20172ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ3 – 25ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ26 – 171Глава 1. Художественные принципы создания текста о национальном 26 – 57мире1.1.Национальная идентичность и особенности её воплощения в 26 – 34литературе1.2.«Родина» как текст. Специфика хронотопа национального 35 – 51мира1.3.Циклизация как принцип создания образа национального мира 52 – 55Выводы по Главе 156 – 57Глава 2. Иноэтнокультурный текст в русской литературе XIX-XX вв.: 58 – 102взаимодействие разных национальных миров2.1.Моделирование образа «Другого»: фонетический аспект65 – 802.2.Морфологический и лексико-синтакcический аспекты образа 81 – 89«Другого»2.3.Иноэтнокультурный текст и литературная традицияВыводы по Главе 290 – 100101-102Глава 3. Стратегия поведения и эволюция героя национального мира: 103 – 171от разрушения к созиданию3.1.Истоки образа героя-бунтаря в национальной литературной 105 – 122традиции3.2.Герой-бунтарь в контексте прозы И.Э.Бабеля123 – 1373.3.Национальный мир глазами ребенка138 – 169Выводы по Главе 3170 – 171Заключение172 – 175Список литературы176 – 1963ВВЕДЕНИЕПроблемавоплощениянациональногосознаниявлитературныхпроизведениях является одной из широко обсуждаемых тем в современнойгуманитарнойнауке.Интерескнаучнымисследованиямнациональнойидентичности и её литературной репрезентации вызван как желанием сохранитьнациональную и культурную самобытность в условиях глобализации иунификации, так и новым взглядом на нацию как коллективную идентичность,находящую своё символическое воплощение и самосознание в литературныхпроизведениях.«Социокультурная ситуация на постсоветском пространстве, связанная сразрушением традиционных межнациональных контактов и сложным этапомновой национальной идентификации народов России, настоятельно требуетобращения к историческому опыту»1 и в первую очередь к традициям русскойлитературы.

На протяжении нескольких столетий осознание собственнойидентичностисочетаетсяврусскойкультуресоткрытостьюдругимнациональным мирам. Отмеченная особенность проявляется уже в творчестве А.С. Пушкина и становится впоследствии одной из ключевых в дальнейшейлитературной традиции. Специфика исторического развития России накладываетотпечаток и на культуры народов России; русская словесность становитсясвоеобразнымкультурнымцентром,врамкахкоторогоосуществлялосьвзаимодействие и взаимообогащение национальных литератур.По определению философа И. А. Ильина, русская культура – «дитяисторических катастроф»2, и сама «русская идея всеобщего спасения родилась изкатастрофического прошлого страны»3. Именно в ту эпоху, представителемкоторой был данный мыслитель, в первой трети XX столетия, происходитграндиозный исторический катаклизм: в результате войн и революций начинаетсяраспад прежних форм национального сознания.

«Историческая катастрофа»1Малкина Е.А. Национальный мир как художественная модель в литературах народов Россиихудожественная модель: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2008г. С.4.2Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С.296.3Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М., 1995. С.13.4затрагивает не только русскую культуру, её жертвами становятся и многиенароды России. В частности – наблюдается коренная ломка традиционногоеврейского уклада, что способствует синтезу культур; приводит к готовившемусяна протяжении более чем столетия диалогу двух национальных миров, в которомкаждая из национальных культур и литератур призвана осознать и художественновыразить себя и другого, очертить границы «своего мира» и постепеннорасширять и приоткрывать эти границы.В настоящей через призму произведений Ш.

Й. Агнона 4, И. Э. Бабеля и И.С. Шмелева исследуется феномен национального мира – «художественноймодели действительности, которая позволяет писателям решать бытийственныепроблемы в своем кругу, чтобы затем транспонировать их в мир как сущностныепроблемы»5.Созданныеназваннымиписателямилитературныемирырассматриваются как «аналоги национальных проблем, средоточие проблемчеловечества»6. Выбор этих авторов обусловлен возможностью последовательноизучить два типа национального мира (в творчестве И. С. Шмелёва и Ш. Й.Агнонакак одних изглавных врассматриваемую эпоху выразителейтрадиционного для русской и еврейской культур типов сознания) и их синтез (втворчестве И. Э.

Бабеля). Наиболее репрезентативными в соответствии сизбранным ракурсом исследования представляются циклы рассказов Ш. Й.Агнона («В шатре дома моего», «Книга деяний»), И. Э. Бабеля («Конармия»,«Одесские рассказы») и роман И. С. Шмелёва «Лето Господне».При сопоставлении произведений Ш. Й. Агнона, И. Э. Бабеля и И. С.Шмелёва, писателей, имена которых никогда не упоминались в одном контексте,предпринята попытка определить общие основы художественной структурытекстов и отражения национального сознания. Такой подход дает возможностьуточнить представление о российском литературном процессе первой трети XX в.4Ш.Й.Агнон (1887- 1970)- израильский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе(1966 г.), классик ивритоязычной литературы.5Арутюнов Л.Н.

Национальный мир и человек // Изображение человека. М.,1972. С. 175.6Там же.5и проанализировать как общие закономерности, так и национальное своеобразиеразвития литератур.Проблема художественной модели национального мира рассматривается вшироком контексте русской, еврейской и русско-еврейской литератур ХIХ-ХХ вв.Привлекается обширный иллюстративный материал, помогающий наиболееполно и разносторонне проследить возникновение и эволюцию представлений о«Своём» и «Чужом» на примере указанных выше литературных традиций,запечатлеть становление и распад трёх (русского, еврейского и русскоеврейского) национальных миров в художественном сознании ХIХ-ХХ вв.Художественная модель национального мира определяется, исходя из трудов Ю.М.

Лотмана и В. Н. Топорова, как эстетически завершенное отображение всейсуммы представлений о мире в данной традиции на основе миропониманияавторов»7.АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ обусловлена интенсивно развивающимсявзаимодействием национальных литератур и возросшим в последние годынаучным интересом к изучению межнациональных литературных связей, влияниярусской литературы на сферу других национальных литератур. В этом отношенииважную роль играют: исследование литературных моделей традиционныхнациональных миров, выявление их типологических схождений и трансформациив контексте кризиса национального сознания, пережитого культурой ХХ века.Модификации национальных миров, их эволюция, в первую очередь, связаны страгическими событиями XX века, когда в силу целого ряда историческихкатаклизмов раз и навсегда изменяется традиционный (в рамках русской,еврейской и целого ряда других культур) миропорядок. Потребность всохранениисвоейкультуры,национальнойсамобытностистановитсянеобходимым условием не только для самоидентификации, но и для выживания визменившемся окружении, а потому подробно отрефлектирована в литературепервой трети ХХ века.

Одна из задач, стоящих перед современной гумантарнойнаукой,7–выработатьновыеметодологическиеподходыкЛотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Тарту, 1964. Вып.1. С. 32-36.изучению6национальной идентичности и форм ее выражения в культуре, в частности –литературные приемы воссоздания ключевых параметров национального мира.Не менее важный аспект работы – изображение в литературе образа«Другого», ведь «самоидентификация всегда осуществляется через отношение кДругому, через его «опознание». Один из первых шагов к уточнению этогоотношения – описание себя «иного»» 8.

Значительное внимание уделяется в работепроблеме «иноэтнокультурного текста»9 в русской литературе 10, изучениекоторого также играет важную роль в осмыслении места отечественнойсловесностивмировомлитературномпроцессе.ПозамечаниюЭ.Ф.Шафранской, «необходимость изучения иноэтнокультурного текста русскойлитературы очевидна: ярче высвечивается специфика, и национальная в томчисле,русскойлитературы,атакжепониманиецелостностимировоголитературного и культурного процессов»11.НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы обусловлена прежде всего тем, что впервыепроводится сравнительно-типологический анализ произведений И.

С. Шмелёва,Ш. Й. Агнона и И. Э. Бабеля, авторов, чьи имена ни разу не употреблялись водном контексте. Возможность подобного типологического сопоставленияобеспечивается наличием ряда значимых общих художественных свойств ванализируемыхпроизведениях,сходнымиприемамимоделированиянационального мира. Кроме того, необходимо указать и на методологическуюновизну работы: нами использованы принципы междисциплинарного подхода,рассматривающеголитературныеуказанныемоделихудожественныенациональногомиратекстысиприсущиепозицийнеимтольколитературоведения, но также истории, лингвистики и культурологии.8Лескинен М.В. Польский характер в российской этнографии ХIX в. [Электронный ресурс]//Отечественные записки № 4(61) 2014г.

URL: http://www.strana-oz.ru/2014/4/polskiy-harakter-vrossiyskoy-etnografii-xix-veka (дата обращения: 26.02.2016г.)9Подробнее о феномене «иноэтнокультурного текста» см. раздел 2.1.10См. Шафранская Э.Ф. Мифопоэтика иноэтнокультурного текста в русской прозе XX - XXI вв:дис…. док. филол.наук: 10.01.01. М., 2008.11Там же. - С.10.7МАТЕРИАЛОМ для сопоставления избраны циклы И.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее