Диссертация (Психосемантическое пространство этнической идентичности молодежи), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психосемантическое пространство этнической идентичности молодежи". PDF-файл из архива "Психосемантическое пространство этнической идентичности молодежи", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
В связи с этим поликультурная среда и межэтническоеобщение дает личности больше возможностей для приобретения знаний об29особенностях своей и других групп, их сходстве и различиях, способствуетразвитию межэтнического понимания и формированию коммуникативныхнавыков [43].Большое количество эмпирических данных посвящено исследованиюаффективного компонента, отражающего отношение к собственной этническойобщности и членству в ней. Аффективный компонент этнической идентичностиявляется частью общего самоотношения личности и включает в себя оценкусвоей этнической группы и своего членства в ней.Содержание когнитивного и аффективного компонентов этническойидентичности достаточно полно освещено в работах британского исследователяМ.
Барретта [по 229]. Согласно его теории, когнитивный блок этническойидентичности составляют следующие элементы:1) знания о существовании этнической группы;2) категоризация себя как члена этнической группы;3) знания о национальной территории;4) знания о национальных эмблемах, символах, институтах, обычаях,традициях,историческихсобытияхиисторическихфигурах,которыесимволически репрезентируют нацию;5) вера в общее происхождение и общее родство членов этническойгруппы;6) вера в то, что существуют типичные характеристики представителейлюбой этнической группы: национальные черты и этнические стереотипы;7) представления о тесной взаимосвязи индивида и этнической группы:ощущаемая степень подобия себя и национального типажа.Аффективный блок этнической идентичности состоит из следующихэлементов:1) субъективная актуальность этнической идентичности;2) степень привязанности к этнической идентичности: готовностьотказаться от нее и значение, придаваемое членству в данной этническойгруппе;303) чувство принадлежности к этнической группе;4) степень привязанности к национальной территории;5) социальные чувства по типу национальной гордости, национальногостыда, национальной вины и т.п.;6) национальное самоуважение [там же].Однако, как справедливо замечает Т.Г.
Стефаненко, среди современныхисследователей нет единства в вопросе о последовательности возникновениякогнитивных и аффективных компонентов [231]. Одни считают, что этническиепредпочтения формируются лишь к 9-10 годам на основе достаточнозначительных этнических знаний (Дж. Чепели) [291], в других исследованияхбыло обнаружено, что детские предпочтения этнических групп не всегдакоррелируют с информированностью об этих группах, предубеждения могутпредшествовать какому-либо знанию (А.П.
Оконешникова, Т.Г. Стефаненко, Дж.Финни) [151; 229; 300]. Например, Дж. Чепели, исследовавший изменения впонимании своей групповой принадлежности у венгерских школьников,обнаружил, что первоначально в их сознании возникают когнитивныеэлементы,отражающиепринадлежностьродителей,объективныеместохарактеристики:рождения,затем–этническаясвязанныескоммуникацией: родным языком, пониманием друг друга. Позже детипроявляют осведомленность в вопросах собственной страны: величинетерритории, природных условиях, благосостоянии населения, и, наконец, –политическом устройстве общества [153; 291].Раскрытие содержания поведенческого компонента представлено вработах Л.Н.
Дробижевой, В.С. Собкина, Г.У. Солдатовой, Дж. Марсиа и др. [84;204;2011;298].Поведенческийкомпонентэтническойидентичностипонимается как механизм проявления (по Д.В. Скляровой готовностипроявления) себя как члена этнической группы, «построение системыотношений и действий в различных этноконтактных ситуациях» [84, с.12; 199].В качестве аргумента в пользу включения поведенческого компонента вструктуру этнической идентичности традиционно указывается необходимость31постоянного подтверждения этнопринадлежности во внутриэтническом имежэтническом взаимодействии. Согласно С.Д.
Гуриевой поведенческийкомпонентэтническойидентичностиреализовываетсячерезкомплексустановок по отношению к своей и иным этноконтактным группам [74].Выделяется и мотивационно-потребностный компонент, в содержаниикоторого рассматривается проявление этноаффилиативных тенденций [211;248]. По Г.У. Солдатовой содержание этнической идентичности в рамкахпотребностно-мотивационнойсферычеловекараскрываетсячерезудовлетворение потребности в позитивной этнической принадлежности ипотребностивбезопасности,которые,всвоюочередь,порождаютаффилиативные, статусные мотивы и мотивы в безопасности [211].Анализируяструктурныекомпонентыэтническойидентичностистуденческой молодежи, А.Ю.
Тулынина резюмирует: «Каждый компонентэтнической идентичности имеет свое содержание, которое не только отражаетцелостное представление об этнической идентичности, но и позволяетопределить, что значит для индивида идентификация с определенной группой,каково эмоциональное наполнение этнической идентичности, когнитивноесодержание и значимость группового членства» [248, с. 5].По результатам эмпирического исследования М.В. Верещагиной былодоказано, что баланс / дисбаланс структурных компонентов этническойидентичности определяет степень ее позитивности [42].
В своей диссертацииА.Ю.Тулынинаобосновываетвывод,чтосодержаниеструктурныхкомпонентов этнической идентичности обусловлено условиями нативной илииноэтничной среды [248].С.Д. Гуриева в работе «Установка и межэтнические отношения»обобщилаосновныенаправленияпониманиякомпонентнойструктурыэтнической идентичности и представила её в виде таблицы [75, с. 129].Важными детерминантами становления этнической идентичности вюношеском возрасте является опыт межэтнического взаимодействия ихарактеристики этноконтактной среды [177]. «Этническая идентичность более32четко осознается, а знания о различиях между группами приобретаютсяраньше, если ребенок живет в полиэтнической среде» [279, с.
42]. Основнаяцель этого процесса переоценки – взглянуть на мир иными глазами и построитьсистему ценностей, отличную от родительской.Этническаяидентичностьможетослабеватьиливозрастатьнапротяжении жизни человека. Особенно этому способствуют межэтническиеконфликты. Внешние обстоятельства в силу своего влияния могут подтолкнутьлюбого человека на переосмысление роли этнической принадлежности в егожизни. Человек, независимо от своего возраста, социального статуса илиобразования, в любой период своей жизни может отречься от одной этническойгруппы, к которой он себя относил, и идентифицировать себя с другойэтнической общностью.
С.Д. Гуриева подчеркивает определенную связь междувозрастом и уровнем этнической идентичности, проявляющуюся в том, чтоэтническая идентичность может иметь «пределы» своего развития и «кризисы»,связанные с возрастными периодами жизни людей [72].Один из таких наиболее освещенных вопросов – предрасположенность кэтнонегативизму и чувствительность к этническим проблемам именно вюношескомвозрасте,когдапроисходитнепосредственноеактивноестановление процесса осознания этнической принадлежности (Р.Ф. Азметова,Е.П.
Белинская, Л.С. Выготский С.Д. Гуриева, Т. Дугарова, В.Г. Крысько, Г.У.Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Л.А. Шайгерова и др.) [24; 51; 74; 85; 215; 229].Молодежь, согласно своим характеристикам и особому положению в обществе,выступает носителем противоречий полиэтнического пространства, оначувствительна к этническим изменениям и наиболее активно выражаетобщественное мнение. Поэтому юношеский возраст является наиболеесенситивным для изучения особенностей этнической идентичности, а проблемадинамики и содержания этнической идентичности молодого поколения визменяющемся обществе является наиболее актуальной для России.Изучение этномолодежных особенностей чрезвычайно важно еще ипотому, что в период социальных изменений, молодежь острее ощущает33социальную и этническую напряженность, то есть выступает как ихсвоеобразный индикатор.
Проблема формирования этнической идентичности устуденческой молодежи становится особенно актуальной для тех регионовРоссии, где исторически сложилась мультикультурная, полиэтническая среда[231; 253; 270].Выводы по параграфу:Возрастные границы молодежи как социально-демографической группы,выделяемой на основе совокупности возрастных характеристик и особенностейсоциальногоположения,четконеопределены.Внашей работемыпридерживаемся позиции Б.Г.
Ананьева о нижней границе – ранняя юность –15-17 лет, верхней границе – юность как таковая – 18-25 лет.Результатыисследованийпозволяютутверждать,чтоэтническаяидентичность – не статичное, а динамичное образование: она начинаетформироваться в раннем детстве, приобретает оформленную структуру вюности, но в зависимости от окружающих условий и событий можетпретерпевать изменения в течение всей жизни. Каждый этап становленияэтническойидентичностиимеетсвоиособенностиактуальныхэтнодифференцирующих признаков, мотивов выбора и факторов влияния.Этническая идентичность на этапе юношества активно развивается иизменяется; происходит ее упрочение и закрепление в сознании личности.Социально-психологическое содержание этнической идентичности в целом и вмолодежной среде в частности раскрывается через синтез ее структурныхкомпонентов: когнитивного, аффективного, поведенческого и мотивационнопотребностного, в которых отражается общая специфика возраста.
Этопроявляется в рефлексивности и самостоятельности выбора этническойпринадлежности,наличииширокогоспектраэтнодифференцирующихпризнаков, сформированности системы представлений о себе как о членеэтнической общности, существовании четко осознаваемых мотивов выбораэтнической общности, а также предрасположенности к этнонегативизму ичувствительности к этническим проблемам.34Наиболееидентичностиважнымиявляютсядетерминантамиопытхарактеристики этноконтактной среды.становлениямежэтническогоэтническойвзаимодействияи351.3 Психосемантическое пространство этнической идентичности каксистема смыслов и значенийНесмотря на то, что в юношеском возрасте этнические представленияприобретают вполне четкие границы, говорить о них можно только в категорияхжитейского сознания, в качестве которых выступают образы, символы,поэтические метафоры и др.
Как отмечает Т.Г. Стефаненко, важен не столькосам символ, выступающий критерием отнесения, как значимость его длячеловека и тот психологический смысл, который в него вкладывается [279].На наш взгляд, наиболее точно сформулировала это положение Е.Тимофеева: «Присвоение социального опыта личностью происходит черезвнутреннюю позицию как индивидуальную эмоцию, направленную наобразование внутренних смыслов и значений, определяющих ее самосознание,ориентацию в мире. В процессе развития личность становится носителемэтнических особенностей в результате присвоения содержания этническойкультуры (этнических ценностей, традиций и обычаев, норм). В межэтническиеотношения личность включается в процессе субъективного восприятия иосознания этнокультурных различий и сходств между своим и другимиэтносами.