Диссертация (Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)". PDF-файл из архива "Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Будучижурналом для семейного чтения и проповедуя как ценность материальноеблагополучие, «Нива» транслировала также консервативные общественнополитическиеидеалы.Читательскаяаудиторияеженедельникаемкоохарактеризована в стихотворении О. Э. Мандельштама «Царское Село»:«Одноэтажные дома, где однодумы-генералы свой коротают век усталый, читая«Ниву» и Дюма».Капитализация общественных отношений и изменение в связи с этимположения журналов непосредственно влияли и на формирование психологии иэтики издателей. «Если раньше в журналистике преобладали “идейные люди”,“союз друзей” – читателя, писателя, издателя – то теперь за издательствоберется…простой предприниматель без всяких лестных определительных97Корконосенко С.
Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2001 . С. 57.44прилагательных, жаждущий лишь прибыли на затраченный капитал»98. Такуюприбыль и приносили массовые иллюстрированные журналы, в том числедамские, или модные.Таким образом, в начале ХХ века дамские журналы, в отличие отобщественно-политических (феминистских) заняли прочное место в системероссийской печати как массовые издания.1.4. Женские журналы советского периода российской историиДореволюционные женские (дамские и общественно-политические)журналы предназначались разным кругам: их читали как светские дамы ибарышни, так и готовящиеся к будущей профессии курсистки. У читательницытоговременибылвыбор:присоединитьсякконсьюмеристскиориентированному большинству или примкнуть к тем, кто считает, чтоженщины наравне с мужчинами должны вносить свой вклад в материальное идуховное развитие общества.
Ситуация изменилась после революции 1917 г.: вновой России печать стала основным инструментом идеологизации, атранслируемая СМИ культура – основным источником ценностей советскихлюдей. По утверждению Е. П. Прохорова, «механизм воздействия СМИ наличность заключается в распространении моделей, общественных норм,которые могут служить образцом как для материально-предметной средыиндивида (дом, мебель, одежда и т. д.), так и при формированиимежличностных отношений, ценностей и интересов, определяющих образжизни»99.Поскольку в новой советской России, а затем и в СССР главенствовала98П.
З. На пути к «безголовой» прессе // Современный мир. 1912. № 4. С. 165 –197.99Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2009. С. 69.45идея производства (в первую очередь – средств производства), то деятельностьСМИ была направлена на освещение новых достижений в народном хозяйстве,которые подавались в прессе как следствие руководящей и направляющей ролиКПСС (ранее – РКПб) в жизни общества, в том числе и в духовной. Задачейпрессы стало участие в формировании нового типа личности – советскогочеловека, гармонично развитого и гуманистически ориентированного (в томзначении этих слов, которые вкладывала в них коммунистическая идеология).С 1917 по 1928 год формируются основные типы советской женскойпрессы.
Работа женских изданий, как и всей прессы в целом, строилась всоответствии со специальными партийными постановлениями, а авторамижурналов стали партийные работники, рабкоры и селькоры. Первая мироваявойна, Гражданская война и эмиграция привели к сокращению мужскогонаселения, поэтомунеобходимо было привлечь как можно большее числоженщин к участию в общественном социалистическом производстве, от уровнякоторого зависела судьба государства нового типа.Первым советским женским журналом стал обновленный послереволюции 1917 г.
журнал «Работница» (основанный 8 марта 1914 г.), а такжесозданный в 1922 г., в связи с началом колхозно-кооперативного движения населе,журнал «Крестьянка».Оба названия обозначают женщину по еесоциальной функции и, опосредованно, по принадлежности к одному из двухосновных классов нового общества – к рабочим или крестьянам.В изданиях появились разделы политического воспитания, сельскогохозяйства, промышленного производства, восточных республик, а такжезарубежный и литературный разделы, а рубрики домоводства, педагогики,медицины отныне занимали не более двух страниц.
На смену героине журналовначала века, изнеженной даме с ярко накрашенными губами и большимиглазами, в 1920-е годы пришел «рабоче-крестьянский тип» – коренастаяженщинаскрупнымичертами лицаиневыраженнымигендерными46признаками. На протяжении нескольких десятков лет единственными типамиженского издания оставались массовый общественно-политический и тонкийлитературно-художественныйжурналысустойчивойтематическойивозникшиедографической моделью, структурой и жанровым наполнением.Массовыелитературно-общественныежурналы,революции, в частности «Журнал для женщин» и «Журнал для хозяек», в 1920-егоды закрывают за «безыдейность» и скрытую пропаганду чуждых новойвласти идей о том, что счастье можно найти только в семье, а также закосвенное осуждение женской общественной деятельности.В период НЭПа, с 1926 по 1930 год, издательским обществом «Огонек»выпускался ежемесячный иллюстрированный «Женский журнал», которыйпозиционировался как «домашне-хозяйственный и модный».
Он печатался вчерно-белом цвете, за исключением раздела «Мода в красках», поскольку модав период НЭП еще имела большое значение. В других разделах журнала текстызначительно преобладали над иллюстративным содержанием. Главной задачейиздания считалось формирование общих интересов, ценностей и нуждчитательниц и указание им сфер для реализации потребности в свободномобщественном труде, в частности путем организации общественного питания иналаживания коллективного отдыха детей100. Изначально по тематике иструктуре журнал был похож на литературно-общественные издания начала ХХвека, но в 1928 году под давлением партийных структур отказался от освещениявопросов о любви, семейном кризисе, правах женщин и стал больше вниманияуделять юбилейным датам и вождям СССР, темам политики и производства,бичеванию «мещанства». В структуре издания усилилась общественно-Женские журналы.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: back-inussr.com/2013/09/zhenskie-zhurnaly.html [дата обращения – 14.11.2014].10047политическая часть и уменьшилась хозяйственно-прикладная»101.По целевой аудитории общественно-политические журналы указанногопериода делятся следующим образом:– для партийных работниц – «Коммунистка» (1920–1930);– для работающих женщин – «Работница» (с 1914 по настоящее время);– для работниц и домохозяек-активисток – «Делегатка» (1923–1931);– для крестьянок– «Крестьянка» (с 1922 по настоящее время),«Колхозница» и «Батрачка» (1925–1929).Возникли также региональные общественно-политические журналы, вкоторых интерпретация партийных установок относительно работы с сознаниемженщины проводились с учетом специфики истории, обычаев, производстварегиона: «Красная сибирячка» (Новосибирск), «Труженица Северного Кавказа»(Ростов-на-Дону), «Красная тулячка» (Тула), «Коммунарка Украины» (Харьков),«Работница Армении» (Ереван), «Труженица» (Тбилиси)102.Представимкраткуюхарактеристикуособенностейконцепцииисодержания некоторых из послереволюционных женских изданий.Главной задачей журнала «Коммунистка», издававшегося с 1920 по 1930год ЦК РКП(б) и адресованного руководящим работницам, стало воспитаниесоветской женщины, сведенное к пропаганде коммунистического образа жизни,а также руководство женской прессой в целом.
Цели, задачи и структураиздания были подчинены идеологии, поэтому практически значимые дляженщины разделы в нем отсутствовали.Журнал «Крестьянка» издавался Отделом по работе среди женщин ЦКРКП(б). Сначала цель «Крестьянки»декларировалась так – «приобщениетружениц к общественной и культурной жизни СССР», как было сказано вЖенские журналы. [Электронный ресурс].
Режим доступа: URL: back-inussr.com/2013/09/zhenskie-zhurnaly.html [дата обращения – 14.11.2014].102Там же.10148напечатанном в журнале обращении председателя ВЦИК М. И. Калинина кчитательницам. В издании простым языком излагались основы партийнойполитики,методыпроведенияликвидациибезграмотности,атакжеорганизации женсоветов, комитетов взаимопомощи, пунктов общественногопитания, яслей и детских садов.
В литературно-художественном разделепубликовались произведения, пропагандировавшие новую жизнь, например«Женщина» П. Дорохова, «Матрена-воин» Н. Платоныча, «Комитет» и «Ясли»А. Неверова. Следует отметить, что к каждому выпуску журнала прилагалосьпособие по вязанию, кройке и шитью»103.
В 30-е годы личностно и практическиориентированный компонент в содержании «Крестьянки» стал заниматьбольший объем: появились рубрики советов по уходу за собой, кулинарныерецепты, выкройки модных платьев104.Задачей журнала «Работница», издание которого возобновилось в 1923году, стало воспитание женщины - общественницы и производственницы - какчлена (или будущего члена) коммунистической партии.
Журнал способствовалреализациистратегиипроизводство,вовлеченияженщин-домохозяеквобщественноепечатая материалы о профессиях, которые могут освоитьженщины105. Например, в одном из номеров так была представлена работаслесаря: «Слесарное дело не требует особенно значительного мышечногонапряжения, не требует поднятия больших тяжестей.