Диссертация (Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ), страница 11

PDF-файл Диссертация (Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ), страница 11 Философия (55030): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ) - PDF, страница 11 (55030) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ". PDF-файл из архива "Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

В данном контексте актуальнее становится говорить о платоническомперво-единомкакапофатическомпринципе-безыпотесномначале(натурфилософское ἀρχή трансформируется в ἀνυπόθετος ἀρχή), а не простоЕдином, стоящем в антитезе к многому. Можно отметить, что на данном этапеначинает формулироваться методологическое содержание античной генологиикак эйдологии.1.3 Неоплатоническое Единое и его эманацииЛосев настаивал, что существо античного неоплатонизма необходимоискать не в вульгарном мистицизме, а в понимании структурной сложностиэтой древней философской системы. Историко-философские трактовки придалиантичному неоплатонизму излишние черты мистицизма и магизма, аАристотеля, напротив, стали трактовать как сухого рационалиста.

Не раз настраницах лосевских работ можно встретить резко полемический тон вотношении общеупотребимой новоевропейской, как он выражался, трактовкиантичности, которая «подсовывая любимые словечки» 122 называла «Платона –рационалистом, Аристотеля – эмпиристом, Плотина – «мистиком», Ямвлиха –учителем в толковании платонизма как монистической системы субъект-объектноготождества.121Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика.

С. 35.122Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука. С. 66.48«теургом» и т. д.»123. Лосев же находит в каждом из философов новые,неожиданные стороны, например, в Платоне и Ямвлихе – астронома иматематика, а в Плотине, в первую очередь, – диалектика, сравнимого по силесистемной точности с немецкими классиками.Лосев производит синтез рационалистических и мистических чертнеоплатонизма, как бы выделяя существенные слои в понимании этого учения ипредлагаетвгенологическойвыразительногостановленияпредставленнуюкаксложныеперспективесущностиизоригинальнуюапофатическойтетрадно-тетрактидные124связикартинуточки,междукатегориями.

Этот подход Лосев заимствует преимущественно у Прокла,потому что именно он наиболее системно упорядочил предшествующие емуматериалы. Кроме того, Прокл не просто теоретизировал учение о едином (ввиде логически выверенных формул своих трактатов), но и показал, как та илииная категория его философии коррелирует с греческой генотеистическоймифологией и является, по сути, ее основанием.Ранее мы выявили основные черты лосевской эйдологии платонизма иобнаружили, что категория эйдоса служит здесь своего рода связующим звеноммежду полным апофасисом и завершенной катафатической явленностью сущегокак целого. Эйдос как единичность подвижного покоя самотождественногоразличия125 является первичной выразительностью смысла, парадигматически(недаром Лосев называл его порождающей моделью126) определяя любойсознательный акт восприятия вещи.

Все движения мысли вдоль любогосмыслового становления сущности получили название эманации, которая, вТам же. С. 66.Более подробно мы рассмотрим этот метод во второй главе данной работы, посколькунеоплатонизм оказал существенное влияние на язык самого Лосева и на его системусоответственно.125Пять высших родов сущего по Платону: единичность, покой, движение, тождество,различие.126Учение об идее как порождающей модели у Лосева появляется в «Истории античнойэстетики», т.е. более позднем периоде творчества, заключающейся в представлении о том,что идея смысловым образом порождает вещь, что идея вещи неотделима от нее, нопервична.49123124свою очередь, порождает проблему уже не просто первоначала, носвоеобразной субординационной Первотриады, ибо тесным образом связана снеобходимым развертыванием единого как трех моментов-ипостасей, и в то жевремя возвратом каждого из моментов становления к единому. Триадичность,утверждает Лосев, лежит в основе всей философии неоплатонизма 127.

В своюочередь прохождение космоса через эти стадии, подобно самоосуществлениюединого, проходит через три метафизические категории - единое, ум и душа.Именно неоплатонизм отличается самой тщательной проработкойпроблемы становления единого в истории философии. В учении неоплатониковиз ранее интуитивного нерасчлененного единства проступают структурныеэлементы выдающейся диалектической системы становления сущего как образапервоначала, играющего разными гранями проявлений и иерархическойнапряженности.

Вопреки трем платоническим типам единства (апофасис-эйдосцелое), у неоплатоников Лосев выделяет пять:1. Одно как немыслимость (или единое само по себе за пределами сущего– έπέκείνα της ουσίας).2. Одно как относительная немыслимость – абсолютная единичность.3. Одно как потенция, число.4. Одно как эйдос или эйдетическое число.5. Одно как что-то, т.е. ставший эйдос.Заметим сразу, перечисляя типы единства, мы не утверждаем пять единыхнумерически, мы лишь подчеркиваем, что Лосевым было выявлено ровностолько моментов жизни первоначала от момента своего апофатического свехбытия, заканчивая воплощенностью единого в эйдосе. Это расчленениеявляется ответом на вопрос о том, как можно говорить о едином, утверждая егоабсолютную апофатичность. Процесс разделения, если можно так выразиться онеразделимом, Единого Проклом именуется «сдвигом», содержащим в себе«В философии и эстетике Прокла основную роль играют две проблемы, а именноединство и триады», - отмечает Лосев (Лосев А.Ф.

История античной эстетики. Последниевека. Кн.2. Харьков: Фолио; М.: Издательство АСТ, 2000. С. 161).50127потенцию или, если точнее, ограниченного потенцией128. Так появляетсяноуменальное Единое, порождающее умопостигаемый мир и чувственныйкосмос. Хотя мы и говорим о каком-либо возникновении, это не акт, апроцессуальность становления смысла в вечности.

То есть фактическикреационизмом он не является.Отсюда главным вопросом, к которому пришла античная платоническаямысльнамоментрасцветанеоплатонизма,сталвопрососпособепроисхождения физического космоса (как скульптуры первоединого) из единогоапофатического начала, проходящего три главные циклические стадии:исхождение, пребывание и возвращение. Прокл так пишет о нем: «Прежде всехсущих, как и прежде самих богов, производящих эти сущие на свет, былагипостазирована единая, обособленная и безучастная причина, неизреченная ине произносимая ни в какой речи, непознаваемая и не воспринимаемая любымзнанием, породившая все из себя и неизреченно предшествующая всему,возвращающая его к себе и оказывающаяся наилучшей целью для него»129.Генотеистическийнаиболеезначительнуюхарактердлянегоантичногокатегориюнеоплатонизма–эманация.порождаетЯзыческоемировоззрение, представляющее космос как самополагающее себя самого вином первоединство, порождает представление о таком первоначале, которое, входе своего постепенного перехода в иное себе (меонизации130) распространяетсамое себя в космосе, при этом не умаляясь.

Ипостасно-сущностная границаэтого перехода стирается энергийным характером данного порождения, котороеобладает возвратной функцией (путь вверх и вниз один и тот же, по словамГераклита).Среди источников для формирования теории эманации Лосев выделяет непросто синтез платоно-аристотелевой мысли применительно к проблемеПотенция это границы возможной реализации энергийного заряда, поэтому энергияпервична, поскольку есть изначальное движение.129Прокл.

Платоновская теология. СПб.: РХГИ; «Летний сад», 2001. С. 174.130Пер. не-одно, иное; заметим, что меон следует отличать от материи в грубом смыслеслова, потому что меон есть принцип инаковости.51128единого и энергии соответственно, но и натурфилософскую мысль, в частностипифагорейство с его числовыми структурами и идею о логосном огненномистечении у стоиков в «грубой и чисто материальной форме» 131, когдапервоогонь источает тепло и теплое дыхание, являя тем самым космос,изливаясь в вещи.

Теория смыслового происхождения мира из первоначала,превышающего бытие и являющееся образцом, и одновременно началом иконцом, у неоплатоников обрела характер системного обоснования на уровнеумозрительных диалектических категорий, которые уже не несли в себе какихлибо овеществлено-телесных коннотаций, но стали приложимы к генологии какпорождающей модели.Безусловным источником для формирования теории эманации служитязыческое мироощущение, и Лосев акцентирует на этом внимание, посколькутакого истечения требует языческая безличность, стремящаяся, тем не менее,обосновать индивидуальность вещи.

Лосев подчеркивает, что античности былчужд принцип личности – человек был влеком необходимостью, отчегоутонченный психологизм был ему чужд. Вся культура ее пропитана роком,судьба плетется Мойрами и даже античные мистерии носят характер сорастворения: «Античное вакханство не есть обретение личности, а, напротив, еепотеря.Античныйвакханическийэкстазобщеприродном безличии и бездушии»132.естьпотеряличностивПредставления об эманацииявляются наиболее яркой характеристикой подобного безлично-роковоговзгляда на жизнь и судьбу мира, характерного языческим представлениям.Порождение может и должно совершить возвратное движение навстречуабсолютной целостности.

При этом само Первоединое является неприобщимым,зато вся последующая иерархия умов, душ и форм становится приобщимой иприобщающейся133. А принцип единства пронизывает любые умопостигаемыеЛосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. С. 461.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Том 1. С. 459.133Неприобщимое, которое имеет смысл единицы как принадлежащее самому себе, а недругому, и как изъятое из приобщающихся к нему, порождает способное быть приобщимым.Об этом: Месяц С.В.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее