Диссертация (Этическая концептосфера русской языковой картины мира диахронический аспект), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Этическая концептосфера русской языковой картины мира диахронический аспект". PDF-файл из архива "Этическая концептосфера русской языковой картины мира диахронический аспект", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Исследовать особенности языковой репрезентации этическихконцептов в живой речи на основе данных опросов студентов.Научная гипотеза: этическая наполненность (этические смысловыедоли) базисных концептов русской ментальности, составляющих ядрорусской этической концептосферы, определяет систему ценностей нации,сохраняется во все периоды ее существования, несмотря на изменения иискажения,которыевозникаютподвоздействиемполитическихиэкономических обстоятельств, или вводятся намеренно с целью измененияментально значимых ориентиров, и остается «читаемой» для современныхносителей языка.Научная новизна диссертации определяется прежде всего тем, чтов ней впервые осуществлен комплексный подход к исследованию этическойконцептосферы русской языковой картины мира в диахроническом аспекте;предложена модель этической концептосферы, доминантным структурнымпринципомкоторойвыступаетсоборностькакдуховноеединение,связующим – концепт «святость» как высшая добродетель, нравственнаяцель; определен круг ядерных этических концептов русской языковойкартины мира; разработана классификация этических концептов; выделеныисконные этические смыслы базисных концептов русской языковой картинымира.Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в нейразработан научный подход к исследованию этической концептосферырусской языковой картины мира; уточнены научные термины «этический9концепт» и «этическая концептосфера» и смежные научные понятия(доминантные вербализаторы, этические смысловые доли); предложенаклассификация этических концептов по характеру этической значимости ифункциональному признаку; выявлена этическая наполненность концептов(этические смысловые доли) в диахронии; описана модель этическойконцептосферы русской языковой картины мира; установлены особенностивосприятия базисных этических концептов современными носителями языка.Практическая ценность диссертации определяется возможностьюиспользовать ее результаты в учебно-воспитательном процессе вузов и школс целью духовно-нравственного воспитания молодежи на основе осознанияэтической наполненности основополагающих концептов русской языковойкартины мира, а также при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров.Результаты исследования представляют интерес для дальнейшего изучениярусской языковой картины мира, ее вербализации в текстах различных типовв диахронии и синхронии.
В перспективе предполагается создание словаряэтическихконцептов,атакжесловаря-минимумадляиностранцев,изучающих русский язык.Методы исследованияВ работе используются такие общенаучные методы исследования, какописательный,включающийприемынаблюдения,сопоставленияиобобщения фактического материала, а именно описательно-логическийметодприсопоставлениифактовсемантическойобладающих этическим значением; методструктурыслов,моделирования, служащийинструментом описания наиболее значимых этических смысловых долейотдельных концептов, а также этической концептосферы.
При рассмотрениисемантическихособенностейдериватовдоминантныхвербализаторовконцептов использовались внутрисистемные (структурные) методы, а10именно анализ дефиниций, компонентный анализ, метод семантическихполей.В отдельных случаях применялся метод контекстуального анализа(концепты«радость»,«счастье»,«терпение»идр.).Вкачествесопутствующей методики использовался метод этимологического анализалексических единиц.Для решения поставленных задач на разных этапах применялсялингвокультурологический анализ, системный и компонентный анализ,служащие основанием для установления типологии и классификацииязыковых единиц, сопоставительный и сравнительно-исторический подходы,позволяющиеустановитьизменениеэтическогосодержанияосновополагающих концептов.При определении этических смысловых долей базисных концептовиспользовалась методика выделения семантических долей Е.М.
Верещагина,В.Г. Костомарова.Методом сбора информации о восприятии современными носителямиязыка базисных концептов этической концептосферы русской языковойкартины мира послужил социолингвистический опрос.На защиту выносятся следующие положения:1.Этическийконцепт предстает какконстантаментальности,первообраз этических представлений, «культурный слепок» нравственныхнорм в сознании человека; этическая концептосфера понимается каксовокупностьконцептов,содержащихнравственный,познавательный,культурно-исторический опыт народа.2.
Базисные (ментально значимые) этические концепты образуют тесносвязанную концептосферу, в которой можно выделить экклесиологические,абсолютные концепты, относящиеся к божественному, духовному миру, и11собственно этические, отражающие представления о качествах, необходимыхдля достижения идеала.3.
Ментальной доминантой, выступающей как принцип организацииэтических концептов в концептосферу, служит концепт «соборность»,этическая смысловая доля которого «духовное единство».4. Этическую концептосферу русской языковой картины мира можнопредставитьввидеклассическойпирамиды,вкоторойсоборнообъединяются Святая Церковь, Святая Русь, мир-род-семья (стороныпирамиды),вершинойпирамиды,идеаломвыступаютпредставленияо Святой Троице.
Исконно представления о взаимоотношениях в церкви,государстве (царстве) и семье строились на основе христианских заповедей,применение которых в каждой конкретной сфере лежит в основе этическихконцептов, регулирующих нормы поведения, отношения в каждой из сферчеловеческой жизни.5. Концепт «святость» выступает как связующий, объединяющийэтические концепты разных радиусов, так как является «вершиной» всехдобродетелей, высшим нравственным идеалом поведения.
«Эталоном»святости в русской ментальности исконно служат христианские ценности,образцом отношений человека и человека – отношения человека и Бога.6. Этические смысловые долибазисныхконцептов этическойконцептосферы отражаются в лексике, отражающей нормы отношений Бог –человек, человек – человек, человек – вещный мир.7.Этическиесмыслыбазисныхконцептовформулируютсяв церковнославянском языке, актуализируются в древнерусский период,доказательством чему служат распространенные словообразовательныегнезда доминантных вербализаторов, в большинстве своем без измененийэксплицируются в XIX столетии и неизменно теряют степень этической12значимости в XX веке, о чем свидетельствует сокращение числа дериватов иутрата религиозной составляющей.8. Этические смыслы, которые содержат доминантные этическиеконцепты, остаются «читаемыми» и значимыми для современных носителейязыка, несмотря на некоторые изменения в понимании их основныхвербализаторов, вызванные социальными и политическими катаклизмами.Достоверность результатов и итоговых выводов подтверждается тем,что они основаны на научном фундаменте предшествующих работ в даннойобласти, включая исследования смежных наук, прежде всего философии;опираются на широкий фактический языковой материал и на апробациюполученных результатов в профессиональной аудитории.Апробация работыРезультатына международныхконференциинаучногофорумах:«ФилологическиеисследованияМеждународнойчтения»былипредставленынаучно-практической(Оренбург,2009–2015);V Международной научно-практической конференции, посвященной 50летию РУДН «Личность в межкультурном пространстве» (Москва, 2010);«Литературный текст XX века: проблемы поэтики» (Челябинск, 2012);«Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации,посвященной 60-летию Оренбургского государственного университета(Оренбург, 2015); Международном круглом столе «Вместе на одной земле.Роль культуры и образования в развитии интеграционных процессов»(Актобе, 2015); XI International scientific and practical conference «Proceedingsof academic science» (Шеффилд, 2015);наВсероссийскойнаучно-практическойконференциис международным участием «Славяне в этнокультурном пространствеЮжно-Уральского региона» (Оренбург, 2014, 2015);13на межрегиональных научно-практических конференциях: «Русскийязык как духовный и культурный собиратель нации», посвященной 200летиюсоднярожденияН.В.Гоголя(Самара,2010);«Славянев этнокультурном пространстве Южно-Уральского региона», посвященнойДню славянской письменности и культуры в Оренбуржье (Оренбург, 2012);«Богородице-Рождественскиеобразовательные чтения (Оренбург, 2008 –2012).По теме диссертации опубликовано 48 работ, в том числе 16 –в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК, общим объемом более 30 п.л.,включая 1 монографию.Структура.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения,списка словарей (63 единицы), списка использованной литературы (403библиографических единицы), 7 таблиц и 14 приложений.14Глава 1. Этическая концептосфера языковой картины мира какобъект исследования1.1. К уточнению понятия «этическая концептосфера» языковойкартины мираТермин «языковая картина мира», возникший как научная метафора и,по мнению ученых, не отличающийся понятийной строгостью, широкоприменяется в современной лингвистике.Среди различных интерпретаций автору данной работы наиболееблизкиопределенияязыковойкартинымиракак«совокупностипредставлений о мире, заключенных в значении разных единиц данногоязыка(полнозначныхлексическихединиц,«дискурсивных»слов,устойчивых сочетаний, синтаксических конструкций и др.), которыескладываются в некую единую систему взглядов, или предписаний»[Зализняк А.А., 2005, с.
206-207]; как «вербализованной системы матриц,в которых запечатлен национальный способ видения мира, формирующий ипредопределяющий национальный характер» [Корнилов О.А., 2003, с. 349].Выделим актуальные для данного исследования семы: во-первых, языковаякартина мира – это представления о мире; во-вторых, эти представлениявыражены в языковых единицах и, в первую очередь, в полнозначныхлексемах, в-третьих, эти представления складываются в систему, вчетвертых, эта система представлений о мире, выраженная в языке,формирует и предопределяет национальный характер.