Диссертация (Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)), страница 9

PDF-файл Диссертация (Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)), страница 9 Филология (52314): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)) - PDF, страница 9 (52314) - 2019-09-14СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)". PDF-файл из архива "Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Неведомая глубина (тайна), в которой пребывает полнота бытия.Согласно славяно-русской традиции тайна бытия выше, неизмеримо глубжечеловеческого ума и превышает любое человеческое знание. Это хорошоосознавал (а, скорее всего, интуитивно чувствовал) А. Блок, в творчествекоторого есть стихотворение начинающееся фразой: «Небесное умом неизмеримо…» («Небесное умом не измеримо…», 1901) [9, т.

1, с. 141]. Тайна– одно из частотных слов поэта. Слово «тайна» в поэзии Блока семантическиблизко к значению «откровение»: «Он уходил, а там глубоко / Уже вещал емузакат / К земле, оставленной далѐко, / Его таинственный возврат» («Впередзакатные часы…», 1901, 1915) [9, т. 1, с.

140]; «То был рассвет великогорожденья, / Когда миров нечисленный хаос / Исчезнул в бесконечностимученья. – / И всѐ таинственно роптало и неслось» («Аграфа Догмата»,1900) [9, т. 1, с. 109]; «Последний вздох, и тайный, и бездонный, / Слова44последние, последний ясный взгляд – / И кружный мрак, мечтою озарѐнный,/ А светлых лет – не возвратить назад» («И поздно, и темно.

Покину безжеланий…», 1901) [9, т. 1, с. 143]; «Напрасно вы исторгнули безбожно /Крикливые хуленья на Творца. / Вы все, рабы свободы невозможной, /Смутитесь здесь пред тайной без конца» («Входите все. Во внутреннихпокоях…», 1901, 1910) [9, т. 1, с. 151].Глубина (тайна) – необходимая пространственно-временная категориябытия, способная приоткрыться в начале Дня, ранним утром, когда ещѐслышен голос Вечности, до наступления всяческой суеты.Начало дня (утро) – категория бытия, нередко встречающаяся впоэтических текстах первой трети ХХ века.

Можно утверждать, чтосемантическаянаполняемостьсловаутро,частососедствующеговпоэтических текстах А. Блока со словами тайна, чудо, глубина восходит ктексту пятой песни «Канона во Святую и великую пасху»: утренюемутренюю глубоку, и вместо мира песнь принесем владыке, и Христа узримправды Солнце, всем жизнь возсияюща [209, с. 224]. Сложно прийти квыводу, сознательный ли это парафраз славянского текста или взятое поэтомнастроение приведѐнного нами источника, но лексика пасхальной стихиры ичастота сосуществования на одном текстовом поле таких слов в поэтическомсловаре Блока, как утро и глубина (глубокое утро) позволяют допуститьпредположение о генезисе славяно-русского текста.Цикл стихотворений Ю. Балтрушайтиса, в которых лирический геройвоссылает «живую хвалу бытию» назван «Утренние песни».

Ранние утренниечасы в творчестве Ю. Балтрушайтиса, как и в творчестве А. Блока,ассоциируются с тайной, откровением и глубиной: «Будто с Божьих высот, сзаповедных глубин, / Все завесы над миром упали…» («Запылала заря передшествием дня!») [3, с. 32]; «И звук за звуком, дрогнув в тишине, / Над лесом,над рекой, над нивой тучной, / Стремится к небесам, синеющим в огне, /Смеѐтся и зовѐт из глубины беззвучной…» («Великий час! Лучистая заря…»)[3, с.

32]; «Рассветные волны качают ладью – / Живая хвала бытию! /45Безмерные дали – в венчальном огне, / И солнце и море – во мне… / Надглубью лазурной, не знающей дна, / Я сам – кочевая волна…» («Рассветныеволны качают ладью…») [3, с. 33]; «Будто с тоской по утраченным дням /Кто-то, по древним глухим ступеням, Поступью грузной идѐт в глубину, /Ниже, всѐ ниже, – во тьму, в тишину…<…>Скорбный и мерный,отрывистый звон – / Шествие Часа в пустыне времѐн…» («Маятник») [3, с.97-98].Интуитивно предполагая глубину вечности, Вяч.

Иванов пыталсяосмыслить вечность и земное время, осознать себя и своѐ время в ней:«Слышу: ветр шуршащий / Отронул заросль, – и сличаю в мыслях / Тутишину глубокого покоя / И этот голос, – и воспомню вечность, / И мѐртвыевека, и время наше, / Живущий век, и звук его…» («Бесконечное») [19, т.1, с.743].В сознании А. Белого глубина также ассоциируется с вечностью. Так опевице Олениной-д' Альгейм он пишет: «…Великое рвѐтся из груди людей.Люди становятся символами углубления. Мы слушали углубление – зовоттуда. Она была перед нами, и через нее говорила Вечность» [36, с.

104].ВтворчествеО. Мандельштамагенезисглубинывосходиткбиблейскому символу семени, под которым подразумевается слово Божие, икоторое человек сохраняет в своей душе: «И сохранилось свыше меры / Впрохладных житницах, в глубоких закромах / Зерно глубокой, полной веры»(«Люблю под сводами седыя тишины…»,1921) [20, с. 352].В этом контексте уместно вспомнить и о произведении Б. Пастернака«Вариации. Подражательная», где о глубине произносится, как об объектеизображения Евангелия и главным является не описание моря, а сравнениеглубины библейского текста с бесконечной морской стихией: «Он сел накамень.

Ни одна / Черта не выдала волненья, / С каким он погрузился вчтенье / Евангелья морского дна» («Вариации. Подражательная») [22, т. 1, с.173].46Антиномией глубине (тайне) в русской поэзии первой трети ХХ векастановится плоскость. Вяч. Иванов в статье «Старая или новая вера?» сказал:«Плоскость есть всеобщая «секуляризация». Но Тайна Божия иерархийна посвоей природе, и этим навсегда и безусловно упрочен трансцендентныйопыт, и поставлен духу выбор: или благоговение, или плоскость» [19, т. 3, с.317-318].

Семантически слову плоскость близко понятие рассудочность,утверждение рассудка над верой в чудо. Например, у Мандельштама: «душиготической рассудочная плоскость» («NOTRE DAME») [20, с. 107].2. Категории Света и глубины способны сосуществовать на одномтекстовом поле стихотворения, невольно подтверждая смысловое построениеонтологического пространства: «Ветер принес издалека / Песни весеннейнамек, / Где-то светло и глубоко / Неба открылся клочок…» (А. Блок «Ветерпринес издалека…») [9, т. 1, с. 130]; «Облака там нежней и белей, / Глубина –бесконечна, светла… / И доносится мерно с полей / Над водой тихий звон изсела» (И. Бунин «На пруде») [9, т.1, с. 57].Свет – важная категория онтологического пространства, которую П.Флоренского называл «пространством подлинной реальности» [299, с.

409].По мнению учѐного, «всякое бытие, есть свет», открывающий «мистическиепричины всего сущего». «Что не свет, то не является, значит, не естьреальность. Тьма бесплодна…» [299, с. 423]. Тьма расположена вне Бога.Идущая от христианской культуры идея Света в славянской традициисемантически близка к значению слова «святость».

Свет в славяно-русскойтрадиции–откровениегрядущейсвятостимира,фаворскийсветПреображения. Священное Писание называет Бога Светом: «Он пришел длясвидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрезнего» (Ин. 1: 7). П. Флоренский в «примечаниях и мелких заметках» к своейработе «Столп и утверждение Истины», объясняя природу Света, ссылаетсяна «редчайшую» книгу Иоанна Пордеджа «Божественная и истиннаяметафизика» (ХVII в.): «Вот как учит Иоанн Пордедж: ,,Бог есть Свет,следовательно, и имеет Существо Его Пространство, глубину, высоту,47долготу и широту. Ибо не можно представить себе Света, который бы неимел пространства, коего блеск не распространялся бы около себя, которыйбы совсем никакого места не освещал, и ясностию своею не занимал”» [302,с. 650].Каноничное восприятие учения о Свете среди поэтов в наибольшейстепени выразилось в стихотворении А.С.

Пушкина «Странник» и во многихпоэтических текстах И. Бунина. Например, «И дрогнет тьма! И вспыхнет навостоке / Воскресший Свет!» (И. Бунин «Бальдер») [10, с. 200].Если рассматривать онтологическое пространство в этом аспекте, то неменее существенна проблема Легиона, о которой писал Вяч. Иванов в работе«Легион и соборность». Легион важен как возникшая антиномия Свету. «Таки человеческое общество, ставя своим образцом Легион, должно начать систощения онтологического чувства личности, с еѐ духовного обезличения.Оно должно развивать, путѐм крайнего расчленения и специализированногосовершенствования, функциональные энергии своих сочленов и медленно,методически убивать их субстанциональное самоутверждение» [19, т.

3, с.260].Легион как приверженец Тьмы антонимичен Свету, следовательно, поФлоренскому, он – вне Вечности. Т.е. тьма как категория существует, когдаеѐ не заполняет Свет (святость). Например, в стихотворении Ю.Балтрушайтиса «Рассветные волны качают ладью…»тьма становитсяпризрачной, происходит ее рассеяние, преодоление «я» в стихии пламенноймолитвы. Подлинная реальность света вытесняет тьму: «Мир – тихое пенье вредеющей тьме, / Я – пламя молитвы в псалме…» [3, с. 33].Тьма, с данной точки зрения, – «огромная бездна, беспредельная повсем направлениям», «последняя бесконечность», объемлющая весь мир. Онане имеет ни границ, ни дна, ни опоры.

Иными словами на языке поэтов ифилософов первой трети ХХ века – «дурная бесконечность» или чувствобессмысленного существования человека на земле, преодолеть котороепытались многие.48Особая структурирующая роль Света в поэтическом сознании первойтрети ХХ века подтверждается высокой значимостью Дня как ценнойпространственно-временной категории. День в русской поэзии становитсяосновным «квантом времени», самодостаточной совершенной единицей,категорией, относящейся к Вечности. В Библии, как известно, создание света,неба, земли, всего растительного мира, светил, животных и, наконец,человека изображается как явление Божьего Дня.

«И назвал Бог свет днѐм, атьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1: 5).По мнению Е.Н. Трубецкого, «День Божий есть выражение полнойактивности всей преображенной твари, стало быть, не только мирадуховного, но и мира телесного; поэтому и свет, как выражение высшейактивности одухотворенного вещества, должен быть мыслим как совершеннореальное физическое явление» [284, с. 215].«Поклонение светлому Дню» (выражение Ю. Айхенвальда) – мотив,функционирующий в творчестве многих поэтов этого периода. ВоспеваниеДня у Ю.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее