Диссертация (Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)". PDF-файл из архива "Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Листа, носящие героический характер. Любовь к музыкеБетховена поддерживалась еще и известными фактами, говорящими об особеннойлюбви В. И. Ленина к творчеству этого великого немецкого композитора.Показательно также отношение к музыке другого немецкого композитора –Рихарда Вагнера. В первые годы после революции неоднократно реализовывалисьпостановки его опер («Золото Рейна», «Валькирия», «Тангейзер», «Лоэнгрин»). Вконце тридцатых – начале сороковых годов отношение к сочинениям композитора170Васильченко, Е. В. Звук в системе культуры мировых цивилизаций.
Ч.1. – М.: 2013. С. 45.70изменилось в связи с политической ситуацией. Так, в 1937 году композитор А.Задерацкий, в тот период своей жизни работавший заведующим учебной частью вмузыкальном училище в Ярославле и руководивший там оркестром, быларестован и отправлен на Колыму за пропаганду фашистской музыки –симфонический коллектив под его руководством исполнял сочинения Вагнера иРихарда Штрауса.Под запретом в СССР находилась инонациональная музыка, по своемумузыкальномуязыкунесоответствовавшаяпринципамтоталитарноймузыкальной культуры. Ее клеймили как формалистическую, декадентскую.Аналогичную тенденцию мы обнаруживаем в музыкальной культуре Третьегорейха с характерной для этой культуры травлей «дегенеративного искусства».Приведем характерный фрагмент выступления Т.
Хренникова на собраниикомпозиторов и музыковедов Москвы в 1948 году: «ЦК ВКП (б) указывает… чтоформалистические извращения, антидемократические тенденции нашли своенаиболее полное выражение в произведениях таких композиторов, как Д.Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Попов, Н. Мясковский, В.Шебалинидр.Речьидетовозрождениивтворчествеэтихкомпозиторовантиреалистических, декадентских влияний, направленных на ниспровержениепринципов классической музыки. Эти стремления характерны для рядабуржуазных течений искусства эпохи реализма.Наибольшую роль в культивировании формалистической музыки, особеннов 20е годы, сыграла группа композиторов и музыкальных деятелей, объединенныхв ассоциацию современной музыки… Ассоциация вела усиленную пропагандумузыки Хиндемита, Кшенека, Берга, Шенберга и др., их формалистическихвоззрений на музыку…».171Кроме того, все три исследуемые тоталитарные музыкальные культурыотторгали все, что было связано с еврейской музыкой.
Так, в фашистской Италииупрочение политического и военного альянса с нацистской Германией привело к171Цит. по: Репрессированная музыка. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007. С. 1171практически неограниченным немецким интервенциям в область культурнойполитики Италии - расистские законы, примененные в области музыкальнойкультуры, привели к исключению из репертуаров оперных театров всей«продукции» представителей еврейской расы. Были дискриминированы всесотрудники театров этой национальности - композиторы, либреттисты, актеры,певцы, режиссеры, статисты, дирижеры оркестров и хоров, танцовщики, техникии любой персонал на сцене и в зале.В СССР под запретом находилась еврейская музыка; так, в феврале 1953года композитор Моисей Вайнберг был арестован за пропаганду еврейскоймузыки – имелось в виду два цикла еврейских песен на стихи Ицхака Переца иарестованногок тому времени члена еврейского антифашистского комитетаСамуила Галкина.
Кроме того, в деле фигурировал совет Вайнберга профессоруМосковской консерватории Юрию Шапорину написать вокализ с использованиемеврейских мелодий.Судьбы деятелей музыкальной культуры еврейского происхождения исудьбы собственной еврейской музыки в фашистской Германии в специальныхпояснениях и комментариях не нуждаются. В этом отношении характерноследующее высказывание А.
Гитлера (из речи в берлинском дворце спорта 20февраля 1942 года): «Мы говорим, что война закончится не так, как об этоммечтают евреи – искоренением арийцев. Результатом войны будет полноеуничтожение евреев».172 Под «еврейским вопросом в Европе» понималось полноеих уничтожение в ее пределах; этому предшествовал ряд мероприятий натерритории немецкого государства, главные элементы которых заключались вследующем:1) выдворение евреев из разных сфер жизни немецкой нации;2) выдворение евреев с территории «жизненного пространства еврейскогонарода».172Цит. по: Репрессированная музыка. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007.
С. 3372В протоколе обсуждения окончательного решения еврейского вопроса,состоявшегося 20 января 1942 года в Берлине читаем: «При соответствующемруководстведепортироватьвпроцессеевреевокончательногонарешениямобилизационныевопросаработынаможновостоке.Трудоспособные евреи будут перебрасывать на эти территории в составебольших рабочих отрядов, будут прокладывать дороги. Несомненно, большаяих часть исчезнет естественным образом…»173Таким образом, мы рассмотрели, как именно тоталитарный режим влияет наосновные элементы музыкальной культуры.
Мы показали, что он затрагиваетсвоим влиянием и определяет специфику практически всех ее составныхчастей. В наибольшей степени это касается параметров социальнойобусловленности музыкальной культуры (социально-культурные функциимузыки, степень институционализации музыкальной культуры, «индексмузыкальности» общества). Влияние тоталитаризма затрагивает все слоимузыкальной культуры, включая судьбы того пласта, которые Дж. К.Михайлов и др. определяют как «инонациональная музыка».
В силу того, чтовсеэтиобластиотмеченнымитоталитарнойвлияниямимузыкальнойтоталитарногокультурырежима,этимоказываютсяжевлияниемоказывается отмечен и характер функционирования такой культуры, напрямуюзависящий от них и связанный с ними.Следующая глава исследования будет посвящена конкретным проблемам ивопросам трех изучаемых тоталитарных музыкальных культур.173Цит.
по: Там же. С. 31.733. Тоталитарные музыкальные культуры: фашистская Италия, Третийрейх, СССР3.1 Музыкальная культура фашистской ИталииПод музыкальной культурой фашистской Италии будем подразумеватьмузыкальную культуру Италии 1923-1945 годов.Еще в начале века в итальянской культуре проявились предваряющиефашистскую идеологию мечтания о Великой Италии, наследнице цезаристскогоРима, о превращении Средиземного моря в итальянское — «наше море» и т. п.Выразителем подобных настроений стала литературная группа футуристов,опубликовавшая свой первый манифест в парижской газете «Фигаро» в 1909 году.Послевойныдеятельностьэтойгруппыпринимаетявновыраженныйполитический характер.
Осенью 1918 года в первом номере еженедельника «Ромафутуриста» был напечатан манифест и программа политической партии,содержащиеоткровеннуюапологиюнационализма.Создаваемуюпартиювозглавил Ф. Т. Маринетти; в нее вошли Б. Муссолини, а также Г. д'Аннунцио иряд других деятелей искусства, среди которых были и музыканты — Л. Руссоло,Ф. Б. Прателла; позднее ее членами стали П. Масканьи и Б. Джильи.Многие деятели культуры и искусства не приняли националистическойидеологии; не имея возможности открыто выражать протест против нее, онипридерживалисьнеобходимостиобособленияискусстваотполитикииутверждали свободу мысли творческой личности. Воззрения этих представителейитальянской интеллигенции публиковались с апреля 1919 года в еженедельнике«Ронда»; по названию этого издания их принято объединять под названием«рондисты»; вокруг «Ронды» объединились в основном писатели, поэты идраматурги.
Эстетика «рондистов» оказала влияние на творчество некоторыхвидныхкомпозиторов(Пиццетти,Малипьеро,74Казеллы);такжеонаспособствовалаутверждениювитальянскоймузыке20-30-хгодовнеоклассицизма в качестве главного направления.После прихода Мусоллини к власти в Италии сложилась новая обстановка:заполучивший власть лидер начал расправу с политическими противниками,параллельно принимая меры по вовлечению интеллигенции в фашистскоедвижение. В марте 1925 года в Болонье был проведен «Конгресс во имяфашистской культуры», в котором приняло участие свыше 250 представителейуниверситетской профессуры, а также ряд видных писателей, историков,философов; необходимо также отметить участие большая группа писателей,поэтов и художников-футуристов во главе с Маринетти. На конгрессе был принят«Манифест фашистской интеллигенции», составленный идеологом итальянскогофашизма философом Дж.
Джентиле. Среди подписавших этот документ былифилософы У. Спирито, писатели Л. Пиранделло, К. Малапарте, Г. да Верона,историк Дж. Вольпе, музыканты И. Пиццетти, Б. Барилли, математик С.Пинкерле,известная общественная деятельница, журналистка и критик М.Сарфатти и ряддругих представителей итальянской интеллигенции. Необходимо отметить, что невся интеллектуальная элита Италии одобрительно отнеслась к «Манифестуфашистской интеллигенции».