Диссертация (Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ), страница 12

PDF-файл Диссертация (Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ), страница 12 Философия (55030): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ) - PDF, страница 12 (55030) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ". PDF-файл из архива "Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

Какие души открыл Прокл? Тезисы доклада. Режим доступа:52131132вещи: «Принцип абсолютного первоединства, будучи одним и тем же во всехвещах, обязательно существует и в каждой отдельной вещи. Вещь и имеет своюпричину, она и результат чьего-нибудь желания, она есть необходимостьвсеобщего бытия, она есть и результат своего собственного желания илинежелания быть. Все эти бесконечные свойства и признаки любой вещи нетолько не мешают ей содержать свой собственный и уже ни в каком смысленеделимый первопринцип, но благодаря именно этому своему собственномупервопринципу она только и является самой собою»134, т.е.

все они, при этом,являются своего рода единствами135. Этот момент принципиален в пониманиисущества и значения эманации как не вещественного, а именно смысловогопроцесса формирования целостности вещи.Значит мир для платоника или неоплатоника не что иное какумалившийся по необходимости136 до предела символ высшей реальности,который по той же необходимости стремится к полноте своего первоистока.Космос античного человека – это развернувшееся самополагающее себя в иномПервоединство: «необходимо сказать, что античное учение о едином естьучение о всеобщей скульптуре; что же касается скульптуры, то она основана нателесной интуиции, то есть на таком чувственном оформлении, в основекоторого лежит несводимый ни на что другое специфический телесныйноситель. Ясно поэтому, что античная генология есть не что иное, как исходныймомент античной эстетики, то есть та самая общеобъективная предметность,выражением которой и являются для античности красота и искусство»137.Античная генология оказывается приложима не просто к определениюбожественного бытия, но ко всему космосу как парадигма.

При этом, парадигмаhttps://iphras.ru/uplfile/histsc/seminar/2017/Mesyats_Theses.pdf134Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. С. 475.135Месяц С.В. отмечает: «Само по себе Бытие, как неприобщимая монада, порождаетмножество приобщимых, но при этом самостоятельныхсущих; неприобщимая Жизнь даетначало множеству жизней;Ум производит множество умов, Душа — множество душ, аПрирода - природ» (Месяц С. В.

Открытие Прокла // Платоновские исследования. Вып. 1. М.СПб.:РГГУ-РХГА, 2014. С. 264.).136Др.-греч. Ἀνάγκη – богиня необходимости.137Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. С. 634.53не абсолютно простая, а сложно структурированная триадичность единогоума-мировой души, где единое это наиболее полный смысловой момент, точкасхождения и расхождения, который далее получает свое развертывание в видеиных категорий. Сворачиваются же они снова в эту же точку, и в этом цель всейкосмологии и антропологии античности – возврат к первоначальному единству,замутненному материализованной множественностью. Если развертывать этусхему еще шире, то триада превращается в тетраду: единое – ум – мироваядуша – космос138.

Или в диалектической трактовке Лосева это тетрактида А:одно-сущее-становление-ставшее.Этатетрактида,снезначительноймодификациями, будет присутствовать в творчестве Лосева как категориальныйкритерий, применимый и в христианской плоскости, трансформируясь впентаду, если речь идет не о ее жизни в-себе, а открытости иному. Пятаякатегория - символа или имени (см.: Приложение 1).Если обратить внимание на схему тетрактиды А, то будет видно, чтокатегории времени, количества, качества и т.д. присущи уже ей, так же как ейприсуща определенная степень телесности. Но это не означает, что триадатетрактида является физически ощутимой и измеримой в смысле классическоймеханики.

Плотин в этой связи учил о двух типах материи и двух типах меонов,подчеркивая умно-субстанциальную оформленность Абсолюта. Ее смысл – этотриадическое становление (эманация апофатики в эйдос), который оформляетсяумной телесностью в четвертом начале ставшего. Это бытие триады в себе(триада) и для себя (тетрада) соответственно, которое, столкнувшись синаковостью образует имя (пентада).

Поэтому Лосев и говорит о том, что этатриада держится именем, поскольку ее открытость иному доступна только наэтом этапе. Внутреннее становление тетрактиды имеет дело только свнутренним же меоном, принципом самоотличия смысловых моментовстановления.Отсюдаиэнергий-эманацийтожедватипа:внутреннеИли возможна такая схема: единое – числа – ум – душа – космос. Категория числа какнаиболее простейшей категории возникает в качестве предтечи сущего ума, осознавшегосамого себя как единоцельное нечто.54138становление сущности и внешнее ее инобытийное выражение.В основании теории эманации лежит эта триадологическая структура,представленная единым, умом и мировой душой. Проблематика эманационногопроцесса может быть представлена такой схемой: Единое, самополагающеесебя в ином, порождает Ум – двойственность, которая в свою очередь рождаетпотенциал к делимости и множественности и полагает себя дальше, образуяМировую Душу, где «хранятся» все эйдосы мира, в свою очередь эманирующиев космос и оформляющиеся как осмысление и «оживление» мертвой139 пустойматерии.

Поскольку Единое абсолютно инаково140 всему, то самым первымпорожденным принципом, оформляющим космос, является сущий ум.Смысловая двойственность, далее требует динамически-одушевляющего шага –мировой души. Так эманационный процесс, с одной стороны, показываетдиалектическую выразительность каждой категории, с другой – их связи, а вцелом есть процесс становления индивидуальной вещи.Неоплатонизмсинтезировалсмысловойзарядчтойностииееэнтелехийную проявленность с иерархическими представлениями Платона иего первоединым-благом в максимально связную форму141, как выражаетсяЛосев. Поэтому, «эманация есть диалектически понятая энергия.

С другойстороны, ставя ударение на самих диалектических ступенях, т. е. понимая неэнергиюдиалектически,нодиалектику-энергийно,мыполучаемопределенную эманационную иерархию, т. е. энергийно-смысловую историюИдеи»142.Диалектическиобоснованныйумно-софийный-интеллигентно-Этот аспект понимания материи позднее, при столкновении со средневековойфилософией окажется принципиальным, потому что неприятие материи как носительницызла свойственно большинству язычников, гностиков и окологностических христиансектантов, но не свойственно христианству, где материя – это творение и не является кактаковая носителем зла. Злым ее делает намерение.140Принцип инаковости заложен в единое изначально, т.е.

меональный аспект присущ емуизначально – благодаря ему оно способно отличать себя от самого себя и тем самымсамоутверждаться как число и приобретать эйдетическую глубину.141Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. С. 583.142Там же. С. 583.55139символический миф143 – так определяет Лосев философию античногонеоплатонизма. При этом под мифом он понимает не мифологию в смыслеэпического сказания, а миф как диалектическую или, если точнее, эстетическуюкатегорию одушевленно-живой и осмысленной предметности. Иными словами,осмысленная именем энергия сущности становится мифом – набором качеств,характеристик и свойств, которые отражают черты ее самости, но ее,безусловно, не исчерпывают.

Эманация сущности в инобытие и есть главноегносеологическое условие порождения космоса, онтологическое же условие –эйдетическая причастность целому как индивидуальному.Онтологическую эстетику Плотина Лосев определяет как эманативногенеративный, структурно-иерархический и диалектический генологизм144,выражая в этом существо античного неоплатонизма. Краткая же характеристикафилософииПроклаЛосевым–четырехипостаснаядиалектика,всеединорефлектированная в каждой из четырех основных ипостасей145.Принцип Единства, отсюда, положен в основу науки логики, математики илигеометрии. Всеединорефлектированность, о которой здесь пишет Лосев, – этоучение о генадах, единствах низшего порядка, когда мир представляется какиерархия низших единств, подражающих первоединому как образцу. Здесь всамойпоследнейантично-неоплатоническойсистеме,иерархийностьпреодолевается в пользу учения о самостоятельных единствах.

Отсутствиеиерархии,несвойственноепредыдущемуязыческомумироощущению,сближает проклову философию с христианской, точнее с Ареопагитскимкорпусом, воспринявшем этот категориальный аппарат.Классическая языческая теория эманации есть, таким образом, учение опроисхождении вещей из Единого, представляющее собой поступенчатоеисхождение его в иерархийно расположенные пласты бытийственной области.Процесс этот не носит грубо субстанциального характера, но является логикоЛосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. С. 621.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2-х т.

Т. 1. С.631.145Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн.2. С. 382.56143144смысловым. Разница между мышлением и бытием преодолевается их жетождеством, поэтому философия античности сугубо онтологична. Это процессобеспечивает смыслом всю не-сущую область, наполняя ее жизнью, энергией идаруя ей лик. Таким образом, и космос – это высшая красота, предметнаивысшей эстетики – поистине таков, потому что сопричастен Благу: «можносказать, что красота первого начала есть красота источная, красотапорождающего; красота второго начала есть красота рождения, оформленного,смысла; красота третьего начала есть красота стремления рожденного крождающему»146.

В этих строках Лосева выражен не только эманационныйпроцесс с его нисхождением через неоплатонические триады, пребыванием вкосмосе и возвращением к Единому, первому началу триады, но и мирочувствиедревнего грека, взирающего на мир как на отзвук и отсвет божественного.Таким образом, античная космология предполагает символизм по типумикрокосм и макрокосм, данный структурно-иерархически. Все есть та илииная копия первоединого, все повторяет на себе его структуру.

Единоефилософии неоплатонизма не только апофатика; но выражение (эманация) - ононе линейное, не пространственно-временное, но есть смысловая схемастановления (жизни) вещи, воплощающей на себе (как умеет) принцип (перво)единства. Лосев подчеркивает: «Вещь, взятая сама по себе, без всякоготриадического осмысления, есть не вещь, но неизвестно что, бессмысленнаявещь… Однако вещь, по Проклу, вовсе не сводится только к своему смыслу, тоесть только к своему триадическому осмыслению. Она… все-таки остаетсясамой собой, то есть остается вещью.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее