Диссертация (Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)". PDF-файл из архива "Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
При этом адресат, не способный к профессиональномувосприятию материалов СМИ, не учитывает субъективность ракурса икомпозиции фотосъемки – все то, что, по словам Р. Барта, делает фотографиюискусством136.Глянец трансформирует картину повседневности в сознании читателяпутем воздействия на его воображение, поскольку оно представляет собойГудова М. Ю., Ракипова И.
Д. Женские глянцевые журналы: хронотопвоображаемой повседневности. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2010. С.190.136Барт Р. Camera lucida / пер., коммент. и послесловие М. К. Рыклина. М.: AdMarginem, 1997.13575интеллектуально-чувственный процесс, в котором одновременно происходит ипознание жизненной реальности, и ее оформление в конкретно-чувственныйобраз, и наделение этого образа смыслами и значениями137.
По мнению Ж. ЛеГоффа, работа воображения представляет собой в данном случае триединыйпроцесс–познания,представления,символизациииидеологизацииповседневности138.Воображаемое пространство глянца неоднородно: в нем представленопересечение множества миров и образов повседневности, в частности гендерноориентированных.Анализ работ А. Я. Гуревича, И. Е.
Забелина, М. И.Козьяковой, И. И. Костомарова, Ю. М. Лотмана139 и др. показывает, чтоповседневность может рассматриватьсявгендерном аспекте (мужской иженский мир, быт царей и цариц), в аспекте принадлежности к той или инойсоциальной, возрастной или национальной группе, типу поселения (город, село)и т. п. Непосредственное формирование гендерной определенности человекаосуществляется через эстетическое и этическое восприятие повседневности.Положительная реакция на феминное и маскулинное, представленная вструктурах повседневности, формирует у человека желание подражатьгендерному образу целиком или его отдельным элементам.
В повседневностикак сфере социальной реальности, по замечанию А. В. Куликовой, человекпредставлен в качестве мужчины или женщины, воспроизводя и транслируяГудова М. Ю., Ракипова И. Д. Женские глянцевые журналы: хронотопвоображаемой повседневности. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2010. С.190.138Ле Гофф Ж.
Средневековый мир воображаемого / Ж. Ле Гофф. М.: Прогресс,2001.139Гуревич А. Я. Категории Средневековой культуры. М., 1984; Забелин И. Е.Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях // Костомаров Н. И., Забелин И. Е. Ожизни, быте и нравах русского народа. М., 1996. С. 264 – 359; Козьякова М.
И. История.Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до XX века. М., 2002;Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVIIстолетиях // Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М.,1996. С. 4 – 261.; Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русскогодворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1994.13776гендер, а также, формируя новые практики, устои и взгляды, адаптируясь кразличным модификациям в обществе140.Тип женщины, представленный глянцевыми изданиями, – это женщина,относящаяся к высшему среднему классу (top middle class), а значит,обладающая достаточно высоким социальным и экономическим статусом, чтообусловлено ориентированностью предлагаемого стиля потребления на уровеньдоходов высшего и высшего среднего класса.
Но это отнюдь не означает, чтопотребителями глянцевых журналов являются только представительницы этойчасти современного российского общества: многие читательницы покупают непросто журнал, а суррогатный заменитель желаемой «красивой жизни», накоторую у них нет денег.В репрезентацию типа «настоящего» мужчины в глянцевых журналахвовлечены иные гендерные параметры, чем в репрезентацию женского типа.
Внормативномобразцемужественности,транслируемомглянцевымижурналами, реализован концепт, который может быть назван «гегемоннаямаскулинность».Гегемоннаямаскулинностьпредставляетсобойтипмужественности, доминирующий не только по отношению к женскому типу, нои по отношению к другим типам мужественности. Особую роль вформировании и представлении гегемонной маскулинности играет наборкультурных репрезентаций, задающих и делающих наглядными паттерныподлинной (аутентичной) мужественности, вне которых мужчина не можетпретендовать на доминирующую позицию в социуме.
Разумеется, эта модель неявляется чем-то реально достижимым, скорее, это фантом, объединяющий всебе набор идеализированных черт «настоящего мужчины»: хозяина, воина,защитника,руководителя,–содержащийвсебенемаловнутреннихКуликова А. В. Телевидение как техника конструирования повседневности:гендерный аспект // Труды нижегородского государственного технического университета,2010. С.
282 – 288.14077противоречий. Тем не менее, эта модель действует как культурный миф,оказываявлияниенасознаниеиповедениесовременныхмужчин,вынужденных все время проверять себя на соответствие этому нормативномуобразу. Медиарепрезентации рассматриваются в качестве некой дуальнойсовокупности, являющейся как способом формирования, так и средствомрепрезентации нормативных моделей мужественности и/или женственности.По мнению некоторых исследователелй, в частности В.
П. Шейнова141, нигазеты, ни радио, ни телевидение не способны так эффективно влиять наформирование «Я – идеального», как это делают глянцевые журналы. Причиныстоль высокой степени воздействия на аудиторию заключаются в следующем.Во-первых,именнозрениеявляетсяведущимпространственныманализатором у человека.
Через зрительный анализатор поступает большаячасть пространственной информации. Более того, зрительный анализатор имеетсобственную пространственную организацию, связанную с топонимикойсетчатки: «Доказательством зрительной природы образов может служитьобнаружение в них информации, присущей только зрительной модальности(например, цвет)142.Еще Ананьев сформулировал положение, согласнокоторому доминантность в психике зрительной системы определяется тем, чтоона играет роль внутреннего канала связи между всеми анализаторнымисистемами и является преобразователем сигналов143.Во-вторых, само по себе тактильное ощущение – прикосновение кстраницам при перелистывании журнала – в сочетании со зрительнойинформацией, на наш взгляд, и обеспечивает тот самый «глянцевый эффект»,при котором внутренне визуализируемые «размытые» образы получаютШейнов В. П.
Социально-психологические основы менеджмента. М., 1997.Блинникова И. В. Роль зрительного опыта в развитии психических функций /Ин-т психологии РАН. М., 2003.143Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательныепроцессы.
Ощущения, восприятие. М., 1982.14114278очертания и становятся осязаемы, а значит, предметно ощутимы. В своейработе В. С. Тюхтин писал о том, что восприятие представляет собой сложныйкомплекс ощущений различной модальности144. Мы предполагаем, что впроцессе обычной визуализации наиболее благожелательных образов человекуочень тяжело идентифицировать себя с ними, но при добавлении тактильногокомпонента эта задача становится легко решаемой. Образ есть результатактивного процесса, в результате которого одни части стимула подчеркиваютсяи даже видоизменяются, а другие, наоборот, подавляются.
И именно вманипуляциях с глянцевыми журналами мы можем проявить наибольшуюсубъектность в построении собственных представлений, задерживаясь нанаиболее впечатляющих картинках и перечитывая наиболее интересные намматериалы. Телевидение, даже в формате 3D, не дает возможности тактильногоконтакта с аттрактивным образом; кроме того, впечатление от телевизионногообраза может быть разрушено фонационными качествами голоса персонажа иего речевой манерой, его кинестетикой – мимикой, жестикуляцией и манеройдвигаться.
Всех этих возможных недостатков лишена «молчаливая» и«недвижная» высокохудожественная «картинка» из глянцевого журнала.Основная функция любых глянцевых журналов – формировать икорректировать представления людей об идеальной жизни. Соединение двухканалов восприятия – тактильного и визуального – в сочетании с проявлениемактивного познавательного просмотра журнала (чаще именно в уединенномместе, где нас никто не отвлекает) позволяет акцентировать наибольшеевнимание именно на тех эпизодах, которые максимально согласуются сидеальными представлениями. Субъект вправе «остановить мгновенье», то естьзадержаться на какой-либо странице, многократно просмотреть ее, вернуться кТюхтин В. С.
О природе образа (психическое отражение в свете идеикибернетики). Издательство “Высшая школа”, М, 1963.14479ней еще несколько раз за день/неделю.В наибольшей степени о значимости феномена глянцевых журналов мыможем говорить в связи с актуализацией механизма идентификации спроисходящими событиями, с переносом себя в идеальное пространство. Читаяжурнал, человек словно «одевает» понравившуюся ему одежду, «ездит» нароскошныхавтомобилях,«пользуется»превосходнымиаксессуарами,«общается» с известными ему (и – часто – полюбившимися) людьми,«реализует» свои скрытые возможности (в виде визуализации желаемогорезультата).