Диссертация (Трансформация телеологии в неклассической философии), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация телеологии в неклассической философии". PDF-файл из архива "Трансформация телеологии в неклассической философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
е. в величине, фигуре и движении, но что в немнеобходимо признать нечто имеющее сходство с душами и называемоеобыкновенно субстанциальной формой, хотя оно и не производит никакихизменений в явлениях, так же как и душа животных, если только последние имеютее»152. И наконец, в 1695 на страницах «Journal des savans» в «Новой системеприроды», в произведении, возвестившем научной Европе о новой метафизикеЛейбница, философ пишет: «…я нашел, что природа этих форм состоит в силе; аотсюда вытекает нечто аналогичное сознанию и стремлению, и, следовательно, ихнужно понимать наподобие того, как мы представляем себе души»153.Трактовка мира как духовного в своей внутренней основе базируется непросто на некой субъективной аналогии.
Лейбниц исходил из того, что в природеЛейбниц Г. В.Ф. Письмо Якобу Томазию о возможности примерить Аристотеля с новой философией //Лейбниц Г.В.Ф. Соч. В 4 т. Т. 1. С. 98.150Стоит обратить внимание на использовании в этом произведении термина conatus, который характерендля физики Гоббса.151Leibniz G.W.
Die philosорhisсhеn Schriften, hrsg. von С. I. Gerhardt. Веrlin, 1875-1890 (7 B-de). Bd. IV. S.230.152Лейбниц Г. В.Ф. Рассуждение о метафизике // Лейбниц Г.В.Ф. Соч. В 4 т. Т. 1. С. 134-135.153Лейбниц Г. В.Ф. Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи,существующей между душою и телом // Лейбниц Г.В.Ф. Соч. В 4 т. Т. 1. С. 272-273.14960существует вполне доказуемая рациональным и экспериментальным путемдеятельная сила, и эту силу можно понять только так, как мы осознаем еенепосредственно в самих себе. Душа является только лишь наиболее общимпонятием для такой силы. Вот, как он это аргументирует: «…насколько достоверно,что материя сама собой не может начать движения, настолько же достоверно (идоказывается превосходными опытами передачи движения от двигателя, которыйсам находится в движении), что тело само собой сохраняет раз воспринятоестремление и бывает постоянным в своей легкости, т.
е. стремится пребывать в томсамом ряду своих изменений, в который оно раз вступило. Так как эти деятельностии энтелехии не могут быть видоизменениями первой материи, или массы, — вещи,по существу своему пассивной, <…> то отсюда можно вывести, что в телеснойсубстанции должна находиться первая энтелехия, как бы πρώτον δεικτικόνдеятельности, т. е. первичная двигательная сила, которая в соединении спротяженностью (или чисто геометрическим элементом) всегда действует, хотя ииспытывает от столкновения тел различные видоизменения в своих стремлениях инапряжениях.
Это и есть субстанциальное начало, которое в живых существахназывается душой, в других же — субстанциальной формой»154. Таким образом,душа – это сила, деятельность. С точки зрения Лейбница это означает, что каждаядеятельность принадлежит индивидуальной субстанции. Обладать способностью кдеятельности и быть индивидуальной субстанцией оказывается в таком случаетождественным: «…действовать и испытывать действие – свойство собственноиндивидуальных субстанций»155. Поэтому в мире присутствует бесконечноемножество деятельныхцентров– субстанций. Лейбницевскаятрактовкасубстанции заключается не только в понимании ее плюралистичности, но также ив том, что сущность субстанции состоит в деятельности.Каждая субстанция сугубо индивидуальна и неповторима, но все субстанции,обладаютдвумябазовымиобщимихарактеристиками:стремлениемиЛейбниц Г.В.Ф.
О самой природе, или природной силе и деятельности творений // Лейбниц Г.В.Ф. Соч.В 4 т. Т. 1. С. 299-300.155Лейбниц Г.В.Ф. Рассуждение о метафизике. С. 131. Ср. также: Лейбниц Г.В.Ф. О самой природе, илиприродной силе и деятельности творений.
С. 298.15461восприятием. Восприятие трактуется как состояние субстанции. Каждаясубстанция представляет собой развивающееся единство, т.е. субстанциянеобходимо предполагает некий процесс. Но в процессе развития происходитсмена состояний, которые характеризуют развивающееся целое в каждыйотдельный момент. Эти состояния и есть восприятия.
Единство оказываетсямножественным, поскольку все разнообразие состояний субстанции порождаетсяименно из нее самой и принадлежит только ей. Как пишет Лейбниц, развитиесубстанции происходит исходя из ее внутреннего принципа: «…естественныеизменения монад исходят из внутреннего принципа, так как внешняя причина неможет иметь влияния внутри монады»156.
Каждая субстанция оказываетсяотдельным довлеющим в себе и независимым миром, на которое не можетоказывать влияние ничто внешнее и которая сама в свою очередь ни на кого невлияет. Это и есть конкретное единство в гегелевском смысле, то есть единствоединого и многого. Так понимаемое единство есть индивидуальная живаяцелостность, составляющая сущностную основу мира. Стремление в данномслучае трактуется как деятельность этого внутреннего принципа. В качестве целистремления Лейбниц понимает не нечто внешнее по отношению к монаде, а еесобственное восприятие, то есть определенное ее состояние.Однако восприятия как состояния монады не равноценны между собой.
Всевосприятия различаются по степени отчетливости. В этой связи Лейбниц развиваетучение о бессознательном. Сразу после «Новой системы природы» в 1696 г. онпишет «Размышления над Опытом человеческого разумения Локка» и в итоге в1704 г. публикует один из важнейших философских трактатов по проблемепознания XVIII века «Новые опыты о человеческом разумении». Основнымифактами, подтверждающими существование бессознательных, то есть самыхнизших и наиболее смутных восприятий, оказываются для Лейбница явления сна,обморока, инстинктивной деятельности, существование впечатлений ниже порогасознания, слияние слабых восприятий в сильное (слышим шум волн, но не слышимшум каждой отдельной волны).
Над этими восприятиями возвышаются такие,156Лейбниц Г.В.Ф. Монадология // Лейбниц Г.В.Ф. Соч. В 4 т. Т. 1. С. 414.62которые осознаются и связываются с памятью. Этот тип восприятий связан своображением и восприятием. И еще большей степенью отчетливости обладаютразумные восприятия, связанные с интеллектом. Исходя из этого можно различатьпросто монады, или субстанциальные формы, которые обладают лишьнеосознаваемыми восприятиями, души животных, имеющих только эмпирическиевосприятия, связанные с только лишь памятью и воображением, и разумные духи,обладающие возможностью интеллектуального постижения вечных истин. Такимобразом гносеологическое различие типов восприятия по принципу степени ихотчетливости оказывается тождественным онтологическому различию разныхуровней сущего.
При этом еще раз подчеркнем, что хотя различие между вещамизаключается только в степени (например, между неорганической природой,животными и человеком), речь идет исключительно о нематериальном бытии,поскольку в самом общем смысле все субстанции – души в той мере, в какойобладают способностью к деятельности, поэтому в сущности все в мире духовно иво всем разливается вечная жизнь (коль скоро субстанция не уничтожается и вметафизическом смысле смерти в лейбницевском универсуме нет).
Вот как об этомпишет П. Блонский: «…всюду жизнь, всюду духовность. Разница лишь в еестепени: в неорганической природе это бессознательная духовная жизнь, вживотных – это ощущение и память, в людях – это разум»157.Из вышесказанного очевидно, что субстанция стремится к ясности иотчетливости своих восприятий, т. е. стремится к наиболее совершеннымсостояниям своего бытия. Что означает тот факт, что монадам свойственностремление? «Восприятия в монаде, - пишет Лейбниц, - рождаются одни из другихпо закону стремлений, или конечных причин добра и зла, состоящих в заметныхвосприятиях, упорядоченных или неупорядоченных»158.
То есть субстанциястремится к благу как к своей цели, поэтому вся ее активность телеологична. Приэтом Лейбниц подчеркивает, что источником этого стремления является самаБлонский П.П. Телеология Лейбница // Вопросы философии и психологии. 1911. Кн. II (107). С. 200.Лейбниц Г.В.Ф. Начала природы и благодати, основанные на разуме // Лейбниц Г.В.Ф. Соч.
В 4 т. Т. 1.С. 405.15715863монада. Телеологическое развитие спонтанно происходит из нее самой. Природамонады заключается в том, чтобы вывести из самой себя всю полноту того, что вней заключено и прийти к наиболее ясному понятию о самой себе. Если на данныймомент монады ограничены, то тем не менее рано или поздно цель всех монад –собственное совершенство – будет достигнуто: «…нематериальные субстанции нетолько всегда присутствуют, но <…> их жизни, прогресс и изменениянаправляются на то, чтобы достичь определенной цели, или, скорее, к тому, чтобывсе больше и больше к ней приближаться, наподобие асимптот. И хотя в некоторыхслучаях продвижение к цели (l’avancement) идет в обратном направлении, как улиний, которые заворачиваются в прежнюю точку (ont des rebroussment), ононикогда не прекращается и в конце концов восторжествует»159.Бесконечное множество субстанций в мире строго согласовано внутри себя.Хотя каждая субстанция замкнута на себе и представляет собой отдельныйуниверсум, она сотворена с учетом других субстанций и приведена в соответствиес ними, поэтому в мире царит полная гармония, порядок и согласие.