Диссертация (Принцип толерантности как легитимирующая основа Европейского интеграционного проекта парадигма, социальная функция, вклад в политическую трансформацию), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Принцип толерантности как легитимирующая основа Европейского интеграционного проекта парадигма, социальная функция, вклад в политическую трансформацию". PDF-файл из архива "Принцип толерантности как легитимирующая основа Европейского интеграционного проекта парадигма, социальная функция, вклад в политическую трансформацию", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
При этом меняются и принципысправедливого регулирования, которые напрямую зависят от уровняобщественного развития. Так, для слабо развитых обществ или обществкризисного развития, справедливость сводится к «праву сильного».Применительно к более развитым обществам, обладающим достаточным для168Аклаев А.Р.
Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. Учебное пособие. — М.: Дело,2005. С.741развитияколичествомресурсов,справедливостьсводитсяужекгуманистической правовой традиции и компромиссу. Как следствие,актуализируютсяпрактикимежнациональногодиалога,социального,позволяющиемежэтническогоминимизироватьиуровеньконфликтного взаимодействия, по крайней мере, в тех сферах, где натекущий момент отсутствуют элементы кризисного развития и дефицитресурсов.Одним из проявлений описанной «конструктивной» модели являетсякультура толерантности, основанная на принципе уважения контрагента внезависимости от существующих у него специфических черт.
Толерантностьздесь может быт определена как умение воспринимать другого человекаилилюдей, или даже контекста, во всем многообразии его специфическихособенностей в нейтральном ключе, но при условии, что индивид неиспытывает угрозы собственной свободе и правам169.Данноеопределениедемонстрируетматериальныйакценттолерантности и несет в себе отпечаток персонального эгоизма – человек –мерило всех вещей.Ещеоднимопределяющиммоментомстановитсявозможностьтолерантного отношения не только к одному, но и ко многим и даже кконтексту, так как это обстоятельство делает толерантное поведение оченьвариативным и одновременно расширяет сферу применения понятия, и даетвозможность для маневра, например толерантен к ситуации, но не кучастникам и наоборот170.Далее важным моментом определения становится понимание акторомтого, как и к кому он должен относится – принцип сознательности.
Впротивном случае восприятие неизбежно окажется неадекватным и будетсвязано либо со страхом – терпимость, либо с подобострастием.169Медушевский Н.А. Основы толерантности и правовой культуры. М.: ЛЕНАНД, 2014. – С.33.Медушевский Н. А. Воспитание в духе толерантности: социальная практика и политический контекст//Теории и проблемы политических исследований. № 6. 2016. С.81-95.17042Как итог, толерантность предполагает настроенность на понимание идиалог с оппонентом, результатом которого становится признание иуважение его права на отличие.При этом толерантность не может рассматриваться как абсолютнаяценность,чтовключающегообусловленоконфликтнуюдуализмомилояльнуюобщественногоформыразвития,взаимодействия.Значительный перевес одной из составляющих неизбежно приводит ккризисному развитию и способен уничтожить общество.
Но также нельзяговорить и о равенстве конфликтного и толерантного начал, так какисторическая практика социального развития демонстрирует приоритетименно агрессивных отношений. Компромиссное же (толерантное) началополучает широкое распространение (выходящее за пределы семейных идружеских отношений) лишь во второй половине ХХ века как реакция наВторую мировую войну и имеет место преимущественно в западныхлиберальных демократиях.Для этого исторического периода и для этого региона становитсяхарактернаабсолютизацияценноститолерантноговзаимодействия.Толерантность в послевоенном (1945 г.) и особенно в современном (после1990 г.) европейском политическом дискурсе перестает позиционироватьсятолько как морально-этический принцип и постепенно получает выражение вформе новой политической ценности, способной повлиять на решениетекущих политических вопросов в сфере интеграции ЕС и создания новогоевропейского общества.Причинаданнойтрансформацииотморальногопринципакполитической ценности синонимична причинам развития в Европе идеологиинеолиберализма и обусловлена, в первую очередь, стабильностью развитияЕвропы в конце ХХ века, ресурсной обеспеченностью европейскихгосударствидоминированиемпринципасоциальногоравенства,всоответствии с которым в обществе снято большинство барьеров,препятствующих обогащению различных групп граждан.
Как следствие,43толерантность становится производной от стабильности и благополучиярядового гражданина в сочетании с возрастающим уровнем индивидуальнойкультурысоциальноговзаимодействия.Последняясвязанасгуманистической культурной традицией и доминированием принципаантропоцентризма, в соответствии с которым отдельный человек с егоинтересами и амбициями становится своеобразным мерилом всех процессов,происходящих в обществе. Принцип антропоцентризма, в данном случае,фактически становится мостом перехода от классической (моральной)трактовки толерантности к ее неолиберальной интерпретации, трактующейтолерантность как политическую ценность.Выход толерантности на общесоциальный, пускай и локализованный,уровеньпридаетейболеевыраженнуюсоциальнуюокрашенность.Действительно на уровне межличностного взаимодействия она все такжехарактеризуется как уважение, однако в нормативно-институциональномпонимании на первый план выходят и другие, нормативно-направленныекатегории: согласие, сотрудничество, диалог (понимающая коммуникация),политический и культурный плюрализм, среди которых наиболее четкой иточной, с позиции автора можно считать диалог, как форму позитивноговзаимодействия на социальном уровне.
По итогам данной трансформации,представления о толерантности как о политической ценности начинаютопределять развитие и трансформацию политического процесса в ЕС и вотдельных европейских государствах.Несмотря на формирование нового политизированного векторатолерантности, данная ценность остается очень многогранной (аморфной)171,и ее современные трактовки часто оказываются связаны с историческимиконнотациями и философским, а иногда даже теологическим анализом.Такимобразом,дляпонимания171современногозначениятерминаНапример: Kok-Chor Tan.
Toleration, Diversity, and Global Justice. Pennsylvania, 2000. P. 39. XII. илиКузнецов Л.С. Культура толерантности в модернизирующемся региональном социуме.: Дис. ... канд. филос.наук: 24.00.01. Саранск., 2011. 153 с.44«толерантность» необходимо обращение к его истокам, так как в данномслучае работает «накопительный эффект» значения термина.
Помимо этогообращение к истории демонстрирует причины, по которым можно говорить оформировании толерантности как специфической европейской политическойценности, отличной от североамериканского аналога или, к примеру,оттрактовок толерантности, распространенных на пространстве СНГ.2. Генезис культуры толерантности: историческая ретроспективаКультура толерантности, сложившаяся в Европе к началу ХХI векаявляется результатом длительного исторического процесса, в рамкахкоторого в качестве доминантных, европейскими народами были выбраныопределенные, гуманистические по своей сути, принципы организациисоциальных отношений, реализованные в дальнейшем на межличностном, ина межгрупповом уровнях.Здесьследуетразделитьдвауровняформированиякультурытолерантности. Первый уровень – базовый, включающий очень широкийисторический пласт от античности и до эпохи просвещения.
Второй уровень– уровень системного развития культуры толерантности, который начинаетсяс эпохи просвещения и представлен генезисом либерального мышления вразличных его проявлениях, будь то концепция естественных прав человека,развитие конституционализма, принципы плюралистической демократии илисовсем современные модели, такие как, например, концепция культуры мираи демократии или концепция мультикультурализма.Несмотря на особую актуальность второго этапа, когда, по сути, ипроисходиттенденцийформированиееекультурыпроисхождениятолерантности,необходимосначатьбазового–анализнаиболеефундаментального уровня.Идейным фундаментом для культуры толерантности послужили трудыеще античных греческих и римских мыслителей.
К примеру, в числе авторовдревности оказавших большое влияние на становление идей толерантности в45ее современном понимании, несомненно, следует назвать Демокрита (460370 гг. до н.э.), который полагал, что все пороки мира происходят изнезнания и, как следствие, преодолением зла может служить получениезнания, которое приведет человека к состоянию счастья. Знание, по егомнению, также должно способствовать и преодолению иллюзий овсесильности богов и подчиненности им явлений природы, напримергрозы172.Такимобразом,Демокритвыступаетпротивсакральноговосприятия мира и противопоставляет ему знание и категорию блага,сопоставимуюстолерантностью,ипредставляющегосостояниебезмятежного расположения духа, лишенное страстей и крайностей.
Благоэто не удовольствие, а скорее состояние единения и гармонии173.Еще одним древнегреческим автором, чьи работы определенноповлияли на формирование современной культуры толерантности, сталАристотель. В произведении Никромахова этика174, к примеру, философутверждает, что предметом его этики является категория счастья, которое онопределяеткак«деятельность душивполноте добродетели»175.