Диссертация (Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)), страница 7

PDF-файл Диссертация (Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)), страница 7 Культурология (50685): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)) - PDF, страница 7 (50685) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)". PDF-файл из архива "Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

В. Соковнин в работе«Фасцинолог. Штрихи к профессии III тысячелетия» отмечает: "Человек,проходящий через радующие взор и душу жернова парадов, маршей, огней,салютов,фейерверков,гимновпревращалсяводурманенногозомбиснепрекращающимся… радостным гулом в мозгу, и он готов был следовать какстадо баранов даже на бойню"129. Массовые праздники, проходящие вфашистской Италии, в Третьем рейхе и в СССР, имели схожие черты - это быловыразительное, богато декорированное зрелище, использовавшее различные видыискусства, объединенные общим концептом, общей идеологической максимой.Каждый элемент был значим и обретал особую силу в целостности с другимисоставляющими.Завершая обзор особенностей тоталитарной культуры в целом, упомянемеще раз ее специфические черты.

Это тотальный реализм, изображающийидеальную картину реальности, выдержанную в идеологическом русле режима;монументальность, отражающая интенцию культуры к воплощению в своихартефактах величия и значительности тоталитарной системы; классицизм какпродолжениетрадицийпрошлогоипредвосхищениеобразовбудущегосовершенства. Другая важная черта тоталитарной культуры – ее народность.Народное начало воплощает в себе органичность, целостность, а также простоту ипонятность. Наконец, последним, принципиальным аспектом тоталитарнойэстетики, который мы отметим, является такой ее аспект, как тоталитарнаягероика.

Культурный герой тоталитаризма выступает созидателем новой жизни исветлого будущего, одерживая разнообразные победы и совершая подвиги.129Соковнин В. М. Фасцинолог. Штрихи к профессии III тысячелетия.- Екатеринбург: Авторская Академияфасцинологии, 2009. С. 95.31Музыкальная культура является необходимой, неотъемлемой составляющейтоталитарного синтеза искусств. Прежде чем говорить о месте музыкальнойкультуры в контексте тоталитарной культуры, необходимо прояснить понятиемузыкальной культуры.321.

2. Музыка в контексте тоталитарной культурыПолноценное изучение музыкальной культуры становится возможным настыке двух областей знания - музыкознания (музыковедения) и культурологии.Предложенное далее представление о музыкальной культуре как таковойопирается прежде всего на работы Е.В. Васильченко ("Звук в системе культурымировых цивилизаций" (М., 2013)) и Дж. К.

Михайлова; область этих работ ихавторы определяют как "музыкальная культурология". Как научное направлениеназванная область оформилась в 70-е гг. ХХ века в рамках отечественноймузыкальной науки (а вслед за ней – и специального музыкального образования);впоследствиионаполучиланазвание«московскойшколымузыкальнойкультурологии» и продолжает во многом реализацию идей, высказанных Б.Асафьевым. Е. Гороховик, музыкант и исследователь музыкальной культуры,справедливо отмечает, что методология Дж. К. Михайлова для исследованиямузыкальной культуры и включенного в ее контекст музыкального искусстваотличается от традиционной, причем главным отличием является ориентация наизучение музыки в культуре, т.е.

музыки не только как вида искусства, но и какявления, имеющего под собой культурные основания и опирающегося накультурные детерминанты.130В этом смысле музыкальная культурология c ее специфическим взглядом нахарактер и природу процессов, протекающих в музыкальных культурахразличных регионов, стран и народов мира, является методологически как нельзяболее подходящей для настоящего исследования, рассматривающего проблемытоталитарной музыкальной культуры.130См.

Подробнее: Гороховик, Е. А. Становление и развитие музыкально-культурологической парадигмы впрофессиональном музыкальном образовании и науке. Вести Белорусской государственной академии музыки,2007 (№11). С. 112-116 - 2008 (№12), с. 111-11633Понятие«музыкальнаякультура»отличаетсясложностью,многоаспектностью и известной уникальностью в сфере духовной культуры:таких понятий как, например, «литературная культура», «живописная культура»не сложилось. Для утверждения подобного понятия необходимо наличие целогоряда феноменов, в число которых входит как сам объект искусства, теорияискусства и его канон, субъект, создающий (или воспроизводящий) произведениеискусства, акт художественной коммуникации, так и материальная базаискусства, процесс функционирования конкретного вида искусства, связанный свременным фактором.

В случае с музыкальной культурой имеются конкретныйвид или жанр музыки (иногда его нотный эквивалент), правила сочинения иисполнения музыки и ее теорию, музыкантов, музыкальные инструменты, поводымузицирования и календарь музыкальной жизни.В связи с этим становится понятно, что для полноценного и всестороннегоанализа любого музыкального явления необходимо рассматривать его какпорождение определенной культурной системы, которая влияет на формированиесвоеобразного «жизнеобеспечения» («музыкального хозяйства» - как в свое времяопределил Б.В. Асафьев) той или иной музыкальной традиции - «музыкальнойкультуры»,которая«многоуровневаяразнообразием(поДж.система,механизмовМихайлову)отличающаясядолжнарассматриватьсяразветвленнойфункционированияицелымкакструктурой,комплексомсоставляющих»131.

То есть под музыкальной культурой мы понимаем конкретныезвукомузыкальные образцы вместе со всей окружающей их мощной системойжизнеобеспечения - того, что обеспечивает их появление именно в таком, а неином виде, что помогает затем выживанию этой музыки, ее развитию ифункционированию и т.д.По мнению Дж. К. Михайлова, понятие «музыкальная культура» можетбыть системно описана при рассмотрении трех основных аспектов: состава131Васильченко Е.

В. Звук в системе культуры мировых цивилизаций. Ч. 1. М.: 2013. - С. 29.34музыкальнойкультуры,еесоциальнойобусловленностиихарактерафункционирования.Под составом музыкальной культуры подразумевается:1. существующий репертуар музыкальных образцов, который нарабатывает таили иная культура в процессе своего развития;2. запоминание, сохранение и передача музыкальной традиции (типызвукомузыкальной памяти, фиксации музыкальных текстов, способы иххранения);3. сформулированныепринципыпроизводстваивоспроизводствамузыкальной материи, т.е. существование определенных грамматическихнорм, которые могут быть зафиксированы письменно или передаватьсяизустно от учителя к ученику;4.

идеологическая и морально-этическая оценка музыки, складывающаяся вопределенном социуме (запросы различных типов аудиторий);5. музыкант-специалист,непосредственнообеспечивающийреализациюмузыкального текста, и музыкант-любитель (как отражение социальныхкритериев отношения к звуковой культуре в цивилизации и др.);6. материальное обеспечение музыки, включающее все, что необходимо дляпроизводства звука: наличие музыкальных инструментов и характер ихраспространения в культуре, тип «акустической коробки» (от особымобразом аранжированного естественного пространства до специальнопостроенного помещения), технические средства фиксации музыки;7.

акт звукомузыкальной коммуникации (сюда включаются все акции, гдезвук/музыка выступают как средство коммуникации - от простейшихзвуковых сигналов и ритуалов шаманов до филармонического концерта вспециально построенном концертном зале), определяющийся временем,поводом и местом музицирования; способы его организации (возникаетспонтанно, по желанию одного или многих, специально организуетсяопределенным лицом-менеджером; наличие специального руководствазвуковой акцией – например, ведущего ритуал, литургию в храме или35дирижера оркестра и т.п.); проблема взаимоотношения «музыкант –слушатель» и др.Социальная обусловленность музыкальной культуры рассматриваетсяпо следующим параметрам:1. социокультурные функции музыки (социально-установленческая,духовно-религиозная, развлекательная);2.степеньинституционализациимузыкальнойкультуры(определяется местом и функциями, которыми наделяет музыку общество исвязана с определенной деятельностью по поддержанию музыкальнойжизни в целом) и типы специальных институтов;3.

«индекс музыкальности» общества и характерный для данногообщества статус музыкальной деятельности;4. социокультурные слои музыки (и музыкальной культуры), которые,как отмечает Дж. Михайлов, представляют собой «совокупность ее типов,видов и стилей, специфика музыкального текста которых обусловлена…выполняемыми ими функциями»132. Внутри определенной социальнойобщности создается свой тип музыкальной экспрессии, способы передачимузыкальной информации, характерные виды музыкальных инструментов ивокальные стили и т.п.). Они подразделяются на музыку пяти слоев наоснове пяти критериев музыкального текста, также определяемых скультурологическойточкизрения(типэкспрессииистепенькультивированности звучания, отражающей принятое в данном социальномслое представление о правильности, красоте и т.п.; наличие общего уровняорганизации музыкального материала - типа музыкального мышления;специфические динамические характеристики, связанные с физиомоторикой- общей пульсацией музыкальной ткани, со спецификой пластикивыраженияивыражаемыев132Там же, С.

31.36определенныхмелоритмическихиметроритмическихформулах;символико-семантическийуровень;психоэмоциональный аспект).Социокультурные слои музыки включают в себя:1. Слой, в разное время и в разных странах называемый придворноймузыкой, музыкой элиты, ученой музыкой, художественной музыкой,чтоуказывалонавхождениеэтогослоявкатегориюкультивированной (в отличие от фольклорной) музыки, наконец,классическоймузыкой.Втожевремясуществуетменеераспространенный термин – «высокая музыка» (либо «музыкавысокой традиции»), который гораздо полно, объемно и удачновыполняет свою функцию, ибо определение «высокая» в равнойстепени относится и к слою общества (его верхушке), и к функцияммузыки(церемониалы,установленчество),икразвитости(специальной культивированности) музыкального текста.2.

Слой «сниженной высокой музыки». К этому слою относятся типы,видыистилимузыки,отличающиесяболееоткрытойнепринужденной экспрессией и демократичные по характеру. Этамузыка, оформившаяся в средних городских слоях, затем широкораспространиласькаквболеевысоких(культурныйобиходфеодалов), так и относительно низких слоях.3. В случае со следующим слоем, по мнению Е.В. Васильченко, удобнееиспользовать термин Дж. Михайлова – «основная музыка», хотя невсем ученым он кажется более удачным, чем такие общепринятыетермины,как«народнаямузыка»,«фольклорнаямузыка»,«традиционная музыка» и т.п. Этот слой представляет собоймузыкальные традиции большинства населения страны (региона), оннаиболееспецифичендлялюбыхвидовсоциальногофункционирования на данном уровне и характеризуется максимальнотипичным для данной культуры музыкальным текстом.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
429
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее