Диссертация (Визуальный PR-текст в управлении публичными коммуникациями), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Визуальный PR-текст в управлении публичными коммуникациями". PDF-файл из архива "Визуальный PR-текст в управлении публичными коммуникациями", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
URL: http://mediascope.ru/node/853 64 последниегодыотечественными исследователями,донастоящегомомента не включала описаний интернет-текстов.В статье М. Г. Шилиной рассмотрены особенности институциональныхсообщений в интернете: «В Сети формы фиксации институциональнойинформации — интернет-гипертекст (условный вербально-письменныйинтернет-текст) и мультимедиа» 146 . Автор отмечает, что важной чертойкоммуникации в интернете является интерактивность адресата: «Длячитателя/адресата гипертекста его прочтение и восприятие являетсяпроцессом активной деятельности по воссозданию авторской версиигипертекстаблагодарявключеннымавтором-адресантомссылкам(гиперссылкам) на иные информационные источники (тексты, файлымультимедиа) и по созданию нового текста с расширением ряда ссылок, тоесть и для адресата гипертекст есть авторский процесс создания новогогипертекста»147.
Так как подавляющее большинство современных PR-текстовфункционируют именно в виртуальном коммуникационном пространстве, изположений М. Г. Шилиной мы можем сделать вывод, что современный PRтекст в большинстве случаев будет интерактивным и может бытьпредставлен мультимедийным сообщением. Это происходит в силу того, чтоканал коммуникации определяет содержание.
То же самое утверждениесправедливо и для подтверждения гипотезы о том, что большинствосовременных PR-текстов носит креолизованный характер, то есть в ихсоставе конвергировали вербальная и визуальная составляющие.О визуальных PR-текстах первым среди отечественных пиарологовзаговорил профессор А. Д. Кривоносов: в 2005 г. им была опубликована146Шилина М. Г. Связи с общественностью в интернете: к вопросу формированияпонятийного аппарата.
2011 // Электронный научный журнал факультета ЖурналистикиМГУ им. М. В. Ломоносова. URL: http://mediascope.ru/node/853147Шилина М. Г. Интернет-коммуникации в связях с общественностью: прагматическийаспект. Москва : национальный исследовательский университет "Высшая школаэкономики" РИЦ Северо-Восток, 2011. C. 228. 65 статья «Визуальный PR-текст как инструмент148медиарилейшенз».Однако в статье, полностью посвященной фотографии в PR, отсутствуетопределение термина «визуальный PR-текст», а также автор отмечает, что«теоретическое осмысление феномена визуальной PR-информации еще ненашло своего исследователя»149.
Мы взяли на себя смелость восполнить этотпробел.Основываясь на результатах изучения сущности и типологии PRтекстов, а также на описании специфики современного коммуникационногопространства, дадим авторское определение понятия визуального PR-текста.ВизуальныйPR-текст — это PR-текст,содержащий информацию,визуализированную с помощью средств и инструментов графическогодизайна.Вбольшинствеслучаев такойтекстпредставляетсобоймультимедийное сообщение и носит интерактивный характер.Мы уже говорили о том, что процесс трансформации традиционноговербального текста в вербально-визуальный, называемый креолизацией,предполагает комбинирование средств различных семиотических систем.Средства креолизации текста имеют непосредственное отношение ксфередеятельности,сопряженнойспроизводствомпечатнойимультимедийной продукции, — к графическому дизайну и могут бытьиспользованы PR-специалистами для эффективного управления публичнымикоммуникациями.Проделанная работа позволила нам установить, что:1.
Информация, циркулирующая в пространстве PR-коммуникаций,существует в виде вербальных и невербальных знаков. Визуальный видинформации можно прямо противопоставить вербальному; визуальнаяинформациявключаетвсебяиконическую(изобразительную),инфографическую, индексальную (служебную) и декоративную.148Кривоносов А.
Д. Визуальный PR-текст как инструмент медиарилейшенз //Петербургская школа PR: от теории к практике. Вып. 5. 2005. С. 54-61.149Там же. С. 55. 66 2. Классическое определение PR-текста, которое мы используем вкачестве опоры для нашего исследования, дал А. Д. Кривоносов: PR-текст —«вербальныйтекст,функционирующийвпространствекоммуникаций, инициированный базисным субъектомпубличныхPR, направленныйодной из групп целевой общественности, содержащий PR-информацию,распространяемый при непосредственном контакте с представителямигруппы целевой общественности, либо через СМИ, посредством прямойпочтовой или личной доставки, обладающий скрытым или мнимымавторством».3. «Кризис вербального текста» — его вытеснение в XXI векеобразными визуальными сообщениями — приводит к появлению новойконцепции в лингвистике, называющей тексты со смешанным контентомкреолизованными.4.
Визуальный PR-текст, который представляет собой результаткреолизации, может быть определен как PR-текст, содержащий информацию,визуализированную с помощью средств и инструментов графическогодизайна.ВбольшинствеслучаеввизуальныйPR-текстпредставленмультимедийным интерактивным сообщением.Так как графический дизайн непосредственно участвует в процессесоздания визуального PR-текста, далее рассмотрим подробнее это понятие,его функции и роль в процессах управления публичными коммуникациями, атакже опишем его художественно-выразительные средства, важные длянашего дальнейшего исследования.1. 3. Графический дизайн как инструмент создания визуальногоPR-текста1.3.1. Понятие, функции, отрасли графического дизайнаТермин «графический дизайн», произошедший от английского словаdesign (англ.
— проектировать, конструировать), логичнее всего объяснять с 67 точки зрения деятельности, так как и исходное английское слово являетсяглаголом 150.Традиционно объектом дизайнерской деятельности является средапредметного обитания человека. Дизайн формирует предметы бытовогообихода с целью сделать их одновременно удобными, комфортными,полезными и эстетически приятными для человека, таким образом, можноговорить о том, что дизайнерская деятельность как проектированиематериальных объектов всегда обусловлена экономической и эстетическойсоставляющей результата проектного процесса.
При очевидной на первыйвзгляд сущности понятия «дизайн», тем не менее наблюдаются сложности вдефениции. Так, профессор М. А. Коськов, отмечает, что «понятие «дизайн»всегда было многозначно и аморфно, а сегодня вовсе утратило ощутимыеочертания»151. Несмотря на множественные работы в области философиидизайна как отечественных, так и зарубежных авторов, единого мненияотносительно определения понятия «дизайн» и классификации его подвидовв науке не сформировано, о чем пишет в своей работе вышеупомянутыйпрофессорМ.А.Коськов152.Еслиаппелироватькисторииинституциональных дизайнерских объединений, то можно опираться напротокол конгресса Международного совета дизайнерских организацийИКСИД, в 1969 г. на нем была принята следующая дефиниция: «Дизайнявляетсятворческойдеятельностью,целькоторой–определениеформальных качеств предметов, производимых промышленностью. Этикачества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом кструктурным и функциональным связям, превращающим систему вцелостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя).Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды,150Barnard M.
Graphic design as communication. L.: Routledge, 2006. P. 48.Коськов М. А. Философия и дизайн // Вече. Альманах русской философии и культуры.Выпуск 14. СПб: СПбГУ, 2003. С. 123152Там же. С. 123 – 129.151 68 которая обусловлена промышленным производством»153.Наэтоопределение мы и будем опираться в своих дальнейших рассуждениях.Отталкиваясь от того, что дизайн является творческой деятельностью,мы можем описать его специфические функциональные характеристики.Здесь нам кажется уместным обращение к измышлениям известноготеоретика дизайна Е. Н.
Лазарева, выделившего несколько смысловыхтрактовокэтогопонятия:декоративную,предвосхищающую, «драматическую» 154 .проектно-графическую,Соответственно, дизайн можетбыть охарактеризован как декоративный (узор, орнамент, декор); проектнографический(набросок,предвосхищающийэскиз,(план,рисунок,чертеж,предположение,замысел,конструкция);намерение);драматический (затея, ухищрение, умысел, интрига).Так или иначе, современный дизайн представлен различными еговидами, но мы будем говорить о графическом дизайне, так как именно онимеет непосредственное отношение к темедиссертационной работы.Несмотря на определенную условность в дифференциации дизайна кактакового, нельзя не заметить, что процесс обособления графического дизайнасостоялся уже довольно давно.С появлением первых печатных станков, первых печатных журналов игазет возникла потребность в графических работах, но следует отметить, чтопринципы,лежащиевосновеихвизуальнойорганизации,былисформулированы значительно позже.