Диссертация (Евразийская интеграция идейные основания, политический опыт, вызовы и перспективы), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Евразийская интеграция идейные основания, политический опыт, вызовы и перспективы". PDF-файл из архива "Евразийская интеграция идейные основания, политический опыт, вызовы и перспективы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Л.П. Карсавин, например, пишет о том, что правоустанавливает «условия религиозно-нравственной деятельности»98. Такимобразом, право, по мнению евразийцев, – это некий институт, который всвоей сложности и многообразии, безусловно, поднимается высоко надчеловеческой моралью. Законодатель и правоприменитель не связаныбытовой моралью, но должны помнить о том, что фундамент права состоитименно в нормах морали, нравственности и гуманизма. Игнорироватьэкономические и политические вводные любой правовой системы и иныефакторы (состояние войны, социальные и экологические катастрофы и т.д.).H.H.
Алексеев в своей работе «Обязанность и право» ядро евразийскойправовой теории как «внутреннее, органическое сочетание прав и95Назмутдинов, Б.В. Воззрения классиков евразийства на право и государство / Б.В. Назмутдинов //Российская юстиция. - 2010. - № 8.96Алексеев, Н.Н. На путях к будущей России (советский строй и его политические возможности) / H.H.Алексеев // Русский народ и государство.
- 1998.97Евразийство (формулировка 1927). Коллективный труд первых евразийцев // Евразийство. - 2002.98Карсавин, Л.П. Основы политики Евразийский временник./ Л.П. Карсавин. -Кн. V. Берлин: Издательствоевразийцев, 1927.38обязанностей»99.
Таким образом, каждое индивидуальное или коллективноеправо ограничено не только и не столько правовой сферой другого лица,сколько обязанностью или целым комплексом обязанностей самогоправообладателя. В этом состоит определяющее, фундаментальное отличиеевразийской правовой теории от общепринятого понимания права в нашидни. Идея евразийцев направлена на ограничение права, более жесткое, ноболее эффективное с точки зрения превенции правонарушения.
Областиморали и права должны быть не отделены друг от друга, а сливаться ворганичной концепции «Правды»100.Другим элементом евразийского права является идея справедливости.При этом евразийцы признавали необходимые свойства права, присущиеправуивсовременномопределенность,егоохранительныйпонимании,характертакиекак:(функция),формальнаянормативность,обеспеченность силой государственного принуждения101.Механизм, основанный на таком понимании права, должен был, помнениюевразийцев,соднойстороныформироватьсяевразийскойполитической элитой, с другой – способствовать формированию самой этойэлиты. Согласно евразийскому подходу, связь политической элиты состальным населением должна была осуществляться за счет нормативноустановленной системы Советов, которая предусматривала бы механизмделегирования депутатов с самых низких на более высокие уровни власти.Таким образом, политическая элита не столько определяла бы право, сколькочерпала его из народного правосознания.На сегодняшний день органы местного самоуправления оторваны отсистемы государственной власти.
В СССР Советы были номинальны и неимели реальной власти. То, что предлагают евразийцы, не ново ипредставляет собой механизм как можно большего вовлечения граждан в99Алексеев, Н.Н. Обязанность и право / H.H. Алексеев // Русский народ и государство. - 2000.См., напр.: Ильин, В.Н. К взаимоотношению права и нравственности / В.Н.
Ильин // Евразийскийвременник. Кн. IV Берлин. - 1925.101Карсавин, Л.П. Основы политики Евразийский временник./ Л.П. Карсавин. -Кн. V. Берлин: Издательствоевразийцев, 1927.10039политическийпроцесс.Приэтомширокийспектрсовременныхполитических технологий, в том числе избирательных, маркетинговых и т.д.,на наш взгляд, также нашел бы свое применение в такой системе.Таким образом, гарантийное государство евразийцев представляетсявесьма актуальной для современной практики. В отличие от правовогогосударства,гарантийноенапротивопоставляетнаселениеигосударственный аппарат, но стремится обеспечить как можно болееглубокую вовлеченность населения в государственную деятельность насоответствующих уровнях.
В отличие от социального государства илигосударства благосостояния гарантийное государство основано не наперераспределении доходов, а на государственно-частной системе хозяйства,хотя обе конструкции в конечном счете ставят своей целью обеспечениеэкономической свободы населения.Мы видим, что некоторые элементы евразийских концепций (усилениероли церкви в политике, государственная монополизация экономики) ужевошли в актуальную политическую практику. Однако без опоры наевразийское учение имплементированы были лишь некоторые аспекты внеединого стратегического видения и целеполагания.
Само по себе усилениероли государства в экономике может быть вызвано отнюдь не евразийскимимотивами и потому не имеет того эффекта экономической свободы, которогоожидали евразийцы. Потому сложившиеся в экономике и политикепаттерны, коррелирующие с евразийскими идеями, требуют осмысленияименно в русле евразийства.1.1.2. Политические идеи классических евразийцев и евразийскаяидеологияЕвразийцыполитическоговысказалирежимаврядидейкачествевотношенииальтернативынадлежащегодемократической,монархической и тоталитарной моделям.
Евразийцы осознавали тот факт,что монархический режим не отвечал запросу современного общества,однако демократия в чистом виде также не была приемлемой для евразийцев.40В связи с этим была предложена идея демотии или органическойдемократии.На наш взгляд, идея органической демократии с определеннымипоправками может оказаться более выигрышной как минимум для России (анекоторые элементы этой концепции могут быть полезны и для евразийскойинтеграции), чем иные концепты, время от времени предлагаемые элитами(например, так называемая «суверенная демократия» или «управляемаядемократия»).Концепт «суверенной демократии» был разработан в 2000-е, иосновной целью его было заполнить «идеологическую брешь»102.
ВладиславСурков, бывший ключевым автором этой концепции определял ее как «образполитической жизни общества, при котором власти, их органы и действиявыбираются, формируются и направляются исключительно российскойнацией во всем ее многообразии и целостности ради достиженияматериальногоблагосостояния,свободыисправедливостивсемигражданами, социальными группами и народами, ее образующими»103.Как верно отмечает к. полит. н. М.В. Яковлев, «в самом названии«суверенная демократия» просматривается избыточность: любая демократиясувереннапоопределению,ведьнародпринимаетрешениякакединственный источник власти (поэтому не бывает «несуверенной»демократии)»104. Акцент на суверенизации политического режима вовсе нетипичендлядемократии.Такаяпротиворечивость инедостаточнаянаполненность, на наш взгляд, стали причиной того, что дискуссия вокругэтого концепта со временем практически сошла на нет, так и не давполноценного описания российского политического режима, который в102Пляйс, Я.А.
«Суверенная демократия» новый концепт партии власти // Власть. 2008. №4.Сурков, В.Ю. «Национализация будущего. Параграфы pro суверенную демократию» // «Эксперт», № 43(537), 20–26 ноября 2006, С. 102.104Яковлев М.В. Доктрины «Направляемой демократии» в отечественном политическом дискурсе началаXXI В. : сравнительный анализ подходов // Общество: политика, экономика, право. 2016. №7.10341настоящеевремявсечащеименуетсякак«гибридный»или«промежуточный»105.Что же такое органическая демократия? С внешней, техническойстороны органическая демократия немало вобрала в себя от опытабольшевистской России. В частности, в качестве основы она предполагалавласть Советов, обладающих широкими полномочиями.
Таким образом,евразийцы восприняли большевистский лозунг «вся власть Советам!»,который сами большевики в итоге так и не реализовали на практике. Лозунгсамих евразийцев звучал: «Россия с Советами, но без коммунизма».В статье «К вопросу о преобразовании советского государственногостроя»106, довольно подробно описывается режим органической демократии.Он основан на территориальном принципе построения общественногоустройства, согласно которому основная ячейка общества – это некийавтономный округ, состоящий из города и прилегающих к нему сельскихрайонов, во главе которого стоит окружной съезд.
Таким образом,государстводолжностатьсоюзомтакихавтономныхокруговивозглавляться съездом окружных депутатов. Трудно не заметить очевидноесходство с советской системой. Евразийцы, тем не менее, не устанавливалиабсолютной монополии одной партии и предусматривали, что в верховномзаконодательном органе половина мест должна принадлежать евразийскойпартии, а вторая половина представителям различных профсоюзных и иныхобщественных объединений.С точки зрения сущностного содержания органическая демократия«предполагает в народе способность править государством», для чего ему«необходимылояльностьчувствоигосударственнойэлементарнаячестность,105ответственности,свободнаягосударственно-политическийСм., напр.: Попова, Ю.В.
«Промежуточный» режим: к вопросу о сложности типологическойхарактеристики современного российского режима // Развитие политических институтов и процессов:зарубежный и отечественный опыт. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции.Редколлегия: И.А. Ветренко (отв. ред.), А.М. Балацкий, И.К. Жуков [и др.]. 2017; Киричек, А.И., Спиней,К.А. Электоральная активность населения современной россии в условиях гибридного политическогорежима // Социодинамика. 2017.
№ 5. С. 132-143.106К вопросу о преобразовании советского государственного строя. // Евразийский сборник. Кн. VI. ПрагаПариж: Издательство евразийцев. - 1929. - С.78-80.42кругозор, сила личного характера, уважение к труду, гражданское мужество,национальноевсеединство»107.Тоесть,органическаядемократияпредполагает не просто власть народа, но власть духовных, культурных иполитически грамотных граждан – разумеется, таких граждан требуетсявоспитать.Таким образом, органическая демократия сочетает несколько целей:вовлечение населения в политический процесс;формирование правящей элиты «лучших из лучших» (см.подробнее ниже);баланс распределения полномочий между местным и болеевысокими уровнями власти.Таким образом, цели органической демократии очевидным образомперекликаются с актуальной дискуссией о необходимости формированиягражданского общества.