Диссертация (Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)), страница 12

PDF-файл Диссертация (Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)), страница 12 Культурология (50685): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)) - PDF, страница 12 (50685) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)". PDF-файл из архива "Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

П. Нестерова, автор статьи о религиозной составляющей германскогофашизма, отмечает, что «уже в 1934 г. в Германии была предпринята попыткасоздать новую «германскую религию», в догматах которой, в частности,провозглашалось, что «Адольф Гитлер - новый мессия, посланный на землю,чтобы спасти мир от евреев».158Отметим также, что воззрения итальянских фашистов также имели в себемистическуюсоставляющую,ноонаносилаотличныйот германскогофашисткого мистицизма характер и не актуализировала своим существованиемдуховно-религиозную функцию музыкальной культуры.157Там же. С. 210-212.158Нестерова, Т.

П. Фашистская мистика: религиозный аспект фашистской идеологии. /Т. П. Нестерова // Религия иполитика в ХХ веке. Материалы второго Коллоквиума российских и итальянских историков. Москва, 11-12 апреля2005 г. - М.: 2005. С. 405.60Развлекательнаяфункциямузыкальнойкультурытакжеполучилаотчетливое воплощение в музыке фашистской Италии, фашистской Германии иСССР. Жанры легкой, развлекательной музыки, с одной стороны, пользовалисьуспехом у слушателей, с другой – могли служить полем для более-менеезавуалированной пропаганды. Авторы ряда антиутопий (О.

Хаксли «О новыйдивный мир», Дж. Оруэлл «1984» (М., 1989)) в своих текстах справедливоконстатировали роль развлекательной музыки в культуре тоталитарногогосударства, а также роль развлекательного искусства в целом.Одним из ярчайших воплощений развлекательной функции музыкальнойкультуры стал жанр массовой песни, подъем которого имел место во всех трехисследуемых нами музыкальных культурах. Не все произведения этого жанранесли развлекательную функцию, однако большая их часть имела именно такоезначение.

Этому способствовало появление нового канала в бытовании песен –кино, делавшего слушательскую аудиторию многомиллионной. И. Савченко встатье «Право запеть», посвященной работе над новыми киноопереттами«Гармонь» и «Иринкин рекорд», следующим образом оценивает роль музыки вобласти киноискусства: «Большая и почетная задача – создать массовую песню накаждый день, так сказать, для личной жизни – тем не менее не является нашейглавной и единственной задачей; главное – работа над методами использованиямузыки в звуковом кино»159.

Эта оценка, высказанная в отношении методовтворческой работы при подготовке кинофильмов, в некотором смысле являетсяпоказательной, подтверждающей значительный потенциал музыки кино в аспектеее воздействия на реципиента.Второй из параметров социальной обусловленности музыкальнойкультуры – степень ее институционализации и типы присущих ей институтов. Всилу того, что управленческий аппарат тоталитарного государства стремился кполному контролю всей сферы искусства, он нуждался в максимальной степениинституционализации этой сферы. Формулируя цели «мегамашины культуры»159Савченко, И. Право запеть. К постановке кинооперетты «Гармонь» и «Иринкин рекорд» / Савченко И.

//Советское кино. М.:1934, № 5. С. 59.61тоталитарного государства, И. Голомшток констатировал такие из них, какмонополизация всех форм и средств художественной жизни страны и созданиевсеохватывающего аппарата контроля и управления искусством.160 В связи сэтими целями количество институтов, обслуживающих музыкальную культуру (иконтролирующих ее), в тоталитарном государстве является высоким. Внаибольшей степени из трех изучаемых нами музыкальных культур эта тенденцияпроявилась в музыкальной культуре советского государства, возможно, в связи стем, что именно его культура прошла более длительный, более полный путьразвития, чем прочие, а сам тоталитарный режим в силу этого имел большевозможностей (в том числе и временных) для бюрократизации и разрастаниясвоего аппарата контроля.В первые годы после революции советское правительство подготовило ряддекретов по вопросам национализации театров, музеев, консерваторий.

Таковдекрет от 12 июля 1918 года о переходе Московской и Петроградскойконсерваторий в ведение Народного комиссариата просвещения, декрет от 19декабря 1918 года о национализации нотных, музыкальных магазинов, складов,нотопечатен и нотоиздательств, декрет от 20 августа 1919 года о национализациимагазинов, складов и мастерских, производящих и продающих клавишные идругие музыкальные инструменты. Были изданы декреты об учете сценических итеатральных работников (7 апреля 1919 года), об отмене права частнойсобственности на архивы умерших русских писателей, композиторов, художникови ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях. Таким образом, уже в первые годысоветской власти был установлен тотальный контроль над сферой музыкальнойкультуры. В 1932 году был учрежден Союз композиторов СССР.В первые годы существования фашистского режима – как в Третьем рейхе,так и в фашистской Италии, - были также созданы специальные организации,контролировавшие культурную жизнь (и в том числе и музыкальную культуру).Так, А.

Гитлер через полтора месяца после прихода к власти декретом от 13 марта160Голомшток, И. Н. Тоталитарное искусство. - М.: 1994. С. 10.621933года учредилимперское министерствонародногопросвещения ипропаганды во главе с Геббельсом. Сфера компетенции министра определяласьследующим образом: «Имперский министр народного просвещения и пропагандынесет ответственность за всю область духовного воздействия на нацию путемпропаганды в пользу государства, культурной и экономической пропаганды» радипросвещения народа внутри страны и за рубежом; следовательно, он ответствененза управление всеми учреждениями, служащими этим целям».161 Сам Геббельсчерез «Фолькишер Беобахтер» (10 мая 1933) сразу же объявил о том, что задачейминистерства является «привести Германию в состояние духовной мобилизации»и что оно «выполняет те же функции в области духовного, что военноеминистерство в области вооружения».162Обратим внимание на «милитаристские детали» в этом высказываниинемецкого министра народного просвещения – «духовная мобилизация», «те жефункции, что военное министерство».

Как было отмечено выше, тот же«милитаристский дух» характеризовал и музыкальную критику тоталитарногорежима.Для осуществления этих целей декретом от 22 сентября того же годаучреждается Имперская палата культуры (Kulturkammer), которая подразделяласьна семь специализированных палат: музыки, театра, литературы, прессы, радио,кино и изобразительных искусств. В Уставе Имперской палаты культурыуказывалось, что любой человек, работающий в области культуры, «независимоот того, член он этой организации или нет, подпадет под юрисдикцию той илииной специализированной Палаты» (параграф 28), а в параграфе 29 говорилось:«Суды и административные власти должны оказывать юридическую иадминистративную поддержку Имперской палате культуры и отдельным ееПалатам».163 Нацистское законодательство предусматривало прямое запрещение161Цит.

по: Голомшток, И. Н. Тоталитарное искусство. - М.: 1994. С.93.162Цит. по: там же. С. 93.163Цит. по: там же. С. 95.63профессиональной деятельности для определенных групп художников (преждевсего, тех же модернистов и евреев), и комиссары от искусства вместе с чинамиполиции следили за соблюдением этого запрета, проверяя время от временисостояние кистей и палитр у запрещенных мастеров. Для контроля собственномузыкальной культуры Третьего рейха была создана Имперская музыкальнаяпалата, в ведении которой находились все дела, касающиеся музыкальной жизниГермании.

Президентом этого правительственного органа был назначен один изкрупнейших немецких композиторов XX века Рихард Штраус, который вначале сэнтузиазмом отнесся к созданию палаты, но уже через год разочаровался в еедеятельности, определив последнюю как «дилетантское безобразие».164Для организации досуга трудящихся, в первую очередь пролетариата, путемвовлечения людей в официальную культурную деятельность нацизма, быласоздана особая организация под названием «Сила через радость».По своимпропагандистским и идеологическим целям она во многом дублироваламинистерство народного просвещения и пропаганды.

«Сила через радость»занималась устройством культурных мероприятий: художественных конкурсов,лекций, концертов, рабочей самодеятельности и т. д.Точка зрения фашистского итальянского руководства относительно роликультуры в тоталитарном государстве была характерной - культура понималаськак важнейший инструмент, способствовавший распространению идеологиифашизма и внедрению ее в общество. В фашистской Италии так же, как и вфашистской Германии, существовала организация, вовлекающая массы населенияв сферу влияния фашизма и воспитывающая их в симпатии к новому режиму - это«Организация послетрудового отдыха» (Opera Nazionale del dopolavoro). Именноэта организация послужила прообразом для создания немецкой «Силы ирадости».

Opera Nazionale del dopolavoro охватила страну сетью культурныхучреждений. Она открыла трудящимся и их семьям самые разнообразныевозможности: предоставляла художественное воспитание (музыка, пение, кино,164Марек, Дж. Рихард Штраус. Последний романтик / Пер. с англ. И. С. Маненок, Р. С. Бобровой. – М.: ЗАО Изд-воЦентрполиграф, 2002. – С. 329.64театр, открывала льготный доступ на концерты и спектакли); содействовалафизическому воспитанию(спорт,экскурсии),специальному образованию(профессиональная подготовка для повышения квалификации) и общему(библиотеки, курсы, школы); содействовала гигиене и санитарии и улучшениюжилищ и т.д.

Организация отвечала за воспитание национального самосознания илюбви к родине (экскурсии, фольклор, исторические сюжеты и пр.) – иконтролировала развитие культуры и ее содержание. В рамках деятельности этойорганизации Муссолини планировал создать 100 тыс. фольклорных и прочихмузыкальных ансамблей, 2500 кружков театральной самодеятельности, 3500народных библиотек, 750 центров бесплатного обучения для неимущих и 10 тыс.спортивных клубов.Крометого,вфашистскойИталии30-егодыбылиотмеченымногочисленными законотворческими интервенциями, целью которых, какподчеркивает М. Лебедь, было дополнительное закрепление государственногоконтроля над культурными институтами Италии165.

Была создана «Корпорациязрелищ» (Corporazione dello Spettacolo), в планах которой значилось: «изучать иисследовать, согласно высшим интересам национальной экономики, проблемытеатральной и кинематографической индустрии и близких им».166 Также возникла«Инспекция по театру» (Ispettorato del teatro), о которой мы уже упоминали всвязи с репертуарной политикой, характерной для тоталитарной музыкальнойкультуры.Таким образом, соответствующие организации фашистской Италии,Третьего рейха и СССР контролировали деятельность всех институтовмузыкальной культуры – образовательных и концертно-театральных учреждений– как тех, которые возникли до установления в изучаемых нами тоталитарныхсистемах тоталитарного режима, так и тех, что возникли уже после еговозникновения.165Лебедь, М.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее