Диссертация (Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)". PDF-файл из архива "Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное автономное образовательное учреждениевысшего образования «Российский университет дружбы народов»На правах рукописиПороль Ольга АнатольевнаБиблейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзиипервой трети ХХ века (генезис, типология)10.01.01. – русская литератураДиссертация на соискание ученой степени докторафилологических наукНаучный консультант: доктор филологических наук,профессор Коваленко Александр ГеоргиевичМосква 2017ОГЛАВЛЕНИЕВведение ……………………………………………………………..........ГлаваБиблейскийI.дискурси4пространственно-временныеотношения в русской поэзии и философиипервойтрети ХХвека.................................................................................................................17§1. Генезис и типология библейского дискурса ……………………17§2. Пространство и время в трудах отечественных религиозныхмыслителей (обзор)……………………………………………………. 25§3.
Поле актуальной и потенциальной (дурной) бесконечности втворчестве русских поэтов и философов первой трети ХХ века…....32§4. Художественное онтологическое пространство как термин…… 43Глава II. Типы пространственно-временной организации в библейскомдискурсе символистов ……………………………………………………..62§1. Линеарное пространство и Свет в библейском дискурсеФ. Сологуба…………………………………………………………….62§2. Генезис круга в творчестве А. Блока……………………………..
97§3.Пространственно-временнаясимволикавтворчествеВяч. Иванова. Крест как пространство……………………………….117§4. Пространственно-временная антиномия пустоты и света впоэтическом мире А. Белого…………………………………………ГлаваIII.Пространствоивремявбиблейском136дискурсепостсимволистов……………………………………………………………153§1. Онтологическое пространство и время в поэзии акмеистов(Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам)………………………§2.Антиномияконцаиначалавбиблейском154дискурсеМ. Волошина…………………………………………………………..203§3.
Полнота бытия в библейском дискурсе Ю. Балтрушайтиса…. 212ГлаваIV.Концептуальноеединствохудожественногоонтологического пространства. Идейно-смысловые доминантыв2русской поэзии первой трети ХХ века…………………………………...231§1. Библейский мотив пути в лирике акмеистов…………………...231§2. Свет как пространство подлинной реальности в русскойпоэзии ……….…………………………………………………………237§3.
Мотивы обращѐнного и остановившегося времени (на примерепроизведений А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, Н. Гумилева,О. Мандельштама, М. Волошина)……………………........................245§4. Семя как пространственно-временной библейский мотив втворчестве поэтов……………………………………………………..269Заключение……………………………………………………………........283Библиография…………………………………………………………........2913ВведениеКаждая эпоха в той или иной степени притязает на некое болееглубокое проникновение в смыслонесущие «каркасы мира».
Онтологизацияязыковых структур и тотальная текстуализация культуры выдвинулитекстологические, герменевтические искания сегодня в ряд наиболеевостребованных традиций гуманитарного знания. Именно в таком аспектецелесообразно рассматривать творчество поэтов «многострунной культуры»первой трети ХХ века.Происходившие в России социально-экономические и социальнокультурныепроцессыобозначенногопериодаспособствоваливозникновению ощущения непредсказуемости земного бытия у многихпоэтов и писателей.
Очутившись в круговороте совершающихся потрясений,приняв или отторгнув изменения мира, культурная элита пыталась обрестисебя, найти свое место во времени и пространстве. Обращение коккультизму, к новым, преобразованным и другим религиям и, наконец, кЛогосу – стало попыткой заполнить возникший духовный вакуум.Библейский дискурс в такой ситуации становится доминирующим впоэтической системе Ф. Сологуба, А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова,Ю. Балтрушайтиса,Н. Гумилева,О.
Мандельштама,А. Ахматовой,М. Волошина и других крупных поэтов.Под библейским дискурсом в нашей работе понимается спецификавозникновения и функционированиятекста Библии в поэтическомметатексте русской литературы первой трети ХХ века в совокупности свнутренними и внешними факторами, влияющими на него. Возникшее врезультате библейского дискурса онтологическое пространство – этохудожественноепространствоврусскойпоэзии,сформированноебиблейским текстом.4Исследования, посвященные библейской проблематике, долгое время(с 1920-1980-е годы XX века) занимали отчетливо выраженное маргинальноеположение.
Лишь с конца 1980-х годов прошлого столетия в Россииначинают выходить журналы, сборники научных трудов и монографии, вкоторых русская литература рассматривается в контексте христианскойкультуры. Литературоведение постсоветского периода вновь открыло длясебя ранее полузапретную тему и сделало ее одним из главных направленийсвоей деятельности, что отразилось в «Ученых записках», «Известиях»,«Вестниках» и других серийных изданиях и тематических сборникахнаучных трудов.К 2002 г., согласно библиографическому указателю «Христианство иноваярусскаялитератураXVIII–ХХвеков»А.П. ДмитриеваиЛ.В. Дмитриевой, изданного под редакцией В.А. Котельникова, былоизвестно около 15 000 журнальных и книжных публикаций, в которыхрассмотрены взаимоотношения русской светской литературы Новоговремени и христианской традиции во всех ее аспектах – философском,литературоведческом,историко-культурном,богословско-догматическом[313].В конце 1990-х – начале 2000-х гг.
наметились вопросы, касающиесябиблейскойпроблематики(работыИ.А. Есаулова,В.А. Котельникова,А.М. Любомудрова и других), обнаружилась флуктуация терминологии.И.А. Есаулов выдвигает понятие «пасхальный архетип» как доминантное длярусской литературы, исследует категорию соборности.
В.А. Котельниковизучает характер глубинных семантических слоев языка художественныхпроизведений.А.М. Любомудровнаучнообосновываетодноизлитературных явлений, получившее в современном литературоведенииназвание«духовныйреализм»,рассматриваетиуточняеттермины«христианский», «православный», «духовный».ВпоследниеотечественноедесятилетияисследованиеопубликованоМ.М. Дунаевафундаментальное«Православиеирусская5литература»,гдепредложеносистематизированноеосмыслениеособенностей развития отечественной словесности, изданы актуальныеработыЮ.М. Лотмана,В.С. Непомнящего,Н.А.
Богомолова,В.А. Котельникова, Б.В. Соколова, Л.Г. Кихней, Н.П. Саблиной и др., вкоторых содержатся глубокие концептуальные исследования влияниябиблейского текста на русскую литературу.Тема «Библия и русская литература» стала источником многихсовременных диссертационных исследований в следующих аспектах:взаимодействие библейских текстовирусскойпоэзии(Химич Г.А.«Стихотворные переложения псалмов в отечественной поэзии ХVII-ХХвеков» (2002), Барышникова И.Ю.
«Новый Завет и Псалтирь в русскойпоэзии» (2013), Яковлева Л.А. «Апокалипсическая семантика в поэзии АнныАхматовой» (2014); отдельных библейских элементов в русской литературе(Лау Н.В. «Мотив «духовного странничества» в прозе русской эмиграции(И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев)» (2011), Кузьмина М.К. «Функции библейскихцитат в древнерусских преподобнических житиях ХVII вв.» (2014);соотношение русской литературы с христианской духовностью и культурой(Комков О.А. «Традиции православного иконологического мышления врусской литературе ХIХ – нач.
ХХ веков: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь,Н.С. Лесков, И.С. Шмелев» (2001), Любомудров А.М. «Духовный реализм влитературерусскогозарубежья:Б.К. Зайцев,И.С. Шмелев»(2001),Климчукова В.Н. «Лирическая поэзия Н.С. Гумилева: духовные основы,мифологическиеилитературныеистоки»(2007),Скрипникова Т.И.«Духовно-религиозная проблематика и ее художественное воплощение в«крестьянской прозе» И.А. Бунина» (2008), Петрова Н.И. «КультурнорелигиознаяпарадигмавтворчествеО. Мандельштама»(2012),Терешкина Д.Б.
«„Четьи-Минеи и русская словесность Нового времени”»(2015) и т.д.Одной из «лакун» современного литературоведения при изучениидискурсасталоопределениеролибиблейскоготекставсоздании6художественных произведений сакральной тематики. Сложность анализапреломления библейских истин в литературном творчестве авторов – одна изактуальныхпроблемнаправления«Библияирусскаялитература».Имеющиеся на сегодняшний день работы подобного рода носят в основномтекстологический характер и выявляют тематическую и мотивную связьБиблии с художественными текстами отдельных авторов, однако системного(обзорного) осмысления художественного пространства, которое неизбежновозникает в результате библейского дискурса, пока не существует.Необходимостьрешенияэтойзадачивыводиткпространственно-временному аспекту рассмотрения русской поэзии первой трети ХХ века,потому что одной из существенных проблем человека эпохи стала попыткаобрести свое место в меняющемся мире, прислушаться к голосу времени.Научные основы исследования особенности пространства и времени влитературоведческом и философско-религиозном аспектах были заложены вработахБ.М.
Эйхенбаума,Г. Кантора,А. Белого,П. Флоренского,Вяч. Иванова,С.Л. Франка,А.Ф. Лосева,Н. Гартмана,Ю.М. Лотмана,В.Н. Топорова, С.С. Аверинцева, которые в своих трудах обращались квопросамонтологии.Приисследованиибиблейскогодискурсаионтологического пространства в поэзии первой трети ХХ века применялсяструктурно-семиотический подход, что обусловлено природой произведенийэтогопериода,полисемантичностью отдельныхобразов имотивов,функционирующих в них. За основу рассмотрения текстов были взятынаучные взгляды М. Бахтина и представителей тартусско-московской школы(Ю.М. Лотмана, З.Г.
Минц, Ю.С. Степанова, В.Н. Топорова и др.).Изученныематериалынепрекращающемсялитература»философскихинаучномприработ,свидетельствуютвниманииналичииивремениР.О. Якобсон,Ю.М. Лотман,темеразличныхпосвященныхпространствако«БиблиячтоиихудожественногоБ.М. Эйхенбаум,Д.Е. Максимов,прирусскаяисторико-литературныхособенностям(М.М. Бахтин,том,З.Г. Минц,А.Ф. ЛосевВ.Н.