Диссертация (Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)". PDF-файл из архива "Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
111]; «Нет, хоть и тѐмный, / Путь мой – будетправым» [с. 116]; «У подножья нахмуренных скал, / По расселинам мглистосырым / Мой отверженный путь пролегал. / Там когда-то я с верой внимал /Голосам и громам роковым» [с. 148]; «А я в тиши, во тьме блуждаю, / И влабиринте изнемог / И уж давно не понимаю / Моих обманчивых дорог» [с.162]; «В путях томительной печали / Стремится вечно род людской / Внедосягаемые дали / К какой-то цели роковой, / И создаѐт неутомимо /Судьба преграды перед ним, / И всѐ далѐк от пилигрима / Его святойЕрусалим» [с. 165]; «Не нашѐл я дороги / И в дремучем лесу / Все былыетревоги / Осторожно несу … / Избавление чую, / Но путей не ищу, – Ни очѐм не тоскую, / Ни на что не ропщу» [с.
167]; «Я печаль мою злую, живую /Принесу к моему шалашу, / И под тѐмным намѐтом я сброшу, / Совершивутомительный путь, / Вместе с жизнью жестокую ношу, / ИстомившуюСологуб Федор Стихотворения. СПб.: Академический проект, 2000. С. 230. Далеестихотворения Ф. Сологуба цитируются по этому изданию с указанием номера страницы.651гордую грудь» [с. 167]; «Но руки их смелой рукою / Сложил я в спасающийкрест / И вывел их верной тропою / Из этих пугающих мест» [с.
171]; «Путьмой трудный, путь мой длинный / Я один в стране пустынной, / Но усладыесть в пути, – / Улыбаюсь, вдохновляюсь, / И не скучно мне идти» [с. 172];«Надо мною жестокая твердь, / Предо мною томительный путь, / А замною лукавая смерть / Всѐ зовѐт да манит отдохнуть» [с. 179]; «В нашем, вином ли твореньи / К истине есть ли пути, / Или в бесплодном томленьи /Надо идти?» [с. 180]; «Проворные детские ноги / В зелѐном лесу побегут / Ив нѐм молодые дороги / Себе обретут» [с.
183]; «До зари недалѐкой / Какзаснуть! / Вспоминал я жестокий, / Долгий путь!» [с. 184]; «Что мне мир. Оносудит / Иль хвалой оскорбит. / Тѐмный путь мой пребудет / Нелюдим исокрыт» [с. 189]; «Долог мой путь утомительный / Мрак надо мной» [с.196]; «Идти б дорогою свободной, – / Да лих, нельзя. / Мой путь лежит встепи холодной, / Иду, скользя. … Меня ведѐт / Моя судьба звериным следом/ Среди болот» [с. 201]; «И тихий путь твой не лукав» [с. 227]; «Слабеютсилы / Трудней идти, / Но не унылы мои пути» [с.
228]; «Жизнь моя надсуетою / Вознеслась, земле чужда, / Предначертанной стезѐю, / Непорочнаязвезда» [с. 230]; «Я – странник унылый и бледный, / А Лихо – мой верныйвожатый» [с. 212]; «И нет пути передо мной / К стране, вотщеобетованной» [с. 232]; «Ангел благого молчанья /…В тяжкие дни утомленья,/ В ночи бессильных тревог / Ты отклонил помышленья / От недоступныхдорог» [с.
245].Устойчивый повтор слова путь в лирике Сологуба позволяет прочитатьразрозненные фрагменты как единый поэтический текст, в котором можновыделить следующие смыслы:- поиск пути – это поиск истины, смысла бытия;- обретение пути – одна из главных мыслей автора;- путь праведный («жестокие пути бытия», жизнь по заповедям)сулит одиночество;66- земной путь героя – это путь мятежный, путь сомневающегосячеловека, ищущего и порою не находящего смысла бытия, ночеловека воспевающего бытие;- путь креста – «верный», путь греха – «скользкий»;- прямой, нелукавый путь – «тихий».Множество противоречий в тексте Ф.
Сологуба (например, жизнь –«темна» и «хороша», путь «тѐмный» и «правый») и, одновременно, знание ипонимание глубины библейской семантики слова («Но руки их смелой рукою/ Сложил я в спасающий крест / И вывел их верной тропою / Из этихпугающих мест»), позволяет сделать следующий вывод: автор понимал ипринимал идею крестоношения и, порою, сознательно спорил с Богом («Какя с тобой ни спорил, Боже, / Как на тебя ни восставал, / Ты в небе на змеинойкоже / Моих грехов не начертал») [с.
454].Остановимся подробнее на анализе стихотворения «Дни безрадостнопустынны …» (1898). Проведем текстовые параллели между стихотворениемФ. Сологуба и текстом Библии.Дни безрадостно-пустынны,Верный спутник мой – тоска,И она и я невинны,Что свобода далека.Для меня закон – смиренье,Удаленье от борьбыИ безмолвное терпеньеВ испытаниях судьбы.Жизнь моя над суетоюВознеслась, земле чужда,Предначертанной стезею,Непорочная звезда.67Библейская лексика в этом стихотворении: пустынный, смиренье, терпенье,суета, стезя.Дни безрадостно-пустынны – скорбны.Вторая строфа, пожалуй, отражает желание автора «идеальной» жизнипо закону Библии. Однако, как показал анализ поэтических фрагментов,лирический герой и сам автор часто находятся в состоянии смуты,внутренней душевной борьбы между знанием библейского канона жизни исобственными душевными ощущениями.Слово смирение в контексте второй строфы означает не толькохристианскую «добродетель» покорности и самоуничижения. Скорее всего,оно по значению ближе к славянскому слову мир (спокойствие, тишина) имера (равновесие) и означает примирение с Богом, с ближним, обретениеравновесия духа, опоры в жизни.
Смирение противоположно греху гордости,бунту, взрыву, «борьбе».Семантика слова суета означает, во-первых, хлопотливую, усиленнуюдеятельность, которая не приносит желаемых результатов, бесполезна ибесцельна. Во-вторых, деятельность человека, направленную к устроениювсесовершенного,полногосчастьяназемле,в-третьих,тленность,смертность, кратковременность [118, с.183].Стезя – узкая дорога, тропа [118, с. 661]. Понимание жизни как «узкойтропы» восходит к тексту Библии: «Входите тесными вратами, потому чтошироки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находятих» (Мф.
7: 13). Фраза «Входите тесными вратами» означает в славянорусскойтрадициипутьскорбейилишений,способныхочиститьчеловеческую душу.Способность вознестись над суетою жизни, почувствовать радостьбытиятакжепрослеживаетсявстихотворении«Идувсмятеньичрезвычайном» (1899).Но что за гранью жизни краткой68Меня ни встретит, – жизнь мояГорит одной молитвой сладкой,Одним дыханьем бытия.Бунт в лирике Сологуба часто сменялся смирением и радостью передзаконами бытия, неизбежностью земного конца и всеми тяжестями земногопути.Я люблю мою тѐмную землю,И, в предчувствии вечной разлуки,Не одну только радость приемлю,Но смиренно и тяжкие муки.Ничего не отвергну в созданьи, –И во всѐм есть восторг и веселье,Есть великая трезвость в мечтаньи,И в обычности буйной – похмелье.(«Я люблю мою тѐмную землю …», 1896) [с.
171].Вторая строфа стихотворения «Я люблю мою тѐмную землю …» сложна длякомментария. Символика вина, похмелья в творчестве автора некоторымиисследователями рассматривается как признание лирическим героем своейнесостоятельности, нравственной деградации или желание чувственноговосприятия непознаваемого бытия [330, с. 4].Однако оксюмороны «трезвость в мечтаньи», «обычность буйная» ислово «похмелье» в контексте второй и третьей строф стихотворениявосходят к библейскому сюжету «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Деян. 2).«Трéзвенный» в славяно-русской традиции означает «воздержанный,здравомыслящий», т.е.
выражение «трезвость в мечтаньи» – недоступность ккакому-либо пристрастию [118, с.729].«Обычность буйная» – особое состояние, что в контексте библейскогосмысла означает «быти в изступлении», т.е. быть в состоянии вдохновения,69под особенным влиянием Святого Духа. Значение слова «обычность» вполнеукладывается в контексте библейской фразы: Дух дышит, где хочет, и голосего слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит; так бывает совсяким, рождѐнным от Духа (Иоан. 3: 6).
Обратимся к библейскому сюжету.Во время сошествия Святого Духа на апостолов сделался шум с неба,словно от несущегося сильного ветра, который наполнил весь дом, гденаходились ученики Христа. Дух Святой сошѐл в виде огня в знак того, чтоОн имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.Апостолы после сошествия на них Святого Духа стали разговариватьразными языками, после чего некоторые люди стали говорить, чтоапостолы напились сладкого вина. Апостол Петр, обращаясь к «мужамИудейским и всем живущим в Иерусалиме» «возгласил»: «Они не пьяны, каквы думаете…» и далее для объяснения происходящего произносит словапророчества Давида: «… возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой;даже и плоть моя упокоится в уповании, / Ибо Ты не оставишь души моей ваде и не дашь святому Твоему увидеть тления; / Ты дал мне познать путьжизни; Ты исполнишь меня радостью пред лицеем Твоим» (Деян. 2: 14, 26).В свете сказанного, вполне закономерно в последней строфестихотворения Сологуба звучит прославление и преклонение перед святойТроицей.
В христианской традиции Бог один, но троичен в Лицах. ПервоеЛицо – Бог Отец, второе Лицо – Бог Сын, третье Лицо – Бог Дух Святой.Преклоняюсь пред Духом великим,И с Отцом бытие мое слито,И созданьем Его многоликимОт меня ли единство закрыто!Схожая семантика веселья по отношению к Троице встречается в поэмеА. Белого «Первое свидание»: «Я в веселящий Духов день / Склонѐн передтобою, Боже!» [5, с.