Диссертация (Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)". PDF-файл из архива "Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
С. 20,23.Митрохина К. Л. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779–1861 гг.: дис. …канд. филол. наук. М., 2007. С. 79.58Лотман Ю. M. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русскогодворянства (XVIII–начало XIX века). СПб., 1994. С. 64.57291.2. Становление женских журналов в первой половине XIX векаФормирование женской читательской аудитории в России проходило подвоздействием ряда факторов: «Реформы Петра I в области культурного статуса,домашнегоукладароссиянок,воплощениеЕкатеринойIIидеигосударственного женского образования (в форме Смольного института),широкоераспространениечастныхженскихпансионов,наводнениероссийского рынка переводной светской литературой – все это благоприятныеусловия для формирования русской женщины-дворянки как читательницы.Вхождение женщин в мир, ранее считавшийся «мужским», начиналось с чтениякниг и журналов»59.Как пишет Ю.
М. Лотман, «женщина этой поры не только былавключена, подобно мужчине, в поток бурно изменяющейся жизни, но начиналаиграть в ней все большую и большую роль»60. При этом женщина должна былапротивостоять общественному мнению, отводившему ей роль существа,призванного нравиться, а не самостоятельного, рассуждающего человека.Издатель П. И. Макаров задавался вопросом: «И почему женщине не бытьстоль же ученой, сколь и мужчине? Ужасны люди, которые думают, что,приобретая знания, женщины теряют прелести своего пола»61.Литературные журналы, предлагаемые для женского чтения, отошли отидей Н. И. Новикова. Так, в «Журнале для милых» (1804), не преследующемпросветительских целей, публиковались, слабые в литературном отношении,стихи и рассказы сентиментально-нравоучительного содержания.
«Кромеоригинальных стишков сотрудников он заполнялся нескладными переводами,Сокольская Л. В. Первые женские журналы для российских читательниц(конец XVIII – первая половина XIX века) // Библиосфера. 2006. № 2. С. 18.60Лотман Ю. M. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русскогодворянства (XVIII–начало XIX века). СПб., 1994. С. 59.61Тишкин Г. А. Дворянские идеи женской эмансипации (вторая половина XVIII –начало XIX веков // Публицистика эпохи Просвещения.
СПб., 1995. Вып.1. С. 127.5930вольнымидоповестушками,искаженияиногдапересказами,переделаннымивесьманабойкимирусскийладфранцузскимиэротическимиидиллиями XVIII века»62, – характеризует содержание «Журнала для милых»исследователь Е. Н. Щепкина.Влитературномжурнале«Аглая»(1808–1810)публиковалисьпрозаические и поэтические произведения самого издателя, князя П. И.Шаликова, его друзей и знакомых, слова и ноты популярных песен и романсов,небольшие критические заметки. В обращении к читателям князь писал:«Надеюсь, что люди самые строгие, но притом справедливые, не осудят Автора– имевшего щастие приобрести некоторыми сочинениями искреннее одобрениеЧитателей – если он издает под именем Журнала плод годовых разнообразныхсочинений, которыя почему-то находит достойными просвещенного общества.Не всегда надобно важное, учебное; многие желают приятного и только…приятность с пользою – вот девиз моего Журнала»63.
В «Аглае» печаталисьсочинения М. Н. Макарова, И. М. Долгорукова, А. Ф. Мерзлякова, В. В.Измайлова, В. Л. Пушкина.В 1823 г. князь П. И. Шаликов предпринимает издание нового журнала.«Дамский журнал» выходил в Москве в течение 10 лет (до 1829 г. – два раза вмесяц, далее – еженедельно). Журнал заполнялся главным образом переводамифранцузской женской прозы, а также мадригалами, элегиями и баснямирусских авторов64. Активное участие в «Дамском журнале» принимали П. А.Вяземский, В. Л. Пушкин и др. Важно подчеркнуть, что в журнале появилсяразделсговорящимназванием«Критика»,содержащийматериалыаналитического характера: «небольшие рецензии на новые книги, журналы,Щепкина Е. Н. Из истории женской личности в России. Тверь: ФеминистПресс, 2005.
С. 176.63Аглая. 1808. №1. С. 1.64Русская периодическая печать (1702-1894). М., 1957. С. 215.6231литературоведческие статьи, биографии знаменитых женщин»65. В частности, в«Дамском журнале» были опубликованы очерки о Екатерине II66, княгине Е. Р.Дашковой67. Можно говорить о том, что именно таким образом зародиласьобязательная для женских изданий рубрика «Биографии знаменитых женщин».История жизни известной женщины как жанр стала основой содержанияжурнала биографий «Кабинет Аспазии», сделавшего первый шаг на пути кхудожественной публицистике. В разных номерах журнала публиковалисьочерки о выдающихся женщинах, вошедших в мировую историю:женевыдающегося древнегреческого государственного деятеля Перикла – гречанкеАспазии, имя которой было взято для названия журнала68; спартанскихженщинах69; французской поэтессе XVI века Луизе Л’Аббе70.
Нововведениемстала рубрика, в которой помещались афоризмы, побуждающие читательниц кразмышлениям.Самоназваниесуществующимстереотипамижурналабросалосвоеобразныйнормамморали,посколькувызовАспазия,отличавшаяся не только замечательной красотой, но и глубоким умом, дозамужества была гетерой: если историческое значение этого слова «В древнейГреции – незамужняя женщина, ведшая свободный образ жизни, привлекавшаямужчинсвоимиартистическимиспособностямииобразованием»,топереносное – «женщина легкого поведения, кокотка»71.С 1812 по начало 1830-х гг. в Санкт-Петербурге и в Москве издавалосьнесколько журналов, посвященных литературе и моде: «Галатея» («ЖурналКоломийцева Е.
Ю. Формирование женского универсального журнала вотечественной журналистике XVIII–XX веков: история развития и типологическиеособенности: автореф. дис. … д. филол. наук. Краснодар, 2008. С. 15.66Императрица Екатерина II, российская писательница// Дамский журнал. 1823.Ч. XLI. № 2.67Дамский журнал. 1823. Ч. I. Кн. 4.68Аспазия // Кабинет Аспазии. 1815. №1. С. 5 – 10.69Обыкновение спартанцев//Кабинет Аспазии. 1815. №1. С. 11 – 14.70Федоров Б.
М. Луиза Л’Аббе//Кабинет Аспазии. 1815. №1. С. 61 – 69.71Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935. Т. I, С.555.6532литературы, новостей и мод»), «Бабочка» («Дневник новостей, относящихся допросвещенияиобщежития»),«Молва»(«Журналмодиновостей»),«Колокольчик» (словесность, поэзия, моды), «Вестник парижских мод»,«Гирлянда».
Издатель «Гирлянды» М. А. Бестужев-Рюмин писал, что егожурнал предназначен «преимущественно для дамского чтения» и ставит своейцелью доставить «любительницам отечественной словесности приятное изанимательноечтение»72.Журналсодержалразделы«Словесность»,«Библиография», «Театр», «Стиль», «Моды», «Музыка», к нему прилагалисьгравированные картинки мод, мебели, экипажей, то есть всех атрибутовроскошной жизни73.В 1816 г. в Москве выходит «Модный вестник» (издатель П.
Зубов). Обэтом журнале известно немного: «…вдруг является в древней нашей столице,продолжающийся еще и теперь «Модный Вестник»! К журналу семуприлагаются изрядные картинки и самое худое объяснение костюмов. А чтопринадлежит до литературного содержания, о том не нужно и спрашивать. В«Модном Вестнике» Логика потеряна, Грамматика забыта, и Поэзия не виднасовершенно!»74. По мнению Е. Ю.
Коломийцевой, именно в «Модномвестнике» нашла яркое выражение такаятипологическая особенностьглянцевых журналов, как установка на визуализацию информации, приводящаяк появлению креолизованного (поликодового) текста: «Журнал состоял из двухбольших частей: литературной, помещавшей дамские повести, рассказы истихи, и раздела моды, где описывались последние новинки одежды из Парижа,Вены, Лондона. Здесь читатель извлекал больше информации из иллюстраций,72Гирлянда // Русская периодическая печать (1702–1894): Справочник. М., 1959.С.
215.Русская периодическая печать (1702–1894). М., 1957. С. 215.Макаров М. Н. Худая участь дамских журналов в России // Сын отечества.1817. №32. С. 224.737433чем из текстов»75.Так называемые «журналы с картинками», как предшественникиглянцевых журналов, в XVIII–XIX вв.
носили универсальный характер, в нихпубликовалось все: от женских романов до роскошных парижских мод ипикантныхисторийизжизниаристократии.привлекательных «картинок», само слово «журнал»Благодаряналичиюраспространилось вречевой практике тех слоев русского городского общества, которые по своемусоциальному положению и культурному уровню не рассматривались какцелевая аудитория данных изданий, и стало для этих слоев символом «красивойжизни»:« – Приходит она, этта, ко мне поутру, – говорил старший младшему, –раным-ранешенько, вся разодетая. <...> А уж как разодета: журнал, простожурнал!– А что это, дядьшка, журнал? – спросил молодой.
Он, очевидно,поучался у «дядьшки».– А журнал, это есть, братец ты мой, такие картинки, крашеные, и идутони сюда к здешним портным каждую субботу, по почте, из-за границы, с темто есть, как кому одеваться, как мужскому, равномерно и женскому полу.Рисунок, значит»76.Журналы, адресованные светскому обществу, часто критиковали зараспространяемую ими «роскошную суетность». Так, издатель «Московскоготелеграфа» Н. А. Полевой сознавался, что ему бывает стыдно читать подобнуюпериодику: «Никто не велит потчевать милых читательниц историкостатистическими, археологическими статьями, но для чего думать, что дамы непрочитаютсудовольствиемхорошонаписаннойповести,изящногоКоломийцева Е. Ю.