Диссертация (Евразийская интеграция идейные основания, политический опыт, вызовы и перспективы), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Евразийская интеграция идейные основания, политический опыт, вызовы и перспективы". PDF-файл из архива "Евразийская интеграция идейные основания, политический опыт, вызовы и перспективы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
К классикам евразийской теории обращаютсяфилософы, историки, реже политологи, социологи и экономисты, но кактаковая практическая применимость евразийских политических идей до сихпор далеко не очевидна. Между тем огромный пласт евразийского теченияпредставляет интерес, прежде всего, для политологов.В дальнейшем мы рассмотрим наиболее интересные, на наш взгляд,категорииевразийства, главным образом, через призму российскойполитики. Если та или иная категория, на наш взгляд, имеет потенциал сроссийской точки зрения, мы также проанализируем жизнеспособность этойкатегории в сочетании с повестками других стран ЕАЭС.1.1.1.
Взгляды евразийцев на общество, государство и правоНаиболееразработаннымиуевразийцевпредставляютсядвеконцепции государства: «государство правды» и «гарантийное государство».В Российской Федерации за основу правовой политики были взятыконцепции светского правового и социального государства, разработанныезападной правовой наукой. Под правовым государством понимается«организация политической власти, создающая условия для наиболееполного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также длянаиболее последовательного связывания с помощью права государственной28властивцеляхнедопущениязлоупотреблений»77.Подсоциальнымгосударством или государством благосостояния понимается совокупностьсоциальных институтов в западных странах, «призванных обеспечить всехчленовобществасоциальнымиправамипутемперераспределениядоходов»78.Положения данных концепций, по нашему мнению, применимы идолжны быть применены в России и ЕАЭС, однако, практика показывает, чтопостроение правового государства в России идет с трудом 79, а показателиблагосостояния социальных государств Западной Европы все еще остаютсянедостижимыми.ДругиестраныЕАЭСсталкиваютсясосхожимипроблемами.На наш взгляд, по крайней мере одна из причин данных проблем можетбыть связана с тем, что доктрины правового и социального государстваявляются экспортированными и в некоторым роде чуждыми для России идругих стран ЕАЭС.
Основная идея евразийства состоит в том, что к востокуот Европы существует целая самобытная цивилизация, ядром которойявляется Россия. Эта цивилизация не является чисто азиатской, как,например, Китай, но и не тождественна Европе. В связи с этим рецепцияевропейских доктрин не всегда может быть эффективна в «евразийских»государствах. В каких-то случаях полезен, а может и полезнее, может бытьопыт Азии. В частности, продолжительный успех китайской политическойсистемы в ХХ-ХХI вв. во многом обусловлен тем, что во второй половинеХХ в.
китайские элиты взяли на вооружение так называемое новоеконфуцианство, которое среди прочего заключалось в ренессансе элементовнациональной культуры и сопоставлении их с западными ценностями,77Новикова, Ю. С. Правовое государство: концепция или правовое состояние общества? // Верховенствоправа и правовое государство: проблемы теории и практики. Материалы X международной научнопрактической конференции. (13—16 апреля 2015 г.) Москва.
2016. С. 10.78Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010. С. 70.79См., например: Айнутдинов, Р.Ф. Проблемы и перспективы развития правового государства в России:политологический аспект / Р.Ф. Айнутдинов // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2013;Махрова, Е.И. О проблемах построения правового государства в России / Е.И. Махрова // Вестник ОГУ. 2013. - № 3 (152); Калмыкова, Е.А., Чуркин, М.Г. Гражданское общество и правовое государство в России:страницы политической истории и современность / Е.А. Калмыков, М.Г.
Чуркин // `Гражданское общество вРоссии`. М., 2013.29требованиях этического обоснования действий китайских политиков в духеклассического конфуцианства, принципе модернизации без вестернизации наоснове универсальных ценностей и классической конфуцианской идеегармоничного общества и государства80.Руководствуясь китайским опытом, предположим, что обозначеннаявыше проблема может быть решена за счет применения более близкой (чемправовое, светское или социальное) населению по своим социальноисторическим основаниям концепции в сочетании ее современныминаработками.
С этой целью рассмотрим концепции государства правды игарантийного государства.Главным автором концепции государства правды был историкМстислав Вячеславович Шахматов, посвятивший этой концепции отдельныйтруд81. Власть, по мнению Шахматова, должна служить народу. Эту идеюученый черпает из древних русских летописей. Жизнеописания такихрусских князей, как Александр Невский, Дмитрий Донской и пр. приводятавтора к заключению, что власть на Руси достигалась и упрочиваласьподвигом82. С этим, по мнению историка, связана и особенность русскогоправа или «правды», в которой за основу вместо баланса материальныхинтересов взято «установление правды».Государство правды, по мнению Шахматова, «направлено на подвиг воимя идеала, в нем правит герой или мученик, а правовое государствопредставляетсобоювоплощенныйматериальныйинтерес,царствоупорядоченной выгоды»83.
Шахматов считает необходимым достижениесбалансированности религиозной и политической сфер в государстве правдычерез сопряжение религиозных и правовых норм84.80См.: Сущенко М.А. «Новое конфуцианство» в общественно-политической жизни современного Китая //Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. №32.81Шахматов М.В. «Государство Правды.
Опыт по истории государственных идеалов в России».«Евразийский временник». Берлин. 1925 г.82Шахматов, М.В. Подвиг власти. Евразийский временник. Кн.З. / М. Шахматов. - Берлин, 1923. С. 294.83Самохин, А.В., Евразийство как идейно-политическое течение в России XX века: автореф. дис…… канд.ист. наук, М., 2004 г.84Там же. - С. 295.30Следует заметить, что М.В. Шахматов идеализировал патриархальныйуклад власти в России в предшествующие исторические периоды. Тем неменее, архетип сильной фигуры государя, политическая власть которогоосновывается не только на светских нормах о престолонаследии и т.п., но ина религиозном фундаменте «богоизбранности государя», его особой связи сцерковью обладает мощнейшим интегративным эффектом. Разумеется, вбольшинстве современных обществ трудно представить ситуацию, в которойглава государства мог бы всерьез ссылаться на то, что его власть в той лииной степени оправдана его особой связью с божественным.
Тем не менее,современные российские политики и чиновники стремятся поддерживатьконтакт с церковью, а по некоторым оценкам, «нарочитая воцерковленностьчиновниковисиловиковсталачем-тообыденным»85.Болеетого,некоторыми авторами отмечается глубокая интеграция государственных ирелигиозных институтов в современной России: «взаимодействие властей иЦеркви определяется как как партнерство государственных и религиозныхинститутов. Государство выделяет значительные средства на реставрациюцерковных культовых сооружений.
C каждым годом растет число вновьвозведенных храмов. Высший иерарх РПЦ пользуется спецавтомобилями изгосударственного гаража особого назначения. … В стране на федеральном,региональном и муниципальном уровне проводятся мероприятия с участиемпредставителей церковных и властных структур, на которых принимаютсядокументы, связанные с обеспечением взаимодействия между Церковьюразличного уровня властями.
… Церкви не возбраняется выражать своемнение по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики85Крашенинников, Ф. Зачем власти Церковь // Ведомости. 2017. [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://www.vedomosti.ru/opinion/columns/2017/04/19/686321-zachem-tserkov. свободный.- Загл. с экрана.
Датаобращения – 2.02.2018.31государства»86. Да и население нередко воспринимает церковь не только какрелигиозный институт, но и как политического актора87.Описанный выше феномен участия церкви (в первую очередь, РусскойПравославной Церкви) в политической жизни страны не вписывается вконцепцию светского государства и никак не покрывается концепциямиправового или социального государства. Таким образом, фактическинекоторыеэлементыконцепциигосударстваправдыШахматовареализуются в современной России.В связи с этим возникает немало проблем и противоречий, в том числесдерживающих евразийскую интеграцию. Во-первых, как в самой России,так и в государствах ЕАЭС велика доля населения, исповедующего нехристианские религии или конфессии христианства, отличающиеся отправославия.
Соответствующие церкви оказываются в неравном положениипо отношению к Русской Православной Церкви Московской Патриархии.Во-вторых, религиозная полемика в политическом поле несет в себеколоссальный потенциал для раскола – для интеграции полиэтническихмногоконфессиональных государств, этот раскол может стать критическимпрепятствием даже с учетом того, что интеграция предполагается сугубоэкономической. В-третьих, участие церкви в политической жизни несочетается с прагматическим светским подходом к построению политики иэкономики (а именно на основе этого подхода строится ЕАЭС).Фактическаянеспособностьполностьюотделитьцерковьотгосударства свойственна не только России, но и другим странам ЕАЭС.Например, Президент Белоруссии А.Г.
Лукашенко заявляет, что «церковь вБеларуси превратилась в один из оплотов нашего государства, которыйобеспечивает вместе с другими заинтересованными органами власти и86Катин, В.И. Церковь и власть в России // Власть. 2013. №5. См. также Исаев, А.В. Социальнополитическое партнерство органов государственной власти и Русской Православной Церкви в современнойРоссии: проблемы и пути оптимизации // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. №1.87Мчедлова М.М., Кофанова Е.Н. Религиозность в жизни россиян в условиях экономического кризиса //Россия реформирующаяся.