Диссертация (Типология русского эссе (лингвокогнитивный аспект))

PDF-файл Диссертация (Типология русского эссе (лингвокогнитивный аспект)) Филология (50331): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Типология русского эссе (лингвокогнитивный аспект)) - PDF (50331) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Типология русского эссе (лингвокогнитивный аспект)". PDF-файл из архива "Типология русского эссе (лингвокогнитивный аспект)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

1САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиБузальская Елена ВалериановнаТИПОЛОГИЯ РУССКОГО ЭССЕ(ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ)Специальность – 10.02.19 (Теория языка)ДИССЕРТАЦИЯна соискание учёной степени доктора филологических наукНаучный консультант:доктор филологических наук, профессорЛюбимова Н.А.Санкт-Петербург20162ОГЛАВЛЕНИЕВведение…………………………………………………………………………..…..4ЧАСТЬ 1Лингвистические и металингвистические характеристики речевого жанраГлава 1.

Речевой жанр как лингвистическая категория1.1.Теория речевых жанров как область лингвистики текста……………….……191.2. Речевой жанр: терминологический аппарат описания1.2.1. Понятие речевого жанра……………………………………....…….…281.2.2. Между текстом и дискурсом….…………………………………… …..…411.3. Речевой жанр как объект лингвистического исследования1.3.1. Речевой жанр: инвариант и модификации………................................501.3.2. Единица анализа речевого жанра……………………….……….……621.3.3.

Стратегии и тактики реализации канона речевого жанра………...…671.4. Процессы, размывающие границы поля речевого жанра……………….……75Выводы ……………...................................................................................................79Глава 2. Когнитивные основания классификации речевых жанров2.1. Картина мира как единица терминологического аппарата2.1.1. Формы мировидения………………………………………………..…812.1.2.

Тематические картины мира ………………………………………….892.1.3. Структурные единицы Картин мира……………………………….…952.2. Концепт как содержательная единица Картины мира2.2.1.Когнитивная и концептуальная картины мира…………...……….….1022.2.2.Типы концептов как база для построения типологии речевыхжанров……………………………………………………………………..……..….1102.3. Зависимость реализации модели речевого жанра от концепта ……...…..…116Выводы ………………………………………………………………………..……1293ЧАСТЬ 2Национальная специфика эссе как речевого жанраГлава 3. Категориальный аппарат лингвокогнитивного анализа эссе какречевого жанра3.1. Специфика эссе как речевого жанра…………………………….………….…1333.2 Картина мира как категория, определяющая архитектонику эссе……….…..1503.3.

Концепт как основание структуры эссе………………………….…………….1533.4. Влияние стилистических приемов на фрагментацию эссе…………………...1613.5. Критерии отбора произведений и методология их анализа …….…….……..167Выводы ………………………………….…………………………………..........…188Глава 4.

Типология русского эссе как речевого жанра на фоне иноязычногоканона4.1. Номенклатура речевых тактик и приёмы их реализации………………….1914.2. Дискурсивный анализ русского эссе. …………………………..………...…2074.3. Поле вариативности русского эссе……...…………………..………………2214.4. Общая типология моделей русского эссе………………………..….………2414.5. Лингвокогнитивный анализ иноязычных эссе…………………..…….……2484.6. Сопоставление результатов анализа вариативности канона иноязычных ирусскоязычных эссе…….………………….……………………………….…..…283Выводы ……………………………………..…….………….………………...…289ЗАЛЮЧЕНИЕ…………………………….….…………………………………...291Список литературы………………………….………………………….…………298Список сокращений……………………………………………………………….367Приложение А ……………..………………………………………………..…...369Приложение Б …………………..………………………………………….....…379Приложение В ………………………………………………………………..….392Приложение Г ……………………….…………………………………..……….403Приложение Д: Глоссарий………………………………………………………4054ВВЕДЕНИЕСмена научных парадигм является следствием появления новых объектовизучения и приводит к формированию новых направлений исследования.Появление в постструктурной лингвистике объектов больших, чем предложение,привело к размежеванию направлений, изучающих текст, дискурс, речевой акт иречевой жанр.При этом единицы терминологического аппарата, бывшиеизначально общими, приобретают разные оттенки значения.

Так, например,понятие речевого жанра используется и в генристике, основанной на теорииречевых актов, и в жанроведении, изучающем сложные речевые жанры, равныеуже не высказыванию, а целому произведению (рассказ, эссе, заявление, статья ит.п.). Вопрос о дифференциации речевых жанров поднимается в работах Ст. Гайды(при делении жанров на жанры устной и письменной коммуникации), О.Б.Сиротининой (при делении на речевые и риторические), И.А. Стернина(тематическая классификация речевых жанров), В.А. Салимовского (исследованиежанров речи с точки зрения стилистики); К.А. Долинина и Т.В. Шмелевой(деление жанров речи исходя из коммуникативной цели на информативные,императивные, перформативные и оценочные), К.

А. Роговой (деление речевыхжанров исходя из их принадлежности к определенному функциональносмысловому типу речи) и др.Отсутствие единой классификации речевых жанров, использование понятияречевой жанр в качестве мультидисциплинарного, глобализация, стирающаячерты национальной специфичности жанров, появление жанров электроннойкоммуникации, размывание канона речевых жанров – все эти явлениясвидетельствуют о необходимости создания концепции, которая могла быструктурировать изучение жанров несколько в ином ключе, чем это былоопределено в 1970-е годы работами М.

Бахтина. Деление речевых жанровсогласно сферам деятельности человека в социуме (в экономике, политике,журналистике и пр.) не предлагает ограниченного перечня, а, следовательно, и5возможности окончательной генерализации категорий дифференциации речевыхжанров. Для построения системы, ограничивающей количество типов речевыхжанров, требуется выявить основания, имеющие не только социальную (сферадеятельности,ситуацияпсихологическуювзаимодействия(принципылинейногокоммуникантов),построениянетекстовойтолькотканиивосприятия готового речевого продукта), но и когнитивную природу (опора насуществующиевколлективномсознаниимоделиречевыхобъектов,формирующиеся на основании таких когнитивных категорий, как Картина мира,ментальное пространство и концепт).Именно в этом ключе в настоящее время происходит становление такогонаправления лингвистических исследований, как жанроведение, в задачи котороговходит,помимоуточнениятерминологическогоаппаратаиметодологииисследования, описание ядерных характеристик речевого жанра.

Одним изнаиболее неопределенных канонов обладает речевой жанр эссе: исследователипишут, что эссе не имеет жестких предписаний относительно формы (оно можетбыть оформлено, например, как стихотворение, статья, реклама), объема,материальногоносителя,тематики,стилистическойпринадлежности,последовательности развития рассуждений автора, не имеет регламентированныхклише, тропов и характерных синтаксических структур.Отсутствие общих критериев выявления базовых характеристик отдельныхречевых жанров приводит, в свою очередь, к невозможности построения общейсистемы.Таким образом, актуальность данного исследования в его теоретическойчастиопределяют:1)необходимостьуточненияопределенийтерминологического аппарата жанроведения как одного из новых направленийлингвистических исследований; 2) поиск оснований для построения единойклассификации речевых жанров; 3) определение взаимосвязи когнитивных«опор», формирующих инвариант речевого жанра (Картины мира как типамировидения, ментального пространства, концепта) и структуры модели6реализации речевого жанра.

Практическую составляющую актуальностиисследования предопределяют: 1) отсутствие определения речевого жанра слингвокогнитивных позиций; 2) отсутствие определения эссе как речевого жанра;3) отсутствие методологии анализа речевого жанра как лингвистического объекта;4) отсутствие единой типологии вариантов реализации речевого жанра эссе; 5)отсутствие определения черт национальной специфики реализации русского эссе.Объектомисследованияявляетсяречевойжанрэссе.Предметисследования – специфика внутрижанровой вариативности русского эссе.Гипотеза исследования: лингвокогнитивный анализ речевого жанра,связывающий категории лингвистики, когнитивистики, прагмалингвистики иконцептологии, является основанием для выявления вариативности канонаречевого жанра русскоязычного эссе и построения типологии его вариантов.Цель исследования состоит в разработке концепции лингвокогнитивногоанализа речевого жанра, применимость которой для построения общей типологииречевых жанров доказывается на примере создания типологии русского эссе.В соответствии с гипотезой и целью исследования были поставлены ирешены следующие задачи:1)наоснованиианализасовременныхтенденцийвлингвистическихисследованиях обосновать необходимость включения в область исследованияречевых жанров таких металингвистических категорий, как Картина мира,концепт, стратегия, тактика.2) с лингвокогнитивных позиций выявить содержание понятия речевой жанр в егоотличии от дискурса и текста;3) определить категории описания речевого жанра как лингвокогнитивногообъекта;4) выявить характерные черты инварианта эссе как речевого жанра;5) определить единицу лингвокогнитивного анализа эссе как речевого жанра;6) обосновать зависимость инварианта речевого жанра от его принадлежности копределенной Картины мира;77) построить иерархию Картин мира, положенных в основание модели речевогожанра; выделить и охарактеризовать компоненты, образующие структуру данныхкартин;8)выявитьзависимостьструктурыэссеотструктурыполяконцепта,относительно которого осуществляется авторская рефлексия;9)исследоватьфилософско-религиозныеиисторическиепредпосылкиформирования канона эссе и представить их в сжатом виде;10) определить систему взаимосвязи таких категорий фрагментации речевогожанра,какречеваятактика,функционально-семантическийтипречи,стилистический прием;11) создать методологию лингвокогнитивного анализа речевого жанра на примереэссе;12) проанализировать русскоязычные и иноязычные эссе согласно разработаннойметодологии;13) создать общую типологию речевого жанра русского эссе;14) определить национальную специфику русского эссе путем сравнения полявариативности реализации канона русскоязычного эссе с полем вариативностииноязычного (европейского и американского) эссе.Для решения поставленных в диссертации задач и проверки гипотезыисследования были использованы следующие методы: метод лингвокогнитивногоанализаречевогожанра,включающийвсебядискурсивныйанализ,стилистический анализ, общенаучные приемы анализа исследуемых объектов(анализ, синтез, дедукция и пр.), описательный, сопоставительный методы;полевый метод; метод этимологического анализа; методы формализациирезультатов (построение таблиц, диаграмм, схем).

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее