Диссертация (Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)". PDF-файл из архива "Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Слесарное дело вполнедоступно человеку средней физической силы, оно не заключает в себе какихлибо особенных вредностей. Женщина без всякого вреда для своего организмаможет заниматься слесарным делом»106.Женские журналы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: back-inussr.com/2013/09/zhenskie-zhurnaly.html [дата обращения – 14.11.2014].104Крестьянка. 1935. № 3. С. 19.105Женские журналы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: back-inussr.com/2013/09/zhenskie-zhurnaly.html [дата обращения – 14.11.2014].106Алентьева А.
Я. Трудящаяся женщина в борьбе за социализм. К 20международному женскому дню. Сталинград, 1933.10349Журнал также стремился пробудить и направить гражданскую активностьженщин,очерчиваякругвозможногоприложениясил–ликвидациябезграмотности, организация женотделов, общественных столовых, детскихдомов, помощь нуждающимся, культмассовая работа. Можно предположить,что успех реализации подобных проектов во многом обеспечивался ещесохранившимся в национальном менталитете идеалом альтруистическиориентированной женской личности, русской женской благотворительности,опирающейся на такие внесословные свойства национального женскогохарактера, как милосердие, сострадание и жертвенность.В журнале «Работница» была представлена литературно-художественнаярубрика, где публиковались произведения, которые пропагандировали трудработниц и в которых был выражен пафос утверждения новой – счастливойсоветской жизни (С.
Неунывающий «Ткачиха», Н. Алексеевский «Пряха», М.Ильина «Старый груз», А. Ширяевец «Чудесный день»)107.За 10 лет с момента возобновления издания журнал «Работница»превратился в массовый советский женский журнал, оказавший огромноевлияние на женское самосознание, в связи с чем в 1933 году журнал«Работница» был удостоен ордена Трудового Красного Знамени - за успехи «вделе воспитания женских пролетарских масс в духе борьбы за полноеторжество социализма, в духе выполнения великих заветов нашего учителя –Ленина».«Работница» была хоть и общественно-политическим, но все-такиженским журналом, поэтому в нем имелась рубрика, посвященная одежде:конечно,«Работница»пропагандировалановуюсоветскуюмодукаксоответствующую образу жизни и мировоззрению нового формирующегосятипа – советской женщины, одежда которой должна быть удобной, практичной,Женские журналы.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: back-inussr.com/2013/09/zhenskie-zhurnaly.html [дата обращения – 14.11.2014].10750не сложной в изготовлении и недорогой, то есть «небуржуазной». Такимобразом, мода, как этико-эстетический феномен, стала также и составляющейидеологической сферы и активно участвовала в формировании личности новоготипа, поскольку «не вливают молодое вино в мехи ветхие». Несоответствие полинии«одежда-мировоззрение»,тоесть«форма-содержание»,такжевоспринималось в идеологической проекции, свидетельством чего можносчитать образ «товарища Нади» из стихотворения В.
В. Маяковского «О дряни»(1920–1921): «И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься всвете! В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?» Чтобыперерезать «обывательщины нити», которые высмеивает в своем стихотворенииВ. В. Маяковский, необходимо было пропагандировать новую советскую модунетольковрамкахобщественно-политическогожурнала,ноивспециализированном издании.В 1923 году, когда возобновилось издание «Работницы», был выпущентакже первый номер «Ателье» – советского журнала мод как альтернативыпарижским изданиям. В помещенной в начале номера статье «От редакции» вчастности сообщалось, что «журнал будет уделять на своих страницах местодетальной разработке вопросов о новом женском костюме». Над созданиемпервого номера журнала работала творческая элита, не покинувшая новуюРоссию: художники Бенуа, Грабарь, Кустодиев, Мухина, Петров-Водкин, Сомов,Юон; писатели и поэты Ахматова, Городецкий, Замятин, Кузмин, Сологуб,Федин, Форш, Шагинян.
В первом номере журнала сообщалось: «Журнал будетвыходить ежемесячно размером в 6 печ. листов in octavo на слоновой бумаге ибудет роскошно иллюстрирован как черными, так и цветными рисунками(многоцветным способом) на меловой бумаге»108.Издание первого номера журнала «Ателье» стало возможным благодаряЖенские журналы. [Электронный ресурс].
Режим доступа: URL: back-inussr.com/2013/09/zhenskie-zhurnaly.html [дата обращения – 14.11.2014].10851тому, что само Ателье Мод, работавшее при объединении Москвошвея,получило Аттестат первой степени на первой Всероссийской художественнопромышленной выставке. Однако первый номер журнала оказался и последним,что объясняют недостатком средств на издание у самого Ателье Мод,экономическое положение которого ухудшилось в связи с необходимостьювыплачивать государственный кредит за оборудование и сырье.
Таким образом,жизньпервого«глянцевого»(вполиграфическомаспекте)ивысокохудожественного (в содержательном плане) модного издания в новойРоссии оказалась короткой, но яркой и запоминающейся. Можно лишьпредположить, какая судьба ожидала бы это издание, если бы оно не закрылось:субъектом этико-эстетического видения моды, отраженного в «Ателье»,выступала индивидуальность (вспомним имена участников проекта), ногосударственная идеология уже ориентировалась на массового человека –строителя новой экономики, то есть не на индивидуальность, а на социальныйтип.В 1930-е годы женские журнал освещали успехи индустриализации иколлективизации, знакомили с планами и результатами первых советскихпятилеток. Издания в той или иной форме внушали адресату мысль о том,чтобы пойти на производство, способствуя его социалистическому прорыву,стать участницей соцсоревнования или движения ударников.
В годы ВеликойОтечественной войны женская пресса стала мощным информационноуправленческим каналом связи правительства с женским населением СССР ибыла призвана мотивировать читательниц на ударный труд для бесперебойногообеспечения армии.После победы в Великой Отечественной войне, несмотря на разруху исистему снабжения населения СССР по карточкам, Министерство легкойпромышленности начинает издавать сезонные журналы мод с иллюстрациями ифотографиями, описаниями фасонов, фактуры материалов, аксессуаров, с52выкройками и вкладками: «Журнал мод», «Ателье мод», «Платье», «Сшейтесами», «Мода» и др.109.В 1945 г. начал издаваться общественно-политический журнал «Советскаяженщина», ориентированный на зарубежную аудиторию.
Это издание являлосьофициальной трибуной Комитета советских женщин, о работе которогорегулярно размещалась официальная информация. Занимаясь формированиемпозитивного образа советской женщины для зарубежной аудитории, журналтакже был ориентирован и на внутреннюю аудиторию, повышая ее самооценкус помощью статей и фотоматериалов высокого качества, посвященныхуспешным, как бы сказали сейчас, современницам – ученым, врачам, геологам,летчицам, деятельницам культуры и т. д., представленным в материалах(преимущественно в репортажах и очерках) в двух социальных ролях –профессионала и члена семьи – заботливой матери и жены.
Тем самым журналпоощрял активную жизненную позицию женщин, упрочивал в сознанииаудитории мысль о правовом, интеллектуальном и духовном равенстве полов.Издание много внимания уделяло вопросам законодательства, касающимсяженщин и детей, экономическим и юридическим вопросам – разновидностямльгот и размерам пособий, проблемам социальной защиты, охраны труда.Имиджевые материалы журнала «Советская женщина» представляли нетолько советских тружениц, но и достижения Советского Союза в духовнойсфере, в сфере науки и искусства – Московский университет, знаменитыепионерскиелагеряЧерноморскогопобережья,всемирноизвестныемузыкальные и балетные школы, красоту русской природы и т.
д. В связи снаправленностью журнала, в нем, как уже было сказано, присутствовалобольшое количество фотографий высокого качества, а дизайн выгодно отличалего от «Работницы» и «Крестьянки».Женские журналы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: back-inussr.com/2013/09/zhenskie-zhurnaly.html [дата обращения – 14.11.2014].10953В 1950-е годы произошли значительные перемены в единственной ируководящей партии СССР – КПСС, провозгласившей новую программу ростасела, в населении которого в результате войны наблюдалась значительнаядиспропорциямужчиниженщин.Женскиежурналыусилилипропагандистскую работу среди читательниц, для чего были введены новыерубрики, публиковались специальные отчеты, очерки, зарисовки, до целевойаудитории доносилась информация об увеличении инвестиций в сельскоехозяйство, о повышении закупочных цен на сельхозпродукцию, подробноосвещался ход освоения целинных земель.С наступлением «оттепели», во второй половине 1950-х годов, степеньпредставленности политической пропаганды в СМИ стала постепенноснижаться, что не могло не отразиться и на изданиях для женщин, в которыхстал конструироваться несколько иной образ советской женщины – не толькотруженицы,ноиженыиматери,сприсущимиэтимипостасямпсихологическими особенностями.
В женской прессе стали появляться статьибеседы педагогов и психологов о женщине как субъекте материнских и – шире –семейных обязанностей. Возросшее благосостояние советского общества,развитие легкой и пищевой промышленности, внедрение в советский бытдостижений научно-технического прогресса, что позволяло работающейженщине иметь больше свободного времени, ставило вопрос о том, какраспорядиться этим временем. Женские журналы постепенно стали печататьматериалы о том, как заботиться о внешности и здоровье, как выстраиватьотношения с близкими людьми с учетом законов психологии, чем порадоватьчленов семьи; появляется множество познавательных материалов, призванныхпомочь читательнице заполнить время досуга; появляются приложения для всейсемьи, разделы по домоводству, рукоделию и воспитанию.
Таким образом,общественно-политические женские издания начинают приобретать чертыизданий универсального характера, постепенно становясь прессой для54женщины и ее семьи.Наряду с такими изданиями, как «Работница» и «Крестьянка»,продолжали выходить специализированные издания, посвященные моде: вМоскве – журнал «Моды сезона», выпускаемый Московским домом моделейодежды; в Риге – «Рижские моды», выпускаемый Домом моделей Риги нарусском и латышском языках; в Таллине – журнал «Силуэт», который не толькорассказывал о новинках моды, но и демонстрировал, как правильно игармонично одеваться.
Подписку на все названные издания можно былоосуществить из любого населенного пункта Советского Союза. Все это, всоответствии с планом развития советской культуры, поднимало планкуэстетического вкуса аудитории и способствовало его распространению средишироких масс населения.В 1970-х – начале 1980-х годов в журналах «Работница», «Крестьянка» и«Советская женщина» опосредованно находит отражение возникшая в СССРпроблема снижения рождаемости: увеличивается количество материалов,представляющих работающую женщину как образцовую мать, при этомимеющую время и возможности для личностного роста: в «Работнице»появляются рубрики «Поэтическая тетрадь», «Разговор по душам», «Интервьюпо просьбе читателей», «Совет да любовь»; в «Крестьянке» – «Терем-теремок»,«Картинная галерея», «Конкретная забота о конкретном человеке», «Нашинравственные ценности».В конце этого же десятилетия возникает первое за советский периоднеофициальное (незарегистрированное) женское издание – в 1979 году вЛенинграде выходит самиздатовский журнал «Женщина и Россия».
Группафеминисток описывает жизнь советской женщины как цепь бесконечныхунижений, издевательств и мук, рассказывает о наличии в стране жестокойдискриминации по половому признаку во всех областях жизни. Группа былавыдворена из страны и журнал увидели лишь единицы.55Только с началом перестройки впервые «в женской прессе речь зашла опротиворечиях в отношении общества к женщине, о противоречиях междупровозглашенными Конституцией СССР политическими и социальнымиправами женщин и их реальным положением в действительности»110. Вженских журналах заговорили о том, что женщине сложно совмещать всепредложенные ей социальные роли: жены, матери, работницы, общественницы.Журнал «Работница» ввел раздел «Неженская работа», где публиковалисьматериалы о непосильном труде женщин-монтеров, шахтеров, грузчиков.