Диссертация (Специфика советской культурной политики в области урбанистики (на примере проспекта имени И.В.Сталина г.Ленинграда в 1940-х-1950-х гг.)), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Специфика советской культурной политики в области урбанистики (на примере проспекта имени И.В.Сталина г.Ленинграда в 1940-х-1950-х гг.)". PDF-файл из архива "Специфика советской культурной политики в области урбанистики (на примере проспекта имени И.В.Сталина г.Ленинграда в 1940-х-1950-х гг.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
заканчивалосьстроительство «шестиэтажного дома с башней»86, высотной доминанты новогомикрорайона.В качестве образца для градостроительной реконструкции проспектаСталина был выбран Невский проспект (Рис. 43), который «подчинялсязакономерному архитектурному закону», по словам Б.Журавлева. Невскийпозволил артикулироватьрамки, сквозь которые воспринималась «местныеархитектурные традиция» в 1950-е годы.источник, архитекторытрадиционнымподбирали«петербургским»Взяв за основу «классический»новые декорации, компонуя их позаконам,заменяяилиприспосабливаясодержание к общим петербургским градостроительным формам87.На заседании 1952 года в качестве «недостатков» новогопроектафигурировало «…отсутствие определенного ленинградского архитектурногостиля», который, как считалось, по преимуществу должен был отражен в«элементах» зданий.
Таким образом, в сфере советского репрезентативногоградостроительства можно выявить определяющие канонизированные черты , накоторыеориентировалисьстроители,средисоотношение объемов, насыщенный символизмкоторых:пространственноеи стилистические элементы,присущие ленинградской (петербургской ) архитектуре.Следующий крупный узел, предназначенный к реконструкции – это районПутепровода. Здесь было запроектировано самое крупное звено, тянувшееся доАльбуминной улицы88. В связи с тем, что здесь располагается завод85Стоит критически соотносить семантическое и прагматическое наполнение этих двух парков, один из которыхбыл мемориалом Северной войны, но, в первую очередь, предназначенный для светских увеселений, а второйимел более глубокий мемориальный характер, а в качестве парка аттракционов использовался во вторую очередь.86Московский пр.190.
1940-1953 гг. Архитекторы Симонов Г. А., Рубаненко Б. Р., Васильковский В. С.87Под градостроительными формами подразумевается силуэтность, архитектурная насыщенность, связанностьобщей структуры городского пространства, включая как природные , так и искусственные компоненты.88ныне ул.Красуцкого49«Электросила», планировалось на этом отрезке обозначить тему пятилеток,индустриализации и , -«…путем <…> декоративных скульптур или другого видаизобразительныхискусств»,отразитьтехническийпрогрессстраны.Существующие постройки и, как и в предшествующих случаях, подсказалитематическую программу для новых преобразований.
Новодевичий монастырьпредполагалсяксносу89,поэтомуоннемогслужитьтемойдляреконструируемого участка, например, в виде: «Сталин- борец с религиозныммракобесием», а трамвайный парк, рассматривавшийся как неперспективный90 всвязи с предполагаемым «снятием трамвайных путей с проспекта», не выявлялсимволических ассоциаций.
Дом культуры им. Ильича планировалось заменитьболее современными постройками, Варшавскую железную дорогу упразднить, ана месте бывшего монастыря разбить зеленый массив, по типу Парка Победы сансамблем площадей. Благодаря этому зеленому массиву, как предполагалось,стало бы возможным «… трактовать проспект, как аллею, посвященную <…>волнующей большой теме». Запланирована была зеленая площадь им. Сталина смонументом Сталину «как создателю Конституции <…> государства» в центре имузеем Революции. Музей, который в 30-е годы планировалось реализовать наплощади перед домом Советов, в 50-е рассматривался как часть ансамбляплощади Сталина.
В типологии зданий также наблюдалась преемственность спредшествующим временем. С северной части площади предполагалосьполукруглое завершение, образованное двумя однотипными зданиями. Журавлевпредполагал, что «…с проспекта на площадь им. Сталина откроется вид на богатоозелененный парк, с отдельными монументами, фонтанами, с монументомтоварища Сталина на фоне колоннады или декоративного ограждения» 91.В результате участок около Московских ворот превращался в апофеозсимволической программы всего ансамбля-проспекта. Центральная площадь была89ЦГАЛИ СПБ ф.341. оп.1 д.325.л.20.Из документа: «…трамвай в наше время является уже отживающим видом транспорта» Там же.л.32.91ЦГАЛИ СПБ ф.341.
оп.1 д.325.л.21.9050запланирована на месте Новодевичьего монастыря с монастырским кладбищем,на котором еще с середины 19 века производились захоронения92. Для реализациизамыслов, кладбище требовалось «перенести за пределы города», т.е сравнять сземлей, а на его месте разбить парковую зону для исполнения обрядовогопочитания Сталина и народных гуляний под эгидой его имени.им.Сталина планироваласьПлощадьв обрамлении площадей посвященной «русскомуоружию» и «советской Конституции», которые могли восприниматься вкачестве символических атрибутов советского руководителя.Следующий узел – пересечение проспекта с Обводным каналом, где к томувремени уже был построен Фрунзенский универмаг (Рис.
44) на четной сторонепроспекта. Тема этого участка на заседании 1952 года обозначена не была ,т.к.здесь не планировалось создания площади, но можно предположить варианттемы для этого места: «контакты между сталинской промышленностью идеревней». К подобному прочтению места располагает сохранившийся эскиз,выполненный архитектором А.С.Гинцбергом в 1943г. и ныне находящийся вархиве ГМИСПб (Рис.45). В каталоге, в котором опубликована репродукция,место ошибочно обозначено как «площадь у Технологического института»93. Темне менее, ясно читаетсяабрис универмага с закругленной задней частью исдвоенными пилонами по периметру здания.
Многочастный объем на рисункеА.С.Гинцберга представлен как постамент для скульптуры, напоминающеймонумент В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Также можно отметить, что«…во вновь строящихся <в документе - «строющихся»> домах первые этажисплошь отводились под торговые учреждения…»94. Поэтому тема городского92На Новодевичьем кладбище похоронены Е.Н.
Андреев (1829 — 1889),М. А. Врубель (1856 — 1910),С. П. Боткин(1832 — 1889), П. А. Ефремов (1830 — 1907),Е. П. Кудрявцева-Мурина (1914 — 2004) А. Н. Майков (1821 —1897), Г. И. Невельской (1813 — 1876),Н. А. Некрасов (1821 — 1878) Ф. И. Тютчев (1803 — 1873) М. И. Чигорин(1850 — 1908),К. Л. фон Штейн (1829 — 1888), Н. Л. Щукин (1848 — 1924),Н. О. фон Эссен (1860 — 1915),И.Я.Фойницкий (1847 — 1913).9394Архитекторы блокадного Ленинграда. Каталог. СПб, 2005.С.216.ЦГАЛИ СПБ ф.341. оп.1 д.325.л.33.51снабжения была далеко не безынтересной и могла стать одним из идейныхмотивов застройки.Следующая площадь, которая определяла облик проспекта- площадь уТехнологического института, где в начале 50-х гг.
уже велись работы попрокладке метрополитена. Напротив института строилась станция с одноименнымназванием, в вестибюле которой должна была отразиться тема «сталинскойнауки». Посвящение этого места «корифею марксистко-ленинской науки тов.Сталину» подтверждало тесную связь между исторически сложившимсяреальностью и новым семантическим наполнением. Тема была продиктовананаличием учебного заведения, которое существовало здесь с 19 века.
Такимобразом, символика, новое прочтение предлагалось в согласовании с реальнымградостроительным объектом.Чуть южнее от Технологической площади находился сад «Олимпия», вовремя войны подвергнувшейся серьезному разрушению. К началу 50-х гг. попроектуВ.Каменскогобыласооруженаоградасвходнымипилонами.Запланированная реконструкция кинотеатра и довоенных зданий на территориисада реализована не была.
Интересно, что название кинотеатра «Олимпия» напроектах начала 1940-х гг, было заменено на «Победа» в соответствии ссуггестивной семантикой самого слова, особенно актуальной во время блокадыЛенинграда (Рис.46-49). Данные проекты были подготовлены для архитектурногоконкурса, но так и остались на бумаге95.Завершала проспект Сенная площадь, самая северная точка проспекта.Основная идея, которая закладывалась в ееоформление, заключаласьвпрославлении И.В.Сталина как «знаменосца мира». Как объявил Б.Н.
Журавлев:«Мы посвящаем эту площадь теме борьбы советского народа за мир»96.Топонимика прославляла одну из доминирующих ценностей культуры того9596Подробно архитектурные конкурсы разбираются в главе 3.2 настоящей диссертации.ЦГАЛИ СПБ ф.341. оп.1 д.325.л.24.52времени. Можно отметить, что в 1952 году площадь действительно былапереименована в площадь Мира, что сделала ее первым иединственнымполучившим продолжение начинанием, связанным с проспектом им. Сталина. Вкачестве доминанты планировался «монумент мира, посвященный тов. Сталину».Будущая застройка площади должна была «…составлять одно целое со всемансамблем», т.е.
быть вписанной в символический (идейный) контекст проспекта,который раскрывался с площади Победы, (в то время Средней Рогатки) и вел кплощади Мира. Символическое движение по проспекту осуществлялось понарастающейсточкойэпицентраунынешнихМосковскихворот,запланированной как площадь Сталина и Сталинизма.Градостроительные задачи были обусловлены общекультурной парадигмой,общим представлением о развитии страны , процветающей на двух уровнях: вопервых, «… на основе великого учения Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина» , и ,во-вторых, с учетом «…разработанного плана развития народного хозяйства» .Без этих элементов, образующих неразрывное единство, не состоялось быформирование новых социалистических ценностей. Социокультурные рамкидиктовали условия постановки градостроительной задач, реализация которых идаже обсуждение были возможны при данном единичном раскладе97.В обсуждении 1952 года не затрагивался вопрос об архитектурных(стилистических) особенностях отдельных сооружений проспекта, т.к.
акцентделался на градостроительных задачах и принципах воплощения общей идеи, а нена архитектуре отдельных зданий. Преимущественно рассматривались локальныегородские образования (площади), которые аккумулировали в себе главную тему,распространяя ее на близлежащее пространство. Эти узловые ансамбли удобновписывались в требуемый идеологический контекст, благодаря «находчивости»97Имеется в виду, что в иной культурной ситуации (например, современной), при иных первоначальных данных,условиях и возможностях сценарий развивался иначе, т.е. рассматриваемая программа была однозначно, целикоми полностью обусловлена состоянием культурно-политической и экономической ситуацией в стране на 1952 год.53градостроителей, вынужденных подчиняться спущенным сверху директивам 98.Эти проектыдобавляли к исторически сложившейся программе новоесимволическое (идейное) обоснование и обозначали культурные особенностиархитектурной практики сталинского времени.