Диссертация (Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)". PDF-файл из архива "Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Санкт-Петербургский государственный университетИнститут философииНа правах рукописиЦимбал Марина ФедоровнаМузыкальная культура европейских тоталитарных систем(фашистская Италия, Третий рейх, СССР)24.00.01 – теория и история культурыДиссертация на соискание учёной степени кандидатакультурологииНаучный руководительд.ф.н., проф. Соколов Евгений ГеоргиевичСанкт-Петербург—2014ОглавлениеВведение………………………………………………………………31. Тоталитарные системы и музыка.1.1 Основные черты тоталитарной культуры………........................181.2. Музыка в контексте тоталитарной культуры…………..……...332. Характеристики тоталитарной музыкальной культуры1.1 Состав и структура тоталитарной музыкальнойкультуры………………………………………………………………422.1 Диктат социальных предустановок музыкальной культурытоталитаризма ………………….……………………………….........523.Тоталитарные музыкальные культуры: фашистская Италия,Третий рейх, СССР.3.1.
Музыкальная культура фашистской Италии….………………743.2. Музыкальная культура Третьего рейха……………..................903.3 Музыкальная культура СССР ……………...………..................117Заключение………………………………………………….……....133Список литературы………………………………………………...1372ВведениеАктуальностьXX век вызвал к жизни целый ряд тоталитарных режимов, подавляющеебольшинствоизкоторыхреализовалисьвевропейскихгосударствах.Тоталитаризм охватил обширные по территории регионы и длительные периодывремени в их истории; среди европейских тоталитарных систем наиболеезначимыми, безусловно, являются те, что возникли в СССР, Третьем рейхе,фашистской Италии. Культурный опыт фашизма и коммунизма оставил глубокиеследы в итальянской, немецкой, русской культурах, в силу чего изучение и анализтоталитарной культуры этих систем - как в целом, так и отдельных ее элементов, является актуальным. Изучение тоталитарной культуры дает возможностьполучить ценный материал: культурный опыт тоталитарного общества являетсяпоучительным и важным, в том числе и в условиях роста религиозногонационализма, с которым человечеству пришлось столкнуться на рубежетысячелетий.
В этой связи необходимо отметить, что после прекращениясуществования тоталитарных систем ниша, освобожденная их идеологиями,оказалась заполненной именно религиозно-националистскими и экстремистскимивоззрениями, что дополнительно обусловливает актуальность исследованийкультурногоопытатоталитарныхсистемвусловияхсовременности.Неотъемлемой составляющей такого опыта является и музыкальная культура.Сегодняисследовательимеетуникальнуювозможностьрассматриватьевропейский тоталитаризм как состоявшееся явление, с объективной точкизрения, лишенной политической ангажированности.Музыкальное искусство сильно воздействует на реципиента, атакуя всю еготелесность.
Еще Платон говорил о влияние музыки на организм человека.Позднее было доказаны физиологические и соматические корреляты пульса идыхания испытуемых с высотой и силой звука, а также с его тембром, темпом и3характером звучащих произведений. В значительной степени на состояниеслушающего музыку влияет ее ритмическая структура, а также интонационнаяоснова. В связи с этиммузыка является одним из востребованных средствпропаганды и ментальной манипуляции, а значит, экзистенциальной настройки, –а потому и зоной особого внимания и «заботы» идеологов и практиковтоталитаризма. В силу этого при изучении тоталитарной культуры сфера музыкиявляется одной из показательных.
Кроме того, необходимо отметить, что именномузыкальнаякультура как неотчуждаемаячасть тоталитарной культурынедостаточно исследована; настоящая работа предполагает в некоторой степениликвидировать этот пробел. Исследование музыки тоталитаризма позволитсформировать более полное представление об истории и эволюции культуры.Степень научной разработанности темыТема тоталитарной музыкальной культуры Италии, Третьего рейха и СССРявляется малоизученной. Имеется определенное количество работ, посвященноерассмотрению музыкальных культур изучаемого периода, однако вопрос овлиянии тоталитарного режима на музыкальную культуру рассматривается редко.Сфера тоталитаризма, тоталитарных режимов и тоталитарной культурыизучена достаточно обширно. Проблемы тоталитаризма освещаются в работах Х.Арендт1, Р. Арона2, Б. Бессонова3, З.
Бжезинского4, К. Гаджиева5, И. Голомштока6,Э. Канетти7, Ю. Котлинского8, М. Рыклина9, В. Диановой10, И. Сохань11, С.1Арендт, Х. Истоки тоталитаризма. - М., 1996. - 672 с.2Арон, Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993. - 303 с.3Бессонов, Б.Н. Фашизм: идеология, политика. М., 1985. – 279 с.4Бжезинский, З. Большой провал: Рождение и смерть коммунизма в двадцатом веке. - Нью-Йорк, 1989.
– 242 с.5Гаджиев, К. Тоталитаризм как феномен 20 века. / Гаджиев К. // Вопросы философии. – 1992,. - №2. - С. 3-25.6Голомшток, И. Н. Тоталитарное искусство. - М.: 1994. – 296 с.7Канетти, Э. Масса и власть. - М.: 1997. – 527 с.8Котлинский, Ю. Фашизм и монументальное искусство / Котлинский Ю. // Искусство. - 1934. - № 4. С. 186-198.9Рыклин, М. К. Террорологики.
- Тарту-Москва: "Эйдос", 1992. – 224 с.10Дианова, В. М. Культурология: основные концепции: Учеб. Пособие. – СПб: 2005. – 280 с.4Баррона12, Ф. фон Хайека13, А. Марковой14, О. Пленкова15, И. Солоневича16, П.Тольятти17, Я. С. Дробкина и Н. П. Комоловой18, В. Шенталинского19, Х.Гюнтера20, В. Любина21, Е. Притчиной22, Н. В. Ковалевой23, Л.
Китовой24, А.Хрякова25, А. Шадт26, А. Белюкова27, Г.Мосса28, Дж. Феста29 , Х. Гроссханса30,в11Сохань, И. В. Антикультура тоталитарности [Электронный ресурс] / И. В. Сохань – Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/soh_antitot.php12Barron S. Exiles + emigrés: The flight of Europ. artists from Hitler [Publ. in conjuction with the exhib., Los Angelesconty museum of art, Febr. 23 - May 11 1997 etc.] /Stephanie Barron with Sabine Eckmann; Contributions by MatthewAffron. - Los Angeles New York : Los Angeles county museum of art Abrams, 1997. - 432 p.13Хайек, Ф.
Дорога к рабству/ Ф. Хайек // Вопросы философии. – 1990. - №10. С. 131-151.14Маркова, А. Н. Культурология. История мировой культуры. - М.: 2005. – 600 с.15Пленков, О. Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм. - СПб: 1997.– 570 с.16Солоневич, И. Л. Диктатура слоя. - Буэнос-Айрес, 1956. – 270 с.17Тольятти, П. Лекции о фашизме. - М., 1974.
– 200 с.18Тоталитаризм в Европе XX века: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. / Рук. авт. кол.: Я.С. Дробкин, Н. П. Комолова; Институт всеобщей истории РАН. Центр германских исторических исследований и"Мюльхаймская инициатива". — М.: Памятники исторической мысли, 1996.
– 540 с.19Шенталинский, В. А. Рабы свободы: В литературных архивах КГБ. - М.: 1995. – 389 с.20Гюнтер, Х. Поющая родина. Советская массовая песня как выражение архетипа матери /Х. Гюнтер // Вопросылитературы. - 1997. - № 4. С. 46-61; Гюнтер, Х. Тоталитарное государство как синтез искусств. / Х.
Гюнтер //«Соцреалистический канон». – С. 7-15; Гюнтер, Х. Художественный авангард и социалистический реализм / Х.Гюнтер // «Соцреалистический канон». С.101-10821Любин, В. П. Тоталитаризм в Германии, Италии и СССР: споры историков. / В. П. Любин //«Тоталитарныйменталитет: проблемы изучения, пути преодоления: Материалы международной научной конференции (г.Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования».
Вып.3 – Кемерово, 2003. С.14-29.22Притчина, Е. В. «Образ врага» как элемент тоталитарного сознания. / Е. В. Притчина // «Тоталитарныйменталитет: проблемы изучения, пути преодоления: Материалы международной научной конференции (г.Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования». Вып.3 – Кемерово, 2003.
С. 106-110.23Ковалева, Н. В. Россия и Германия: преодоление трудного прошлого. / Н. В. Ковалева // «Тоталитарныйменталитет: проблемы изучения, пути преодоления: Материалы международной научной конференции (г.Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования».
Вып. 3 – Кемерово, 2003. С.197-201.24Китова, Л. Ю. Ученый, наука и тоталитаризм (на примере истории археологии в Сибири в 1920-30е годы). / Л. Ю.Китова // «Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления: Материалы международной научнойконференции (г. Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования». Вып.
3 – Кемерово, 2003.С. 245-262.25Хряков, А. В. Немецкая историческая наука в структуре властных отношений Третьего рейха(институциональный аспект). / А. В. Хряков // «Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, путипреодоления:5работах Р. Э. Герцштейна31, А. Бурьяка32, Ф. Споттса33. Вопросы массовоймузыкальной культуры освещаются в текстах А.
Мешковой и А. Коробовой34, И.Корсаковой35, И. Земзаре36, В. Дашкевича37, В. Конен38, Л. Четыркиной39.Музыкальная культура тоталитарных систем изучена в меньшей степени,чем собственно тоталитарная культура. Необходимо отметить работу С.Богоявленского «Итальянская музыка первой половины XX века» (Л., 1986), вкоторой дан подробный анализ итальянской музыкальной культуры в контекстекультуры фашистской Италии. Краткий, но информативный очерк этойМатериалы международной научной конференции (г.
Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германскиеисследования». Вып. 3 – Кемерово, 2003. С. 263-269.26Шадт, А. А. Этническое самосознание депортированных народов в условиях спецпоселения (1940-1950-е гг.). / А.А. Шадт //«Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления: Материалы международнойнаучной конференции (г. Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования». Вып. 3 –Кемерово, 2003. С.269-281.27Белюков, А.
М. Идеал советского человека в художественной культуре 1930-1950-х гг. /Белюков А. М.//«Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления: Материалы международной научнойконференции (г. Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования». Вып. 3 – Кемерово,2003.С. 282-293.28Mosse G. Nazi Culture. - New York, 1966. – 456 p.29Fest J.The Face of the Third Reich.