Диссертация (Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)), страница 10

PDF-файл Диссертация (Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)), страница 10 Филология (52314): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)) - PDF, страница 10 (52314) -2019-09-14СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)". PDF-файл из архива "Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Балтрушайтиса как света, святости и чуда: «День – таинствовеликое, / День – чудо из чудес…» («В горах») [3, с. 38]. В описании дня,часа нет ощущения скоротечности времени. День, час рассветный –сакральная категория для сознания поэта: «Пыль великая, земная, / Невзрывайся близ меня, – / Дай мне ярче, в утро мая, / Осениться светом дня...»(«NOLI TANGERE CIRCULOS MEOS») [3, с. 43]. «Нетленный день», ккоторому стремится душа сквозь «белую тьму» земного бытия, в творчествеФ. Сологуба: «Жадно ищу я душою просветы / В область нетленного дня»(«Белая тьма созидает предметы…») [24, с. 199]. День в поэтическом мире А.Блока встречается в нескольких значениях. Во-первых, как ожидание чуда;прообраз инобытия и Дня нового века: «Будет день и свершится великое /Чую в будущем подвиг души» («Будет день и свершится великое…») [9, т.

1,с. 169]; «Встали надежды пророка – / Близки лазурные дни» («Посвящение»)[9, т. 1, с. 161]; «А за ним – росли восстаний знаки, / Красной вестью вечногоогня / Разгорались дерзостные маки, / Побеждало солнце Дня» («Инок шел и49нес святые знаки…») [9, т. 1, с. 222]; «И тогда – в гремящей сфере /Небывалого огня – / Светлый меч нам вскроет двери / Ослепительного Дня»(«Так. Я знал. И ты задул…») [9.

1, с. 295].Полнота Дня, радость бытия может ощущаться героем, способным ксознательному выбору между днем и ночью, устремленным к Свету:«Старую книгу читаю я в долгие ночи / При одиноком и тихо дрожащемогне: / Все мимолетно – и скорби, и радость, и песни, / Вечен лишь Бог. Он вночной неземной тишине.

/ Ясное небо я вижу в окно на рассвете, / Солнцевосходит, и горы к лазури зовут: / „Старую книгу оставь на столе до заката. /Птицы о радости вечного Бога поют”» (И. Бунин «Ночь и день») [10, т. 1, с.140].День – совершенен, потому что в это время происходит восстановлениеприроды не только телесной, но и духовной.

Начало обычного земного днямыслится авторами не только как физическое явление, но как отражение вматериальной природе Света вечности, для которой свойственны огонь,солнце и многообразная световая палитра.Генезис Дня, его активное функционирование в поэзии первой третиХХ века объяснимо апокалипсическим настроением эпохи и ожиданиемнового, преображенного мира, Дня.

В работе П. Флоренского «Столп иутверждение истины» это особенно заметно: «По мере приближения КонцаИстории являются на маковках Святой Церкви новые, доселе почтиневиданные, розовые лучи грядущего Дня Немеркнущаго» [303, с. 125].3. Структура онтологического пространства моделируется крестом,организующимполесвятости.ВстатьеВ.Н. Топорова«Крест»,опубликованной в «Мифах народов мира», обоснован подход к кресту, как ксимволувысшихсакральныхценностей,глубиннойсмысловойипространственно-временной структуры: «…Крест подчеркивает идею центраиосновныхнаправлений,ведущихотцентра(изнутривовне).Конституирование зримого центра в кресте ставит дополнительный акцентна том, что является высшей ценностью системы, что иерархизирует и50сакрализует все пространство, определяя в нем линии и направления связей изависимостей» [205, т.

2, с. 12].КрестообразенпутьвпоэзиипервойтретиХХвека.Идеякрестоношения осознается многими поэтами:- как единственный верный «неложный» путь: «Но руки их смелойрукою / Сложил я в спасающий крест / И вывел их верной тропою / Из этихпугающих мест» (Ф. Сологуб «Какие-то светлые девы…»), «Так легко, какснежный пух, / Рождества крылатый дух <…>/ Чтоб от света малых свеч /Длинный луч, как острый меч, / Сердце светом пронизал, / Путь неложныйуказал» (А. Блок «Сочельник в лесу»), «Пред Женихом < Христом > стезюсоделай ровной, / И путь в чертог полуночный исправь» (Вяч.

Иванов «25марта 1909»);- ситуация выбора между истинным и ложным путем, и тогда движениеостанавливается перед скорбью предстоящего крестоношения: «Три пути /Вижу я в желтеющих равнинах… / Но куда и как по ним идти?» (И. Бунин«На распутье»), «Русь! <…> / За то, что ты стоишь, немея, / У перепутногокреста, / Ни Зверя скиптр подъять не смея, / Ни иго легкое Христа…»Вяч. Иванов «Русь! На тебе дух мести мечной…»);- крестоношение понимается как удел России: «Что искус дан тебесуровый: <…> / Что, как молитвенные дымы, / Темны и неисповедимы / Твоипоследние пути, / Что не допустят с них сойти / Сторожевые Херувимы!(М.А.

Волошин «Родина»);- осознание иных путей при выборе тайного пути крестоношения:«Может, мне всего дороже / Тонкий крест и тайный путь» (О. Мандельштам«Душный сумрак кроет ложе…»).Таким образом, мотив креста в поэзии первой трети ХХ века сложен иуниверсален, он содержит пространственно-временное начало и глубинноеосмысление жизненного пути.4.

Обратимость совершающихся процессов.51Для онтологического пространства-времени характерны обратимыепроцессы(«ибытиявозвратноедвиженье»),преодолениесмерти,воскресение и такие важные свойства времени как мгновенность иобращѐнность от будущего к прошлому и прошлого в будущее.Мысль, что время может быть обращѐнным стала центральной втворчестве многих поэтов: А. Блока, А.

Белого, Вяч. Иванова, Н. Гумилева,О. Мандельштама, М. Волошина. Однако семантическая наполняемостькатегории обращѐнное время в поэзии авторов была неоднородной. Каксказано было нами ранее, в статье О. Мандельштама «Утро акмеизма»проблема обращѐнного времени связана с социальной проблемой: «Времяможет идти обратно: весь ход новейшей истории, которая со страшнойсилой повернула от христианства к буддизму и теософии, свидетельствует обэтом» [21, т. 1, с. 180]. В творчестве А.

Блока обращѐнное время – эторелигиозно-мистическая категория: «Так явственно из глубины веков /Пытливый ум готовит к возрожденью / Забытый гул погибших городов / Ибытия возвратное движенье» («На небе зарево. Глухая ночь мертва…»,1900) [9, т. 1, с.102].Обратимость, с точки зрения М. Элиаде, – это повторение действий врамках определѐнной парадигмы: «Сознательное повторение действий врамках определѐнной парадигмы выдаѐт их онтологическую сущность».«Литургия является прямым напоминанием о жизни и страстях Господних.<…> это напоминание в действительности является реактуализацией «тоговремени» [322, с.

41].В работе Е.Н. Трубецкого «Смысл жизни» категория повторяемостиприменяется к библейским историческим событиям двухтысячелетнейдавности. Номинативно не используя термина «обращѐнное время», авторговорит о факте распятия Христа, как вечно длящемся, т.е. совершившемся иповторяющемся.«Голгофа–постоянный,длящийсяфактнашейдействительности, ибо нет той минуты, когда бы не совершалась эта борьба52смысла с бессмыслицей, когда бы мир не распинал Бога и когда бы Бог нераспинался за мир» [284, с.

104].В определении Е.Н. Трубецкого важно «лингвистическое» пониманиепрошедшего постоянного времени («длящийся факт»), которое свойственнообращѐнному времени, восходящему к библейским событиям. Действиесовершилось в прошлом, однако совершенное событие продолжает жить внастоящем-будущем времени. Главное свойство прошедшего постоянноговремени – повторяемость действия, его цикличность и непрекращенность(действие продолжается и будет продолжаться). Чтобы подтвердить мысль отом, что подобная форма времени могла заимствоваться из библейскоготекста, приведем пример евангельской фразы. В 28 главе Евангелия отМатфея повествуется о явлении Господа на горе Галилейской. Особоговнимания заслуживают слова Христа, в которых содержится обетование опостоянном Его присутствии во времени: «И се, аз с вами есмь во вся дни доскончания века» (Мф.

28: 20). Если учитывать семантические возможностицерковнославянского языка, на который переведен текст Библии, то идееобращѐнного времени в грамматике ближе всего перфект, означающийрезультат события или явления случившегося в прошлом (факт), которыйвиден в настоящем и совершался многократно, не один раз повторяясь.

То,что было, есть и сейчас оно повторяется.Обратимому времени присущи обратимые процессы. Обратимость вонтологическом пространстве русской поэзии мало что имеет общего собратимостью в античном понимании. В библейском аспекте оно понимаетсякак пакибытие – новое, лучшее бытие или «восстановление прежнеголучшего бытия при будущем преобразовании мира» [118, с. 403].С мотивом обращѐнного времени взаимосвязан мотив семени, потомучто семя таит в себе возможность будущего воспроизведения, повторения,возрождения.

Иными словами, оно само, не что иное, как результатподобного воспроизведения.53Обратимостькновойпреображеннойжизни(пакибытию),реализующаяся через мотив сеянья, семени (зерна), восходящего кбиблейскому тексту, в котором тема «хлеба» – одна из центральных (ВЕвангелии от Иоанна Христос Спаситель говорит о Себе: «Аз есмь хлебжизни» (Ин. 6: 35)), выполняет конструирующую роль в поэтическомсознании многих поэтов.СимволиказернаврусскойпоэзиипервойтретиХХвекаполисемантична. Зерно (семя) осмысливается как символ глубокой веры:«Люблю под сводами седыя тишины / Соборы вечные Софии и Петра, /Амбары воздуха и света, / Зернохранилища вселенского добра / И ригиНового завета / И сохранилось свыше меры / В прохладных житницах, / вглубоких закромах / Зерно глубокой, полной веры» (О.

Мандельштам«Люблю под сводами седыя тишины…») [20, с. 352]; живительное семя дляума: «И вновь мне будет близко время, / Когда, в предчувствии беды, / Умаживительное семя / Взрастило смелые плоды» (А. Блок «Под вечер лет снемым вниманьем…») [9, т. 1, с. 111]; царство Христово, возрастающее(прозябающее) в душе верующего человека: «Для прозябанья мыслям-зѐрнам!/ Воскинь секущим острием / Над луговым, корнистым дерном / Хаосамрачный чернозѐм!» (А. Белый «Время») [5, с. 188]; «И строя миг по мересил, / Я лишь упорным словом жил, / О всходах вечности тужил… / Исердцем, вверенным весне, / У летней грани я втройне / Горю молитвой озерне…» (Ю. Балтрушайтис «Межой земли») [3, с. 201]; необходимостьвозврата в иное начальное бытие через идеи Апокалипсиса (распада) ипрорастания: «Так семя, дабы прорасти, / Должно истлеть … / Истлей,Россия, / И царством духа расцвети!» (М. Волошин сборник «Демоныглухонемые», «Преосуществление») [12, с.

29]; «Проходит сеятель поровным бороздам. / Отец его и дед по тем же шли путям. / Сверкает золотомв его руке зерно, / Но в землю чѐрную оно упасть должно. / И там, где червьслепой прокладывает ход, / Оно в заветный срок умрѐт и прорастѐт. / Так идуша моя идѐт путѐм зерна: / Сойдя во мрак, умрѐт – и оживѐт она.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее