Диссертация (Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)". PDF-файл из архива "Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Такуюже направленность приобрели и материалы журнала «Крестьянка». Статьи овыдающихся женщинах стали дополнять фактами из их личной жизни, текстыстали более эмоциональными и неидеологизированными. Неудивительно, что в1989 году тираж одного номера «Работницы», а затем и «Крестьянки» превысил20 миллионов экземпляров»111.В течение «доперестроечного» периода советской истории женскиежурналы, таким образом, поддерживали и пропагандировали такие этикоэстетические принципы советской культуры, как скромность, добротность,практичность,опрятность,функциональность,экономичность,соответствовало конструируемому СМИ образу советской женщинычто–труженицы и матери.Шикарный стиль жизни в СССР был доступен весьма ограниченномукругу людей – выдающимся деятелям культуры, членам семей руководителейгосударства.
Конечно, представления о шикарном в сознании советских людейсуществовали, но эти представления в основном были связаны с зарубежнойхудожественно-эстетической культурой, и большинство населения получалоэти представления в результате вторичной социализации – просмотраОвсепян Р. П.
История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 –начало 90-х годов) М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 228.111Там же.11056зарубежных фильмов и редко попадавших в СССР из-за рубежа журналов.Такимобразом,вСССРначальногопериодаперестройки,какпредставляется, существовал социальный запрос на то, что можно назватьдоступным, или массовым, шиком, и именно этот социальный запрос былипризваны удовлетворить глянцевые женские журналы, широко распахнувшиедвери в мир гламура всем желающим.В 1987 году в СССР появилась первая отечественная версия западногоженского журнала – “Burda Moden” (первый номер вышел к 8 марта тиражом в100 000 экземпляров и был моментально раскуплен), отличавшаяся отдоперестроечных женских изданий яркими и качественными иллюстрациями исоответствующей им оптимистической тональностью текстов, а такжеприкладным назначением.
Издание журнала во многом стало возможнымблагодаря личному содействию Раисы Горбачевой, считавшей его большимвкладом в «демократизацию советских женщин». Журнал быстро завоевалсимпатии читательниц, «восстановив в правах» в массовом женском сознаниитакую категорию социальной реальности, как повседневность, которая изженской прессы доперестроечного периода была вытеснена категориямипрофессиональной и общественной жизни. В журнале были представленымодели и выкройки одежды для тех, кто шьет сам, но текст, с помощьюбольшогоколичествафотографий«винтерьерахповседневности»,визуализировал обустроенный и эстетизированный иностранный быт как«комфортную»ипривлекательнуюсредупребывания.Такимобразомпрокладывала себе путь идея потребления как блага, без принятия которойуспех глянцевых изданий, существующих за счет рекламы, невозможен.Модернизацияженскогосознания,произведеннаяглянцевымижурналами в России в 1990-е гг., была направлена, прежде всего, на вытеснениеиз сознания женщины стереотипов советской идеологии, а затем уже наформированиеобразаженщины,независимойвовсехсферах–57профессиональной, материальной, сексуальной и т.
д.Глянцевые журналырасширили круг представляемых типов личности и сюжетов, проблем иинтерпретаций жизненных историй своих героинь. Превращение политикоидеологических наставлений советских женских журналов в мозаичную, ноплюралистичную и толерантную многоголосицу современного российскогоглянцевого журнала, переход от «изображения женщины на фоне истории» (History) к «разговору с женщиной о ее личной истории» (Her-story)112 сделалглянцевые журналы 90-х гг. интеллектуальным ресурсом.Основная функция, выполняемая глянцевыми журналами в начале 1990-хгг., состояла в том, чтобы очаровать и соблазнить читательниц гламурностьюкартины мира, воссозданной в журнале, и побудить российских женщинвоплотитьблагополучныебуржуазныекартинкивжизнь.Журналыакцентируют свое внимание на специфических «женских» товарах и услугах иделают это при помощи рекламы мировых брендов – производителей этихтоваров.Глянец создает образы вечного и благополучного мира успешных людей исостоявшихся проектов вне географических и административных границ ипреград.
Глянец экономит время: он не требует многократного обращения кодному и тому же материалу. При этом глянцевый журнал воздействует насвоего читателя как вербально, так и визуально, поскольку его содержаниепредставляет собой креолизованный (поликодовый) текст.1.5. Журналы для женщин на постсоветском пространствеПечатная пресса, являясь одним из средств массовой информации, вполной112мереподверженавлияниюпроцессаглобализации.БлагодаряBenhabib Sh. Situating the Self: Gender, Community and Postmodernism inContemporary Ethics.
Cambridge: Polity Press, 1992.58возникновению массового общества, в печатной прессе появляются новые типыиздания, в том числе и глянцевые журналы. «Ежемесячные глянцевые журналыявляются одним из рычагов процесса глобализации, так как именно эти изданияв течение многих десятков лет продвигают духовные ценности мировогосообщества на территории многих стран, несмотря на различие культурногоопыта своих читательниц»113.Активное развитие глянцевых журналов в России началось с появленияна рынке печати большого количества женских журналов западногопроизводства, но в российской версии «активизация сегмента женскойпериодики обуславливалась с одной стороны читательским спросом, с другой –коммерческим фактором. Женские журналы вошли в список изданий, наиболеепопулярных у рекламодателей»114.Иными словами, большинство женских глянцевых журналов – этосвоеобразная «калька» с зарубежных изданий. В Россию пришли не толькоотдельныежурналы,ноипредставительстваизвестныхзарубежныхиздательских домов.
Например, ИД Конденаст (“Vogue”, “Glamour”, “GQ” идр.) или Independent Media (“Cosmo”, “GoodHousekeeping”, “Harper's Bazaar” идр.). Крупнейшие медиахолдинги подтверждают то, что женская пресса вкачестве медиа-актива дает значительные возможности в плане расширенияаудитории и экономического развития.Глянцевые журналы завоевали одну из ниш в медийном пространстве,превратившись в неотъемлемую часть жизни современного человека. В отличиеот других форм массовой коммуникации, яркие иллюстрированные печатныеиздания имеют не только информационную и новостную направленность, но иЧерменская С.
М. Зарубежные женские глянцевые журналы винформационном пространстве России: трансформация коммуникативных моделей вусловиях глобализации: дис. ... канд. филол. наук. М., 2006.114Смеюха В. В Особенности развития глянцевых женских журналов // ВестникВГУ. Серия: Филология. Журналистика. Ростов-на-Дону, 2010 .№1. С. 209.11359мировоззренческую, поскольку рассказывают о том, как надо жить, во чтоодеваться, чем питаться, как проводить свободное время, – иными словами,проповедуют определенный стиль жизни и образ мыслей, тем самым формируямировоззрение.Изначально российский глянец полностью ориентировался на западныепрообразы, часто публиковал переводы статей американских и европейскихавторов. Однако в настоящее время российские и западные журналы сильноотличаются друг от друга.
Большинство экспертов считают, что по качествусодержанияроссийскиеглянцевыежурналыужепревзошлисвоихпрародителей. Подобные издания являются носителями идеи не толькоглобализации,ноглокализации(глобальнойлокализации),посколькуредакционные материалы, попавшие на российскую почву, приобретаютнациональные черты115.“Cosmopolitan” – первый глянцевый журнал, который появился в России в1995 году.
На сегодняшний момент это издание - одно из самых покупаемых иимеет тираж 1,1 млн. экземпляров. У данного журнала появились «дочерние»издания, такие, как “Cosmo-Shopping”, “Cosmo-Beauty”, “Магия Cosmo”(журнал с эзотерическим уклоном, сейчас не выпускается), “Cosmo-магия”(психологическийпрактикум,которыйзаменилсобойзакрывшийсяэзотерический журнал).В конце 1995 года вышел первый еженедельный журнал для женщин«Лиза», а также российская версия мирового бренда “GoodHousekeeping”(«Домашний очаг»).
В 2005 году появились журналы “Glamour”, «СамаЯ», в2008 – «Планета Женщины».Глянцевыежурналымоды,такжепоявившиесянароссийскомГлянец. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: womanwiki.ru/w/Глянец.[дата обращения – 16.11.2014].11560медиарынке (“Harper's Bazaar”, “Vogue”, “L'Officiel”), не имеют в России такогозначительного влияния на предпочтения потребителей в области моды, какоеони имеют в зарубежных странах, поскольку читателями этих дорогостоящихизданий являются жительницы крупных городов-миллионников, нуждающиесяв информации о новых коллекциях одежды, новинках в области ухода за собой,новых сезонных коллекциях макияжа. Регионы России остаются вне зоныохвата этих модных изданий.По данным Gallup Media Russia, десятку наиболее читаемых в Россииглянцевых журналов составляют: «Караван историй», “Cosmopolitan”, “Burda”,«Домашний очаг», “Geo”, “Elle”, «Домовой», “Marie Clair”, “L’Officiel”,“Harper’s Bazaar”.
Читателями ежемесячных женских и семейных журналовявляется 84% взрослых жителей мегаполисов. Женская аудитория наиболеемногочисленна у журнала «Домашний очаг» – 84,4% от общего числачитателей, а мужская аудитория – у журнала «Караван историй» – 27% отчитающих глянцевые журналы мужчин.Что касается журнала «Крестьянка», в конце 2005 г.
издание вошло всостав Издательского дома Родионова (ИДР). Сегодня «Крестьянка» доступначитателям в 88 регионах нашей страны и по популярности входит в пятеркуведущих глянцевых журналов для женщин, приобретаемых в России. Вжурнале больше нет рубрик, посвященных социальным проблемам, апоявившиесяисторико-культурные («Современники» со спецпроектом«Монастыри России», «Большая история» со спецпроектом «Музеи мира») ипрактико-ориентированные эстетические рубрики («Стиль», «Красота издоровье», «Хозяюшка. Уютный дом») свидетельствуют об освоении журналомпространства художественной и эстетической культуры.Можно выделить группу женских журналов, посвященных различнымтворческим увлечениям – кройке и шитью, вязанию, вышивке, кулинарии:«Сабрина», «Шитье и крой», «Лена», «ХлебСоль», «Вышитые картины»,61«Вышиваю крестиком» и др.Еще одну группу составляют журналы для домохозяек – «Домашнийочаг», «Полезные советы», «Планета женщины», «Мой ребенок», которыепосвящены таким важным для целевой аудитории вопросам, как воспитаниедетей и создание уюта и комфорта, в том числе и психологического, в доме.В отдельную группу можно выделить такие журналы, как «Отдохни»,«ОК!», “StarHit”, в которых содержится информация о «селебрити» (сelebrities)– медийно-известных людях, постоянно присутствующих на экранахивлияющих на образ жизни, поведение и стиль жизни обычных людей.
Доопределенного времени в России такие журналы не пользовались большойпопулярностью, так как многие из них содержали переводные материалы ожизни зарубежных звезд, большая часть из которых в нашей стране быланеизвестна. Но по мере того как формировался рынок отечественного шоубизнеса и индустрии досуга и появлялись отечественные «селебрити», интереск такого рода изданиям стал возрастать: «Глянцевые журналы быстро и сэнтузиазмом воспользовались возможностью увлечь публику историями окрасивой жизни, позволив “селебрити” войти в каждый дом и статьдоступными…»116. Довольно успешным проектом в этой нише стало издание «7дней», издающийся с 1995 г.