Диссертация (Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)". PDF-файл из архива "Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
302], А. Ахматовой: «Слишком сладко земноепитьѐ, / Слишком плотны любовные сети …» («Сколько просьб у любимойвсегда», 1913) [1, т.1, с. 114], А. Белому: «Из мира, суетной тюрьмы, – / Вограду молча входим мы …» [5, с. 249] и т.д.Онтологическоевремякаксоставляющаяонтологическогопространства – это условие становление личности, самоопределениячеловека: «Но пройдут такие трое суток и столкнут в такую пустоту, / Что заэтот страшный промежуток / Я до воскресенья дорасту…» (Б.
Пастернак«Магдалина») [22, т. 4, с. 546].59Сакральное пространство – земное пространство, отражающиезаконы инобытия. Структура онтологического пространства наполненаземными сакральными локусами (святыми местами), встречающимися втворчестве поэтов, и образом Взыскуемого Града.Онтологическое пространство вбирает в себя сакральные, святые точкипространстваивремени.ПовыражениюВ.Н. Топорова,сакральноотмеченные точки пространства и времени, это святая гора, поле, место,камень, река, озеро и т.п.; святой день, ночь, неделя, праздник,«порождающие» стихии (святой огонь, святая вода), рамки вселенной какпредел еѐ потенций (святая земля, святое небо).
<…> Пространство и время,святые (освящѐнные) в своих наиболее ответственных точках и «вещных»узлах, как бы обручем скрепляют святой, или Божий, мир, нередкосоотносимый со святой (Божьей) красотой, и населяющий его святой народ,ведущий святую жизнь [282, т. 1, с. 8].
Соединение пространственного сдуховным, Божественным – сакрализация пространства. Например, внебольшом цикле стихотворений М. Волошина «Китеж» указываются всеосновные святыни России: Сергиев посад, Оптина пустынь, Саровскаяпустынь. «Ни Сергиев, ни Оптина, ни Саров / Народный не уймут костѐр: /Они уйдут, спасаясь от пожаров, / На дно серебряных озѐр [11, с.
204].Глубина (измерение) и сущность онтологического пространстваопределяются временем, когда человек поднимается над земным его ходом,меняет перспективу по отношению к земному пространству бытия. Бог же –не во Времени, ибо быть во Времени – это и значит принадлежать к миру (повыражению П. Флоренского).Таким образом, художественное онтологическое пространство и время– это восприятие автором полноты, целостности бытия (небесного и земного)или пространства вечности. Тайна времени и тайна вечности всегдаволновали поэтов и философов и как неразрешимые философскиеабстракции, и как каждодневное жизненное самоощущение.
В первой третиХХ века большинство русских религиозных философов (В.С. Соловьев,60Е.Н. Трубецкой, С. Франк, П. Флоренский, А.Ф. Лосев и другие) признали,что познать пространство и время, опираясь на данные научногоестествознания, едва ли возможно. Попытку понять пространство и времявне религиозного сознания В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, П. Флоренскийсчитали психологизмом.Изначальная природа человека, его временность и, одновременно, еговечность (семантически слово «человек» в русском переводе – «лицовечности»), двойная природа бытия невольно способствовала возникновениювопроса о смысле существования человека на земле, что, несомненно,отразилось и в художественном пространстве русской поэзии первой третиХХ века, важнейшей составляющей образно-эстетической системы которойстановитсябиблейскийспецифичногодлядискурс,литературыпредполагающийданнойэпохи,созданиеособого,художественногоонтологического пространства, сформированного библейским текстом.
Подбиблейским дискурсом в настоящем исследовании понимается спецификафункционирования библейского текста в поэтическом метатексте русскойлитературы первой трети ХХ века в совокупности с внутренними ивнешними факторами, влияющими на него.Художественное пространство русской поэзии первой трети ХХ векараспадается со всей очевидностью на два противоположных вида: наактуальноеи«потенциальнаяпотенциальное.бесконечность»Философско-математическийнаязыкерусскихтерминфилософов(П. Флоренского, Е.
Трубецкого) и поэтов (Ф. Сологуба, Вяч. Иванова,А. Блока, А. Белого, О. Мандельштама) приобретает в русской литературеназвание дурной бесконечности и становится в их творчестве одной изважных тем.Для художественного онтологического пространства русской поэзиипервой трети ХХ века характерно системное единство, которое состоит изсвойственных ему доминантных библейских образов: сада (Н. Гумилев,. Балтрушайтис), дня (А.
Блок, Н. Гумилев, Ю. Балтрушайтис, И. Бунин),61сеяния или семени (Вяч. Иванов, О. Мандельштам, М. Волошин, И. Бунин,Вл. ХодасевичО. Мандельштам,идр.),светаИ. Бунин),(А. Блок,моряА. Белый,(Ф. Сологуб,Вяч. Иванов,Ю. Балтрушайтис,. Пастернак), слова (Ф. Сологуб, Н. Гумилев, И. Бунин), полноты бытия(Ф. Сологуб, А. Белый, Ю. Балтрушайтис, И. Бунин), крестного пути(Вяч. Иванов,Н. Гумилев,А.
Ахматова,О. Мандельштам)иполисемантической концепции круга (от дурной бесконечности до идеивоскрешения).62Глава II. Типы пространственно-временной организации в библейскомдискурсе символистов§ 1. Линеарное пространство и Свет в библейском дискурсе Ф. СологубаУпоминания слов, фраз, выражений и образов библейского текста –частые явления в лирике Ф. Сологуба. В работах о творчестве поэта(М.И.
Дикман, В.А. Мескин, С.Л. Слободнюк, А. Ханзен-Лѐве и др.) немалописалось о гностицизме, диаволическом дискурсе, буддизме и другихмистико-философских воззрениях. Цель нашего исследования – показатьроль библейского компонента (пласта) в мировоззрении поэта, осмыслитьгенезис и семантику некоторых устойчивых образов и мотивов в еготворчестве.А. Блок в статье «Душа писателя» (1909) сказал: «Первым и главнымпризнаком того, что данный писатель не есть величина случайная ивременная, – является чувство пути» [9, т. 4, с.
127].Путь – одно из частотных слов в лирике Сологуба. Идею пути как однуиз форм самопознания художником своего творчества считали важноймногие литературоведы (Д.Е. Максимов, З.Г. Минц, Б. Лауер, А. Ханзен-Лѐвеи другие).Исследуя систему поэтических мотивов в символизме, А.
Ханзен-Лѐве,Б. Лауер писали о «диаволическом пути» Ф. Сологуба, о «типичном признакедиаволического характера его произведений» [309, с. 129].Рассмотрим результаты, которые получились в процессе подробногоанализа генезиса пути в лирике поэта.Над выбором пути (дороги) Ф. Сологуб задумался рано, ещѐ в началесвоего творчества.Различными стремленьямиРастерзана душаИ жизнь с еѐ томленьями63Темна и хороша……………………………..Отравленный тревогою,Я всѐ кого-то жду.Какою же дорогою,Куда же я пойду?(«Различными стремленьями…», 1886) [24, с. 87].Жизнь человеческая на протяжении всего творчества осмысляласьФ.
Сологубом как путь, что по семантике перекликается с текстом Библии.Путь – одна из самых частотных лексем библейского текста. В Библиисемантика слова путь – это нравственный, духовный поиск людей. Понятиядобра и зла в библейских текстах выражаются определениями: светлый,правый, святой, чистый, непорочный, а также худой, тѐмный, левый, кривойидругими.Например,вПсалтириповествуетсяодвухпутях,открывающихся человеку, а именно пути добра и пути зла: Яко вестьГосподь путь праведных, и путь нечестивых погибнет (Пс. 1: 6) Ибо знаетГосподь путь праведных, а путь нечестивых погибнет; Ходяй по путинепорочну, сей ми служаше (Пс.
100, 6) Ходящий непорочным путѐм служитГосподу; Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к тебе взях душу мою(Пс. 142: 8) Покажи мне, Господи, путь, по коему мне идти, ибо к Тебе явознѐсся душою.Можно утверждать, что всѐ творчество Сологуба так или иначепосвящено странничеству, «утомительному», «томительному пути», поискусвоей «тропы» в «житейской пустыне». В лирике поэта содержатсянеобходимые атрибуты восхождения к вечности: «посох», «дорога», «путь»,«сухая тропа», «стезя», «пустыня».Как будет видно из дальнейшего, семантика пути в творчестве поэтавосходит к тексту Библии. Некоторые определения пути представляют собойпарафразыбиблейскоготекста.Например,выражениеФ.
Сологуба«жестокие пути бытия», возможно, восходит к известной библейской фразе:64Аз сохранил пути жéстоки (Пс. 16: 4), что в библейском контексте означает:Я жил по заповедям Божьим. Насколько семантическое значение отдельныхслов и образов библейского текста было близким и востребованным дляСологуба при создании поэтических произведений – вопрос отдельный иинтересный. «Жéсток» в церковнославянском языке означает «сухой,изсохший; твѐрдый, крепкий, худой, тупой, жестокий, суровый, грубый»[118, с. 183]. Слово «жéсток» в данных значениях частотно в поэзииСологуба при размышлениях о жизненном пути.ПриведѐмпримерыфункционированиясловапутьвлирикеФ.
Сологуба: «Жизнь моя над суетою / Вознеслась, земле чужда, /Предначертанной стезѐю, / Непорочная звезда»1; «Я рано вышел на дорогу /И уж к полудню утомлѐн, / Разочарован понемногу / И чадом жизни опьянѐн»[с. 92]; «По жестоким путям бытия / Я бреду, бесприютен и сир, / Но затовся природа – моя, / Для меня наряжается мир» [с. 98]; «Устав брестижитейскою пустыней / Но жизнь любя, / Смотри на мир как на непрочныйиней, / Не верь в себя» [с.