Диссертация (Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)". PDF-файл из архива "Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
и посвященный культурным и развлекательнымсобытиям в мире телевидения, кино и шоу-бизнеса, а также журнал «Караванисторий», издающийся с 1998 г. и содержащий только оригинальные репортажии биографии самых интересных людей страны.Мировоззренческие журналы, так называемые lifestyle (от англ. «стильжизни»): “Cosmopolitan”, “Elle”, “Glamour”, “Mini” и др. – требуют болееподробной характеристики, так как именно эти издания начинают игратьРудова Л. Гламур и постсоветский человек // Неприкосновенный запас.
2009.№ 6 (68). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://magazines.russ.ru/nz/2009/6/ru17.html. [Дата обращения – 10.09.2014].11662особую роль в эпоху глобализации.Журналы lifestyle способствуютповышению самооценки адресата, помогают ему улучшить свой внешний вид ирасширить кругозор, в данных изданиях много практических советов, поэтомуимсвойствен язык доверительного общения, они играют роль «клуба поинтересам».Журналы lifestyle имеют определенные формально-содержательныехарактеристики, так как в силу своей интенциональной направленности –формирование и атрибуция стиля жизни адресата – должны соответствоватьвысоким стандартам качества медиапродукта: глянцевая обложка, около 100страниц разнообразных материалов, полноцветная печать, наличие «живойfashion-съёмки», тираж не менее 10 000 экземпляров. Подготовка текстов иматериалов, которая осуществляется специалистами различных профилей, атакже качественная полиграфия требуют больших материальных затрат, чтоведет к достаточно высокой цене за номер, но этого требует и «имиджевый»статус журнала, и бизнес-уровень рекламодателей, среди которых крупныеизвестные бренды и торговые марки, способные заплатить от 4 000 евро заразмещение рекламной полосы в номере.
Как стоимость самого журнала, так истоимость рекламируемых в нем товаров свидетельствует о том, что в первуюочередь их адресат – женщина с уровнем жизни «выше среднего», освоившаясовременную практику неограниченной свободы потреблять удовольствия иудовлетворять желания. Достаточно широкий круг тем делает эти журналыинтересными для любой постоянной читательницы. Следует отметить, что,благодаря ярким и качественным иллюстрациям, а также позитивному,оптимистичному настрою материалов, журнал способен привлечь к себе иболее широкую аудиторию – независимо от пола и возраста. Таким образом,журналы lifestyle формируют вокруг себя многочисленную, социальноразнородную, а значит, демократично настроенную аудиторию.63Особенность характеризуемых журналов заключается в том, что вотличие от специализированных журналов, посвященных, например, дизайнудома, автомобилям, спорту, моде, они охватывают разные сферы жизнисовременного общества, в том числе работу и досуг.
Роль журнала lifestyle,функционирующего в рамках СМК как транслятор идей, тенденций, явлениймассовой культуры, трудно переоценить. Как отмечают зарубежные ироссийские исследователи, эти журналы представляют собой значимыйинформационный источник и мощный инструмент формирования образцовповедения, которые затем получают распространение и воспроизводятсяиндивидами в повседневной жизни. В последнее время значительная частьисследований (как на теоретическом, так и прикладном уровнях) направлена наизучение проблем, связанных с механизмами манипулирования аудиторией,применяемых журналами lifestyle, с внедрением в массовое сознаниегедонистических стереотипов и сугубо потребительских моделей поведения.Гильдия издателей периодической печати характеризует журналы lifestyleследующим образом: «Читая журнал lifestyle, читатель получает более илименее полное представление о стиле жизни той социальной группы, к которойон принадлежит или хочет принадлежать.
Он узнает, что ему для этого нужноносить; какой парфюм и косметику использовать; какие книги читать, какуюмузыку слушать, какие фильмы и балеты смотреть; где отдыхать; как строитьотношения с любимым (ой), мамой, начальником, коллегами и т. д.»117. Значит,в журнале lifestyle эксплицированы мировоззрение, модели коммуникативноговзаимодействия и речевая манера определенной социальной группы.Особенностью журналов lifestyle является глобальное распространениеидеологии успеха, его гендерно неспецифичной модели, обусловленнойстремлением западного общества к воплощению утопической идеи полногоСкулкин О. В. Глянцевый журнальный дискурс. [Электронный ресурс].
Режимдоступа: URL: http://forum.aspu.ru/viewtopic.php?p=32413. [дата обращения: 14.02.2014].11764равенства мужчин и женщин. Показателем успеха при этом являетсястатусность брендов потребляемой продукции – марка автомобиля, одежды,обуви, места проведения досуга и отпуска, а путем к достижению успеха –удачная карьера, приносящая доход, необходимый для потребления продукциистатусных брендов. Кредо успешного человека определяют концептуальныегедонистическиориентирующиеформулы:«длячеловеканетничегоневозможного», «программируй себя на успех», «стань звездой», «бери отжизни все», «никогда не игнорируй свои чувства».Журналы lifestyle можно разделить на два типа – имиджевые ипотребительские.
Первые придают большое значение воспроизведениюактуального имиджа, стиля; для читателей этих изданий в первую очередьважна статусность той или иной вещи, поскольку в потреблении для этойаудитории очень существенна символическая сторона. Имиджевый журналориентируетсянааудиторию,высокаяплатежеспособностькоторойобеспечивает ей доступ к продукции класса «премиум», в таком журналеиллюстраций больше, чем текста.Потребительские журналы уделяют больше внимания потреблению какутилитарно-практической сфере и работают с аудиторией, которой доступнапродукция класса «масс-маркет»; в таком журнале иллюстраций меньше, чемтекста.Среди группы потребительских журналов можно выделить особуюподгруппу, которую называют «еженедельным глянцем» или «глянцем на однупоездку в метро» – журналы «Лиза», «Даша» и др., отличающиесяотносительно невысокой ценой, более слабо выраженной прескриптивностью(отсутствие предписаний – «must have», «must see»)и большей досуговойсоставляющей (кроссворды, анекдоты и т.
п.).Целевой аудиторией большинства журналов lifestyle являются люди ввозрасте от 25 до 45 лет. Из глянцевых журналов наиболее толерантен квозрасту журнал «Домашний очаг», который в принципе обращен к зрелым65женщинам. Его редактор утверждает: «Настоящий гламур – это не молодость идлинноногость,асочетаниеопыта,сексуальностииженственности,принадлежащих дамам от 50-ти до 70-ти лет»118.
Однако нельзя не заметить,что журнал реализует западный стереотип понимания возраста, когда спереходом на следующий возрастной рубеж женщина должна становиться всеболее обеспеченной и респектабельной, в то время как российская социальноэкономическая реальность такой модели не соответствует.Как отмечают многие исследователи, в глянцевых журналах отражаетсяновая система общественно значимых ценностей. Огромную роль в том, чтожурналы формируют новый тип сознания, по мнению Б.
Андерсона, играетиндустрия производства и продажи глянцевых журналов, имеющая цельюполучение сверхприбылей. Она открывает «для быстро растущего числа людейвозможность осознать самих себя и связать себя с другими людьмипринципиально новыми способами»119, т. е. путем просмотра, чтения иобсуждения очередных номеров глянцевого журнала, выражающего иформирующегоопределенныеумонастроения.Характерумонастроенийзадается, в свою очередь, способом мировоззрения и мироощущения издателейи целями рекламодателей.Особенностью функционирования глянцевых журналов в России являетсяих популярность и у не целевой аудитории – у тех, кому гламурная жизньнедоступна, но кому эти издания дают ощущение сопричастности миру успехаи достатка, выполняя роль иллюзорного «социального лифта» и тем самымснижая социальную напряженность.
Визуальный компонент этих изданий(«красивые картинки»), доступный восприятию не очень образованных людей,не привыкших к чтению, доставляя им перцептивное удовольствие, внедряет вШейн И. Что такое красивая женщина // Домашний очаг. 2006. Март. С. 67.Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках ираспространении национализма. М., 2001. С. 59.11811966сознание реципиента то же оптимистическое мироощущение, которое отраженои в текстах подобных изданий. Журнал lifestyle, таким образом, демонтируетбарьер между “практиками стиля жизни” и “наблюдателями за стилем жизни”,объединенных мнением о том, что “стиль жизни” определяется характеромпотребления.Таким образом, глянцевые журналы lifestyle, выступающие и как продуктжурналистского творчества, и как инструмент маркетинговых коммуникаций,формируют у своих читателей потребность в таком стиле жизни, атрибутамикоторого являются рекламируемые на его страницах товары, услуги и бренды,тем самым оптимизируя рекламное воздействие.Выводы:Подводя итоги вышесказанному, можно заключить, что журналы,предназначенные для женщин, заняли прочное место в системе российскойпечати как массовые издания, однако это был длительный процесс.Еще на ранних этапах издание журналов на национальных языках сталостимулом для привлечения общественности к достижениям научной мысли, асоздание выпусков по отраслям науки сформировало журнал как тип издания,ориентированный на определенную категорию читателей.В последней трети XVII века журнал приобрел прототипическиепризнаки современного глянцевого издания, а именно: рубрику с описаниеммоделей одежды, рекомендациями, что и когда носить, советами, касающимисяманер, правил хорошего тона.
Формирование светского мировоззрения сталоначалом эволюции журнала от научного к модному.Так называемые «журналы с картинками» XVIII–XIX вв. сталипредшественниками глянцевых журналов, в них публиковалось все: от женскихроманов до роскошных парижских мод и пикантных историй из жизниаристократии.
Уже тогда подобные издания, несмотря на популярность,критиковались за популяризацию роскошной жизни.67Журналыследующиесоветскойэстетическиеэпохиподдерживалипринципысоветскойипропагандироваликультуры:скромность,добротность, практичность, опрятность, функциональность, экономичность.Важнейшей социокультурной доминантой советской эпохи являласьидеология борьбы с дворянским и буржуазным наследием. Экономическимиосновамисоветскойсобственностинакультурысредствапотреблениябыли:производства,отрицаниепрактикачастнойэкономическихэкспроприаций, критика личной собственности и мещанского стремления кобустройствукомфортногобыта.Малыйобъемпроизводствалегкойпромышленности ставил культуру потребления в условия тотального дефицита.В качестве альтернативы потреблению формировалась антипотребительскаясистема общественных ценностей и форм повседневного поведения масс.С началом перестройки на смену «простому советскому человеку»пришел «человек потребляющий», основной деятельностью которого сталопотребление.Модернизацияженскогосознания,произведеннаяглянцевымижурналами в России в 1990-е гг., была направлена, прежде всего, на вытеснениестереотиповсоветскойидеологии.Основнаяфункция,выполняемаяглянцевыми журналами в начале 1990-х гг., состояла в том, чтобы очаровать исоблазнить читательниц гламурностью картины мира моды, воссозданной вжурнале, и побудить российских женщин к воплощению благополучнойбуржуазной картинки в жизнь.
В глянцевых журналах lifestyle отражается новаясистема общественно значимых ценностей – ценностей гедонистическиориентированного общества потребления.68ГЛАВА II. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЛЯНЦЕВЫХЖУРНАЛОВ2.1. Повседневность как категория социальной реальности в глянцевыхжурналахПовседневность понимается в современной науке как совокупностьпривычных социальных взаимодействий, укладов жизни, правил обихода – както, что исследователь Н.