Диссертация (Англо-американский культурный пласт в детективной прозе Бориса Акунина), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Англо-американский культурный пласт в детективной прозе Бориса Акунина". PDF-файл из архива "Англо-американский культурный пласт в детективной прозе Бориса Акунина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Поскольку Г.Ш. Чхартишвили является переводчиком сяпонского и специалистом по японской культуре, его обращение к японскомукультурному пласту в «фандоринском цикле» является закономерным.Вторым по значимости семантическим комплексом в «фандоринскомкорпусе» является англо-американский культурный пласт, взаимодействие скоторым также осуществляется на различных уровнях текста. Прежде всего,само обращение к жанру детектива представляет собой отсылку кклассическим детективам Эдгара Алана По, Артура Конан Дойля, АгатыКристи и Гилберта Кийта Честертона, являющихся законодателями этогожанра.
Детективы «фандоринской серии» имеют массу общих черт склассическиманглийскимиамериканскимдетективом,вкоторомцентральной является фигура сыщика, наделенного исключительным умом иэрудицией.Помимо использования жанровой канвы классического английского иамериканскогодетектива,Акунинприбегаеткинтертекстуальному12См. об этом Дворак М.А. Концепция «альтернативной истории» в российскойлитературе сквозь призму постмодернизма (на примере романов Х.
ван Зайчика) //Сборник научных трудов студентов, аспирантов и соискателей. Вып.2012 года. М.: ИМПЭим. А.С.Грибоедова, 2012. С. 188-193.6взаимодействиюссоциально-психологическими,приключенческими,авантюрными романами и рассказами классиков английской и американскойлитературы XIX века – Чарльза Диккенса, Майн Рида, Фенимора Купера ипр.Также диалог с англо-американской культурой проявляет себя вобращении к стереотипному образу англичан и американцев.
Б. Акуниниспользует сложившийся имидж нации: поскольку написанные им детективырассчитаны,преждевсего,нарусскоязычногочитателя,персонажи«фандоринского цикла», принадлежащие к английской и американскойнации,отчастисформировавшиесявоплощаютвсознаниичертыангличанпредставителейиамериканцев,русскогоязыковогоколлектива.Взаимодействие с национально-культурными стереотипами проявляетсебятакженауровневоспроизведениягеографическогокомплексапредставлений: в ряде произведений «фандоринского цикла» действиепроисходит в английских и американских городах, и автор обращается ктипичному представлению о жизни и быте этих городов, котороесформировано у русскоязычного читателя английской и американскойлитературой, массовой культурой и кинематографом13.В настоящем исследовании рассмотрено обращение Б. Акунина кангло-американскому культурному пласту, так как, в нашем представлении,именно этот пласт проявляет себя наиболее разнонаправленно: и в жанровом,и в интертекстуальном, и в топонимическом, и в ментальном отношении.
Этадиверсификация определяет актуальность предпринятого исследования:различные направления взаимодействия с соответствующим культурнымпластом позволяют рассмотреть «фандоринский цикл» под новым угломзрения.13См.: Круглова Т.С., Судалова О.В. Текст как способ трансляции культуры иидентификации пола // Лингвометодические аспекты преподавания иностранного языка ввузе: Межвуз. сб.
науч. тр. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2011. – Вып. 6. – С. 42 – 44.7Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что моделированиеангло-американского культурного пласта в творчестве Бориса Акунина (ввыстраивании художественного пространства,системы персонажей, вдискурсивных отсылках к типичным образцам классического детектива,социально-психологического романа, вестерна и пр.), во-первых, выполняетфункцию жанрового и интертекстуального диалога с англо-американскойлитературной традицией, а во-вторых, является способом игры с читателем,присущей постмодернистскому дискурсу.Всвязиснамеченныминаправлениямиисследованияобъектопределяется как проявление англо-американского культурного пласта впроизведениях Б.
Акунина об Эрасте Фандорине. Предметом исследованияявляются способы и формы диалога Акунина с англо-американскиминациональными стереотипами, жанровыми доминантами классическогоанглийского и американского детектива, топонимическими особенностямикультурного пространства этих стран.Цель настоящего исследования – выявление видов и форм проявленияангло-американского культурного пласта в «фандоринском корпусе» БорисаАкунина.Задачи исследования:(1) Вычленить специфику отражения английского и американскогоменталитета в произведениях Бориса Акунина;(2) показать особенности английских и американских топосов вхудожественной «вселенной Фандорина».(3) выявить общие закономерности обращения Бориса Акунина к жанруклассического английского и американского детектива, нашедшиеотражение в его творчестве.(4) проанализироватьжанровыетрансформацииижанровыемодификации автора («диккенсовский детектив», вестерн и пр.) во8взаимодействии с интертекстуальным пластом английской иамериканской литературы.Теоретико-методологической основой исследования являются трудыпо теории и истории классического детектива – в частности, работы Т.Н.Амирян14, О.Ю.
Ахманова15, С.П. Бавина16, Н.Н. Вольского17, В.И. Катина18,Н.Н. Кириленко19, С.Б. Переслегина20 и других. Для анализа жанровыхдоминант и основных черт детектива как жанра оказались чрезвычайнополезными классические и современные труды в области теории литературы– работы Л.И. Тимофеева21, Г.Н. Поспелова22, Л.В.
Чернец23, Ю.Н.Тынянова24, Н.Л. Лейдермана25, О.М. Фрейденберг26, В.Я. Проппа27, Б.В.14Амирян Т. Н. Конспирологический детектив как жанр постмодернистскойлитературы (Д. Браун, А. Ревазов, Ю. Кристева): Автореф. дисс. … канд. филол. наук. –М., 2012.15Ахманов О. Ю. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда:Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Казань, 2011.16Бавин С. П. Зарубежный детектив ХХ века (в русских переводах): Популярнаябиблиографическая энциклопедия. – М.: Книжная палата, 199117Вольский Н.
Н. Дело о «детективе без берегов» («теоретические» споры одетективеиихпрактическиерезультаты)//Электронныйресурс:http://zhurnal.lib.ru/d/detektiwklub/delo.shtml. Вольский H. H. Легкое чтение. Работы потеории и истории детективного жанра. − Новосибирск: НГПУ, 2006.18Катин В. И. Криминальный романтизм как явление культуры современнойРоссии: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Саратов, 2007.19Кириленко Н.Н. Детектив: логика и игра // Электронный ресурсhttps://cyberleninka.ru/article/n/detektiv-logika-i-igra20Переслегин С.Б.
Возвращение к звёздам: фантастика и эвология, - М.: Аст, 2010.21Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 197122Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. – М.: издательство МГУ, 1970.Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. – М.: Просвещение,1972.Поспелов Г.Н.
Вопросы методологии и поэтики. – М.,: издательство МГУ, 1983.23Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). – М.:издательство МГУ, 1982.24Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977.25Лейдерман Н.Л. К определению сущности категории «жанр» // Жанр икомпозиция литературного произведения Вып. 3. Калининград, 1976. Лейдерман Н.Л.Жанровые системы литературных направлений и течений // Проблемы литературныхжанров: Материалы V научн. межвуз.
конференции. 15-18 окт., 1985. Томск, 1987.26Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М.: Лабиринт, 1997.27Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л.: издательство ЛГУ,1986.9Томашевского28, М.М. Бахтина29, А.Н. Веселовского30, А. Фаулера31, Р.Уэллека и О. Уоррена32, Ц. Тодорова33, В.А. Мескина34, А.Г. Коваленко35,С.Н. Передерия36, А.Я. Эсалнек37, Л.Г. Кихней38, А.В. Люликовой39, О.А.Сысоевой40, М.А. Дворака41 и др.В отношении анализа взаимодействия автора с топосами английской иамериканской культуры чрезвычайно полезными оказались труды помиромоделированию и анализу категории места, в частности, работы Е.Фарино42, Д.С. Лихачева43, В.Н.
Топорова44, Ю.М. Лотмана45, М.В.28Томашевский Б.В. Литературные жанры // Электронный ресурсhttp://philologos.narod.ru/tomash/tema9.htm29Медведев П.Н. [Бахтин М.М.] Формальный метод в литературоведении. – Л.:Прибой, 1928. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986.30Веселовский А.Н. Историческая поэтика – М.: Высшая школа, 1989.31Fowler A. Kinds of Literature: An introduction to the Theory of Genres and Modes //Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, 1982.32Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. – М.: Прогресс, 1978.33Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против».
– М.: Прогресс, 1975.34Мескин В.А. История русской литературы XX – XXI веков. – М.: Юрайт, 2018.35Художественный конфликт в русской и зарубежной литературе: коллективнаямонография / под ред. А.С. Карпова, А.Г. Коваленко. – М.: РУДН, 2011.
КоваленкоА.Г. Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип врусской литературе XX века. – М.: РУДН, 2010.36Передерий С.Н. Утопия, социальная фантастика, детектив: притяжение жанров влитературе 20-30-х годов ХХ века. // Мир науки, культуры, образования. 2018.
№ 5 (72). –С. 463 – 465; Передерий С.Н. Новаторство «крутого» детектива как национальноидентичной жанровой формы в американской литературе. // Образование и наука в Россиии за рубежом. 2017. № 5 (34). – С. 11 – 17.37Эсалнек А.Я. Своеобразие романа как жанра: Спецкурс. – М.: издательство МГУ,1978.38Кихней Л. К вопросу о понятии жанра в литературе // Ernst – Moritz – Arndt –Universität. Beiträge zur Methodik des fachbezogenen fremdsprachenunterrichts V // Zweitesfachsprachliches Symposium des Institutes fur Fremdsprachen. Greifswald, 1990.39Люликова А.В.
Русская авантюрно-плутовская литература: история становленияи развития / уч. пособие. Симферополь, 2018. – 68 с.40Сысоева О.А. Жанровый статус современного литературного проекта (напримере проекта «Жанры» Б. Акунина) // Филологические науки. Вопросы теории ипрактики. – Тамбов: Грамота, 2013.
№ 7 (25): в 2-х ч. Ч. II. С. 178 – 180.41Дворак М.А. Концепция «альтернативной истории» в российской литературесквозь призму постмодернизма (на примере романов Х. ван Зайчика) // Сборник научныхтрудов студентов, аспирантов и соискателей. Вып.2012 года.
М.: ИМПЭ им.А.С.Грибоедова, 2012. С. 188-193.42Фарино Е. Введение в литературоведение. – СПб., 2004. – Часть II.10Селеменевой46, О.Г. Ревзиной47, А.Б. Темирболат48, Н.А. Лариной49, В.Ю.Прокофьевой50, Е.Ю. Раскиной51.Для анализа имиджа национальности и его преломления в литературе имассовой культуре были использованы работы Н.А.
Кубанева52, Е.С.Коршуновой53, О.А. Королевой54, А.В. Люликовой55, Е.А. Ярмаховой56, А.Ю.Коровиной57, Т.С. Кругловой58 и других.43Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросылитературы. 1968. № 3.44Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. – М.: Наука,1983.45Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М.