Диссертация (Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)), страница 13

PDF-файл Диссертация (Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)), страница 13 Культурология (50685): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)) - PDF, страница 13 (50685) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)". PDF-файл из архива "Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 13 страницы из PDF

И. Казелла и новая музыка Италии. Автореф. дисс. на соискание уч. степ.канд. искусствоведения. –М.: 2012. - С. 12.166Там же. - С. 12.65Следующий параметр социальной обусловленности музыкальной культурыопределяется Е. Васильченко и Дж. Михайловым как «индекс музыкальности»общества и характерный для общества статус музыкальной деятельности.Представляется, что на этот параметр, так же, как и на предыдущий, оказалвлияние в наибольшей степени тоталитарный режим, установивший в СССР,однако причина этого кроется в больше степени вовсе не в протяженности этогорежима и не в полноте его развития, а в состоянии этого параметра донаступления революции 1917 года.

Невзирая на рост индекса музыкальности вРоссийскойимпериимузыкальногонапротяженииобщества,БесплатнойXIXвека(деятельностьмузыкальнойшколы,Русскогооткрытиеконсерваторий и других учебных заведений музыкального профиля), егосостояние перед революцией уступало состоянию аналогичных индексов вГермании и Италии. Поэтому мероприятия советской власти (открытиеобразовательных учреждений, стимуляция развития музыкальной педагогики имузыкознания, стимуляция концертной и театрально-музыкальной деятельности),открывшие больше возможностей для вовлечения в музыкальную сферу новыхкадров, привели к резкому росту индекса музыкальности общества в СССР.Отметим, что и в фашистской Италии, и в Третьем рейхе стимуляция концертнойи театрально-музыкальной жизни также имела место. В Италии, например,небывалойактивностидостигладеятельностьоперныхтеатров,будучинаправленной, однако, в основном, на образцы национальной оперы, в том числесоздаваемые и молодыми современными композиторами.Четвертым (и последним) параметром социальной обусловленностимузыкальной культуры является т.н.

«социокультурные слои музыки имузыкальной культуры». Е. Васильченко и Дж. Михайлов выделяют всего пятьтаких слоев. Первый из них они называют «высокой музыкой», понимая под неймузыку, принадлежащую высшему слою общества, являющуюся носительницейцеремониальных смыслов и управленческой функции, и выраженную вразвитом(специальной культивированном) музыкальном тексте.Очевидно, чтоисторические реалии фашистской Германии, Италии и СССР в некотором смысле66диссонируют с понятием «высших» и «низших» слоев общества, однакопредставляет естественным определить, что «высокая музыка» тоталитарногогосударства – это официальное, парадное, угодное режиму («церемониальное»!)монументальное искусство больших музыкальных полотен (кантат, опер,ораторий, балетных партитур), воплощающих силу и мощь режима и государства.Следующий слой определяется как «сниженная высокая музыка» - болеедемократичная, близкая средним слоям общества.

В тоталитарной музыкальнойкультуре этот слой оказывается представленным не столь монументальнымикрупными жанрами, как те, что находятся в составе предыдущего слоя. Сюдаможно отнести широкий пласт массовой песни, музыку кино- и драматическихспектаклей – весь музыкальный материал, который постоянно сопровождалжителя тоталитарного государства в повседневной жизни.Третий слой музыкальной культуры - «основная музыка».

Суть этоготермина в соответствии с концепцией его авторов разъясняется в предыдущейглаве настоящего исследования. Речь идет о той самой «народной музыке», вкоторой композиторы всех изучаемых нами тоталитарных музыкальных культурдолжны были черпать вдохновение для того, что быть понятыми народом исоздавать тем самым единственно верное и нужное (коммунизму или фашизму)искусство. Здесь представляется важным обратить внимание также на то, чтонародноемузыкальноеискусствонетольконастойчивообъявлялосьнепогрешимым образцом, но и само пользовалось немалой поддержкой власти.Однако те образцы «подлинно народного духа», которые звучали с концертнойэстрады, на самом деле от действительно аутентичной народной музыки былидалеки и имели к ней малое отношение.

Поэтому здесь представляетсявозможным говорить о «квазинародном», «квазифольклорном искусстве». В силуэтого нам представляется нецелесообразным, рассуждая об «основной музыке»как слое тоталитарной музыкальной культуры, выделять в ее составе всоответствии с концепцией Е. Васильченко и Дж. Михайлова, еще три подслоя:культивированную основную, региональную основную и локальную основную67музыку, которые отличаются степенью развитости, ассортиментом используемыхсредств выразительности и широтой распространения.Однако, помимо нарядного «квазифольклора», в тоталитарной музыкальнойкультуре изучаемых стран сохранился и слой собственно народной музыки,который, с одной стороны, вливается в состав слоя «основной музыки», с другойстороны пересекается со следующим слоем - слоем этномузыки, музыкинациональныхменьшинств.Необходимоотметить,что,эксплуатируяквазифольклорное музыкальное искусство, тоталитарные режимы стимулировалиизучение подлинной национальной музыки, сбор и сохранение народныхмелодий.

Так, в СССР велись достаточно глубокие исследования народныхмузыкальных культур автономных республик РСФСР – изучался подлинныйтатарский, дагестанский, мордовский, удмуртский фольклор и фольклор союзныхреспублик. Подготавливались ученые труды, посвященные исследованию этогофольклорного материала, безусловно, идеологические окрашенные, наполненныене всегда ценной информацией, но, тем не менее, не утратившие свою научнуюценность и по сей день.

В 1920-1930 гг. итальянские ученые, фольклористы икомпозиторы проделали значительную работу по сбору, исследованию ипубликации богатейшего песенного и танцевального наследия областей ипровинций Италии. Следует упомянуть работу Б. Кроче «Народная ихудожественнаяпоэзия»(1929),сборникинародныхпесенДж.Фары«Музыкальная душа Италии» (1921) и «Сардинские песни» (1923), сборник А.Фавары Мистретты «Сицилийские песни земли и моря» (1923), его же сборникнародных песен провинции Вальдемезаро, исследование активного композиторафутуриста Фр. Балиллы-Прателлы «Записи плачей, песен, хоров и танцев «Записиплачей, песен, хоров и танцев итальянского народа» (1919), его же «ЭтнофонияРоманьи» (1938).С. Богоявленский отмечает, что «такого рода публикациипесенного и танцевального фольклора Италии, при всей острой противоречивостидуховных позиций отдельных собирателей и исследователей (глубокий иплодотворный по результатам интерес Прателлы к фольклору сочетался до конца20-х годов с утверждениями, что футуризм является единственным путем68возрождения национальной итальянской культуры), привели к замечательнымрезультатам не только в области музыкальной науки, но главное, в творчествевиднейших композиторов Италии, нашедших в музыкальном фольклоре прочнуюопору для обновления своего языка, жанров и образцов своего искусства».

С.Богоявленский придерживается той точки зрения, что нельзя связывать сфашистским режимом и его политикой в области культуры и искусствадостижения итальянских композиторов и музыковедов в области исследованияитальянской музыкальной культуры.167 Эти исследования было осуществлено нево имя националистических, воинствующе шовинистических идей фашизма, а воимя возрождения и утверждения забытых великих духовных ценностей стариннойклассической итальянской музыки.168 Хотелось бы добавить, что, хотя подобныеисследования в СССР были также инициированы режимом, совершались они нетолько во имя торжества коммунистической идеологии, но и в силу научнойнеобходимости изучения этой малоисследованной области. Вместе с тем для рядамузыкантов работа в области обработки и изучения фольклора народов СССРстановится единственным источником дохода.

Так, в 1930е годы крупныйсоветскийкомпозитор-авангардистА.Мосолов,неугодныйвластям,подвергаемый постоянной травле (музыка его, пользующаяся немалым успехом зарубежом, не исполнялась или редко звучала на родине композитора, а сам онстрадал от нападок враждебно настроенной критики), совершал поездки вКиргизию, Армению, Туркмению, Дагестан («на засъемку звуковой картины«Наступление»натемусоциалистическойреконструкциивНагорномДагестане»169), выполняя там заказы, связанные с обработкой фольклорныхмелодий и сочинением музыки в народном стиле, чтобы получить за этумалоинтересную ему (по его собственным частным признаниям) работу денежноевознаграждение.167Богоявленский, С.

Н. «Итальянская музыка первой половины XX века». Л.: 1986. С. 15.168Там же. С.15.169Репрессированная музыка. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007. С. 16.69Последний из слоев музыкальной культуры представляет значительныйинтерес в контексте нашего исследования; это так называемая инонациональнаямузыка. Дж. К. Михайлов и Е. В. Васильченко понимают под этим слоемненациональную музыку, «бытующую на территории той или иной страны(региона)»170, отмечая, что именно этот слой музыки является наиболеенезависимым от существующей системы музыкальной культуры». В области жетоталитарной музыкальной культуры ситуация оказывается противоположной. Вконтексте исследования тоталитарной музыкальной культуры имеет значениеследующий аспект проблемы – отношение к музыке других стран в фашистскойИталии.

Третьем рейхе и СССР. Отметим, что музыкальная культура всех трехтоталитарных режимов во главу угла ставила свою собственную национальнуюмузыку, воплощая в новых ее образцах тенденцию, характерную для любойтоталитарной культуры – народность в виде опоры на народные или«квазинародные» унифицированные истоки, стремление к тому, чтобы музыкабыла понятной народу. Из инонациональных музыкальных культур извлекалосьисключительно то, что угодно режиму: эти произведения исполнялись,исследовались,включалисьвобразовательныепрограммы.Прочиежемузыкальные тексты зачастую оказывались либо «незаслуженно забытыми», либозапрещенными. Так, в СССР особой популярностью пользовались сочинения Л.Бетховена, особенно те из них, что были окрашены революционным пафосом(особенно «Эгмонт», Третья («Героическая»), Пятая и Девятая симфонии,произведения Ф.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее