Диссертация (Психологические факторы межкультурной компетентности студентов и школьников), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психологические факторы межкультурной компетентности студентов и школьников". PDF-файл из архива "Психологические факторы межкультурной компетентности студентов и школьников", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Кроме того,введенные К.Г. Юнгом понятия «экстраверсии» как направленности личности навнешний мир и «интроверсии» как направленности на мир внутренних переживаниймогут рассматриваться как предпосылки развития межкультурной компетентности. ПотерминологииЭ.Фромма,авторитарных,деструктивныхбегствоиотсвободы,конформныхраспространенностьмоделейповеденияинепродуктивных ориентаций характера, выбор в пользу «иметь», а не «быть»55могут препятствовать формированию компетентной в межкультурном общенииличности. С другой стороны, опыт «позитивной свободы», удовлетворениеестественных потребностей в установлении связей и преодолении пассивности,воспитание продуктивных черт характера могут рассматриваться как условияразвития межкультурной компетентности.
Также крайне важным с точкизрения межкультурной компетентности является введенное Э.Фроммомпонятие «этнической идентичности», расширенное позднее Э. Эриксоном.Исходя из Эго-психологии Э. Эриксона, одно из направлений развитиясамотождественности в подростковом возрасте связано с отождествлением себясэтническойгруппой,принятиемкультурно-обусловленныхмоделейповедения и формированием этнической идентичности, являющейся ядроммежкультурной компетентности, согласно ряду моделей МКК [Gudykunst, 2005;Varhegyi, Nann, 2011]. Так, А.П. Садохин считает культурную идентичностьобъективным основанием для развития межкультурной компетентностиличности[Садохин,2009].М.А.Манойловаполагает,чтобалансомтолерантности по отношению к собственной и другим этническим группамвыступает позитивная этническая идентичность, так как позитивное ценностноеотношение к собственному этносу соотносится с позитивным ценностнымотношением к другим этносам [Манойлова, 2011].Роль идентичности для межкультурной компетентности отмечается вмодели аккультурации Джона У.
Берри, включающей следующие стратегииаккультурации: ассимиляция (принятие идентичности другой культуры),интеграция (сохранение собственной идентичности, но признание важностиособенностей другой культуры), сегрегация (незначительный интерес к другойкультуре, стремление к укреплению собственной идентичности), сепарация(отсутствие интереса к другой культуре, желание укрепить собственныйстатус), маргинализация (непринятие ни своей, ни чужой культурнойидентичности) [Berry, 1996].56С точки зрения транзактного анализа, межкультурная компетентность – свойство«Взрослого», способного взаимодействовать с иной культурой с пониманием своейответственности (в отличие от безответственного «Ребенка»), безоценочно и на равных(в отличие от возвышающей позиции «Родителя»).В рамках структурной факторной теории черт Р. Кетелла межкультурнаякомпетентность может рассматриваться как совокупность черт личности,определяющих успешность деятельности в межкультурном контексте.
Однойиз современных факторных теорий личности (диспозиционных теорий)является Пятифакторная модель личности, или так называемая «Большаяпятерка», появившаяся в результате интеграции усилий многих ученых изразных стран мира [Tupes,Christall, 1961; Goldberg, 1993; Norman, 1963;Peabody, Goldberg, 1989; Cattel, 1996; Costa, McCrae, 2009 и др.].
«Большаяпятерка»предлагаетрассматриватьличностькакструктуруизпятинеобходимых и достаточных факторов, выявленных эмпирически в результатеобобщения многочисленных исследований по данной теме [Vorobyeva, 2011].Фактор экстраверсии объединяет в себе такие черты как активность,ассертивность, общительность, разговорчивость, энтузиазм и др. Фактордоброжелательности/согласия включает благодарность, способность прощать,великодушие, доброту, способность проявлять доверие, сочувствие, чуткость,отзывчивость и т.д. Фактор добросовестности отвечает за организованность,надежность,ответственность,рациональность,работоспособность,кропотливость и т.п. Фактор нейротизма содержит в себе такие черты, кактревожность,жалостьксебе,напряженность,обидчивость,неуравновешенность и др. Фактор открытости подразумевает артистичность,любопытство, креативность, проницательность, оригинальность и др.
Вариантмодели, предложенный П.Т. Костой и Р.Р. МакКреем [McCrae, John, 1992],рассматривающий факторы как ортогональные (то есть, непересекающиеся), наданный момент является самым распространенным. Диспозиции «Большой57пятерки»могутрассматриватьсявкачествевозможныхпредикторовмежкультурной компетентности.ВконтекстефункциональнойтеорииА.Маслоу,межкультурнаякомпетентность может рассматриваться как один из признаков здоровойцелостнойличности,включающийтакиехарактеристикисамоактуализирующейся личности, как принятие других такими, как они есть,нестереотипность оценки других, отождествление себя с человечеством,демократичностьценностейиотношений,сопротивлениеподчинениюкультуре. «Ключом к прекращению межнациональных раздоров» [Холл,Линдсей, 2005], согласно центрированной на человеке функциональной теорииК.
Роджерса, может быть достижение конгруэтности через принятиесобственных чувств и переживаний, что ведет и к принятию окружающихлюдей. Таким образом, развитие межкультурной компетентности можносоотнести с принятием собственных чувств по отношению к представителямдругихкультурикультурнымразличиям,чувствлюдейдругихнациональностей по отношению к себе и своим культурным особенностям.Положения концепций А. Маслоу и К. Роджерса о принятии себя и другихимеют важное значение для изучения межкультурной компетентности ииспользуются в некоторых моделях МКК для характеристики наиболеевысокого уровня развития МКК [Bennett,1986; Chibisova, Khukhlaev, 2008;Логащенко, 2015].С точки зрения функциональной теории В.Н. Мясищева, межкультурнаякомпетентность может рассматриваться как отношение уважения к другимкультурам [Eder, 1996; Kiechl, 1997; Wang, Ching, 2015], а развитиемежкультурной компетентности – как изменение отношения личности кмежкультурнымразличиямвсторонуэтнорелятивизмавусловияхполикультурной среды.Теория личности А.Н.
Леонтьева выступает против культурологическогопониманияличностикакпродукта58индивидуальнойадаптацииилиаккультурации. Культура рассматривается как безличное в человеке и потомуне может выступать предметом психологического исследования. Однако болеевысокое положение мотива сотрудничества и стремление к равному диалогу спредставителями различных культурных общностей (мотив по отношению кучастникам деятельности) по сравнению с мотивом достижения результата вработе или учебе (мотив по отношению к предмету деятельности) в иерархиимотивов личности может выступать критерием уровня развития межкультурнойкомпетентности.С позиции теории личности Л.И.
Божович, межкультурная компетентностькак качество личности может рассматриваться через соотношение уместногоповедения, соответствующегомежкультурной ситуации, и осознанногостремления к сотрудничеству, проявлению толерантности, уважения. Такиехарактеристики личности могут проявляться в его способностях.Спозициимежкультурнаяиндивидныхисторико-эволюционногокомпетентностьсвойств,можетличностныхподходаисследоватьсяхарактеристикиА.Г.Асмолова,какпроявлениеиндивидуальныхособенностей в межкультурной деятельности. Подчеркивая изменчивостьличности, А.Д. Карнышев признает, что количество сочетаний свойствчеловека, из которых складывается МКК, бесконечно. Авторсравниваетмежкультурную компетентность с хамелеоном: как хамелеон меняет своюокраску в зависимости от окружающих условий, так и компетентный вмежкультурном общении человек «обязан в ситуациях взаимодействия слюдьми конкретных национальностей соответствующим образом менять своиреакции, подходы и т.п.» [Карнышев, 2009, с.
103]. Сознавая всю сложностьпоставленной задачи, автор предпринимает попытку на основе собственнойличностно-деятельностной концепции создать модель МКК и выделитьосновныееёкомпоненты:направленностьличности(стремлениекэффективному взаимодействию с другими, отсутствие расовых установок,уважение к другим культурам и т.д.), способности (знания особенностей59культуры, видов межэтнического взаимодействия, факторов межэтническогосотрудничества; умения различать особенности самосознания народов, навыкирационального поведения в конфликте), самооценка (чувство равенства,отсутствиезаносчивости),коммуникативныекачества(общиеиспецифические) (см. рис. 13) [Карнышев, 2009].
Все компоненты находятся взависимости от психофизиологических особенностей человека.Рис. 15. Основные параметры личности, связанные с межкультурнойкомпетентностью [Карнышев, 2009. С. 100]Современный этап развития психологии личности характеризуется рядомпризнаков. Во-первых, на первый план выходит методологический принципединства исследования личности и индивидуальности [Голубева, 2005;Крупнов, 2006; Русалов, 2006 и др.].