Диссертация (Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)". PDF-файл из архива "Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Кроме того,именно этот слой служит на более позднем этапе развития основой37формирования того, что называется национальной музыкой, то естьнекоегообобщенногомузыкального стиля, который включаетэлементы, характерные для различных составляющих нацию групп(как в вертикальном – социально-иерархическом плане, так и вгоризонтальном – этническом и региональным). Этот слой можноподразделитьнатриподслоя:культивированнуюосновную,региональную основную и локальную основную музыку, которыеотличаются степенью развитости, ассортиментом используемыхсредств выразительности и широтой распространения.4. Следующий слой, удельный вес которого в условиях любоймузыкальной культуры невелик, - так называемая этномузыка, т.е.музыкаэтническихменьшинств,отсталыхвсоциально-экономическом отношении.
В этом слое музыка в целом сохраняетвысокуюстепеньсакрализованности,побольшейчастисинкретически связана с танцем, магией (различные обряды иритуалы). Изолированность отдельных этносов, низкая интенсивностьиз культурных контактов с другими группами способствовалисохранению многих реликтовых черт музыки, некоторые из которыхсуществуютмногиестолетия.5. И, наконец, наиболее самостоятельный слой, максимальнонезависимыйотхарактерныхособенностейданнойсистемымузыкальной культуры: это инонациональная музыка (музыки),бытующая на территории той или иной страны (региона).
Она можетоставаться частью культурной жизни чужеземцев, а иногда становитсяискусством, воспринятым и культивируемым уже в условиях даннойстраны, как музыкантами – иностранцами, так и представителямиместного населения. В первом случае мы имеем дело с такимиявлениями, как инонациональные группы (торговля или духовнаямиссия, колониальная администрация, гарнизон и т.д.), каждая изкоторых может обладать собственными музыкальными традициями и,38соответственно,музыкально-профессионаламиилюбителями,музыкальными инструментами и т.д.Как уже было отмечено выше, музыкальная культура как системаопределяется еще третьим признаком - характером социокультурногофункционирования. Он зависит от множества факторов, среди которых испецифическое«звуковоепространство»определеннойкультуры(представлено как естественными, так и искусственно порождаемымизвучаниями), и тип слоевой эволюции музыкальной культуры, и спецификафигурымузыкантаопределенногоислушательскойфондааудитории,имузыкально-культурныхформированиетрадицийкак«специфических социокультурных комплексов, включающих определенныемузыкальныеявлениясовсейсовокупностьюсредствихжизнеобеспечения»133.
Иными словами, по Е. В. Васильченко, «характерфункционирования музыкальной культуры определяется процессуальнойспецификоймузыкиичерезконкретнуюреализациюпоказываетмузыкальный текст в его живом звучании».134Тоталитарная музыкальная культура – как и всякая музыкальнаякультура – обладает названными выше специфическими характеристикамии содержит указанные составляющие. Подробный анализ тоталитарноймузыкальной культуры с их учетом будет предложен нами в следующейглаве исследования, сейчас же обозначим некоторые предварительныемоменты, связанные с особенностями такой культуры.Прежде всего, необходимо отметить, что в музыкальной культуреевропейских тоталитарных систем получили отражение (в разной степени, вразном преломлении) те черты, что характерны для тоталитарной культурыв целом, а именно стремление к реализму, монументальности, классицизм,133Михайлов Дж.
К проблеме теории музыкально-культурной традиции // Музыкальные традиции стран Азии иАфрики. – М., 1986. С. 5134Васильченко Е. В. Звук в системе культуры мировых цивилизаций. Москва, Российский университет дружбынародов, 2013. - С. 34.39народность/апелляция к народности и героизм. Реализм предъявил своитребования к литературным сюжетам музыкальных произведений (опер,балетов, песен, программной музыки и т.д.), к образам героев этихпроизведений. Монументализм проявился в перечне жанров музыкальныхпроизведений, которые имели превалирующее значение в музыкальнойкультуре тоталитаризма.
Речь идет прежде всего о симфониях, операх икантатах – о формах более крупных, более «монументальных», чем, скажем,сольная соната, инструментальная миниатюра или романс. Классицистскиетенденцииоказализначительноевлияниенамузыкальныйязыктоталитаризма, на специфику применения гармонических средств, наинтонационнуюиритмическуюпластику,дажекомпозиторами определенной инструментовки инаиспользованиет.п. Апелляция кнародности определила своеобразие отношения к фольклорной культуре:подлинная народность, интерес к народному музыкальному творчествузаменялись эксплуатацией внешних атрибутов фольклорности, созданиемнекоей квазифольклорной декорации.
Формы народного музицированияиспользовалисьдлявыраженияпатриотическихчувств,наделялисьидеологизированным содержанием. Стремление к созданию героическогомузыкального искусства также оказала влияние на сюжетику музыкальныхпроизведений, на особенности музыкального языка и музыкального текста,которыйимеетсвоисредства-интонационные,ритмическиегармонические, тембральные, - для реализации категории «героического».Также названные черты тоталитарной культуры оказали влияние нарепертуарную политику, принятую в СССР, фашистской Италии и Третьемрейхе.
Для исполнения и изучения отбирались те произведения из мировогомузыкального наследия, которые соответствовали названным тенденциямпо смысловому и сюжетному содержанию, по специфике музыкальногоязыка.Специфика культуры тоталитаризма оказала влияние на судьбымузыкально-исполнительской культуры. Возможность исполнительской40реализации получали лишь те музыканты, чьи убеждения соответствовалиидеологическому руслу режима, чья национальность соответствовалатребованиям политики государства (речь в первую очередь о "еврейскомвопросе" в рамках трех изучаемых музыкальных культур). Исполнители,чей репертуар не вписывался в официальное течение музыкальной культуры(т.е. не соответствовал репертуарной политике, о которой мы говориливыше), подвергались критики и опале, а зачастую и более строгим мерамвоздействия.Более подробный анализ музыкальной культуры тоталитарных системСССР, Третьего рейха и Италии будет предложен в следующей главенашегоисследования.Мывыявим,какименноспецифическиехарактеристики тоталитарной культуры преломились в сфере музыкальнойкультуры и опишем, какие именно составляющие музыкальной культуры,музыкальных практик в СССР, фашистской Италии и Третьем рейхезатронул своим влиянием тоталитарный режим.412.
Характеристики тоталитарной музыкальной культуры2.1. Состав и структура тоталитарной музыкальной культурыВ рамках первой главы мы попытались сформулировать особенноститоталитарной культуры в целом, а также дать характеристику такой сферы этойкультуры,какмузыкальнаякультура.Втораяглавабудетпосвященаисследованию особенностей тоталитарной музыкальной культуры, при этом мыбудем опираться на перечень характеристик музыки как одной из сфер культуры,предложенный Дж. Михайловым и Е.В.
Васильченко. В этой связи представляетсяцелесообразным начать с анализа состава тоталитарной музыкальной культуры.Напомним, что под составом музыкальной культуры подразумеваются:1.существующийрепертуармузыкальныхобразцов,которыйнарабатывает та или иная культура в процессе своего развития;2.запоминание, сохранение и передача музыкальной традиции (типызвукомузыкальнойпамяти,фиксациимузыкальныхтекстов,способыиххранения);3.сформулированныепринципыпроизводстваивоспроизводствамузыкальной материи, т.е. существование определенных грамматических норм,которые могут быть зафиксированы письменно или передаваться изустно отучителя к ученику;4.идеологическаяиморально-этическаяоценкамузыки,складывающаяся в определенном социуме (запросы различных типов аудиторий);5.музыкант-специалист, непосредственно обеспечивающий реализациюмузыкального текста, и музыкант-любитель (как отражение социальныхкритериев отношения к звуковой культуре в цивилизации и др.);6.материальное обеспечение музыки, включающее все, что необходимодля производства звука: наличие музыкальных инструментов и характер их42распространения в культуре, тип «акустической коробки» (от особым образомаранжированного естественного пространства до специально построенногопомещения), технические средства фиксации музыки;акт звукомузыкальной коммуникации, определяющийся временем,7.поводом и местом музицирования.135Не все из названных аспектов представляют интерес в контексте нашегоисследования, ряд из них не затрагивает влияние тоталитаризма.
В самом деле,существующий репертуар всех трех исследуемых нами музыкальных культуропределялся не их тоталитарной спецификой, а скорее временем их рождения исуществования. Подчеркнем, что в данном случае речь идет не об исполняемомрепертуаре, а о репертуаре существующем. То же самое относится и к спецификезапоминания, сохранения и передачи музыкальной информации. В чуть большейстепени влияния тоталитаризма проявились в области принципов производства ивоспроизводства музыкальной материи – имеется в виду главным образомпедагогический процесс, процесс создания и обучения новых музыкальныхкадров (музыкантов-исполнителей, музыкальныхкоторыйвбольшейилименьшейстепеникритиков, композиторов),находилсяподвлияниемгосударственной идеологии. Эта проблема тоталитарной музыкальной культурытесно связана с репертуарной политикой такой культуры. Изучение наиболееяркихизначимых образцов музыкальнойлитературы(«существующегорепертуара» в терминологии Дж.
К. Михайлова и Е. В.Васильченко) являетсянеотъемлемой частью всякого музыкального образования. Однако в контекстеидеологизированной тоталитарной музыкальной культуры яркость и значимостьобразцов, предложенных к изучению в институтах, готовящих профессиональныекадры, определялась по критериям, далеким от объективных. Такой жеидеологический ценз работал и в отношении репертуара театров и концертныхзалов. Так, репертуар оперных театров Италии редактировался специальныморганом – «Инспекцией по театру» (Ispettoratodelteatro), созданной 11 апреля 1935135Васильченко Е.