Диссертация (Специфика советской культурной политики в области урбанистики (на примере проспекта имени И.В.Сталина г.Ленинграда в 1940-х-1950-х гг.)), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Специфика советской культурной политики в области урбанистики (на примере проспекта имени И.В.Сталина г.Ленинграда в 1940-х-1950-х гг.)". PDF-файл из архива "Специфика советской культурной политики в области урбанистики (на примере проспекта имени И.В.Сталина г.Ленинграда в 1940-х-1950-х гг.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
В круг рассматриваемых вопросовне входило качество строительства между площадями, «intercolumnium» (вданномслучаемеж-площадное)пространство.Такжеоставлялисьвнерассмотрения внутренняя застройка и части прилегающих улиц. Архитекторызамещали проект реального градостроительного преобразования символическимиабстракциями, которые представлялись на дискуссионных показах как образцовая«бумажная архитектура».
По характеру представления и технике экспонированияэто были бумажные графические перспективы (развертки) и диапозитивы.Строго обозначенные рамки проспекта (от Средней Рогатки до Сеннойплощади), определенные узловые элементы, сложившиеся исторически ислужившие концептуальным ориентиром, не давали возможность рассматриватьэту «градостроительную идеологическую экранизацию» как потенциальноспособнуюкразвитиюитрансформации.Путем«идеологическогоконсерватизма» достигалась задача «сохранения культурного, в данном случае,сталинского, наследия» с момента претворения замысла до момента физическогоразрушения среды.
Целостность и предсказуемость конечного продукта, недопускавшего иных интерпретаций, была обусловлена принятой тематической(топонимической) вербализацией. Внешний идейный (тематический) шаблон,которыйпредставлялсобойокончательный,т.е.«узаконенный»эскиз,дорабатывался уже в строго определенной последовательности и соотношенииформыисодержания.Вербальноевыражениепритягиваловизуальныеассоциации, которые подвергалась осмыслению и распределялись по типологиив соответствии с существующим программным каноном.
Однако, надо заметить,98Можно поставить вопрос о возможности наделении аналогичной семантикой другого проспекта или улицыгорода. Каким бы образом произошло символическое осмысление, если опорные (смысловые) точки не были бытак четко обозначены, как на Московском проспекте?54что эти каноны не совпали с существующими аналогичными в живописи. Назаседании 1952 года основное место отводилось переложению полученноговербального (топонимического message) на язык градостроения и архитектуры,т.е. выработку способа визуализации предзаданной программы в пространствегорода.БорисЖуравлев,представлявшийархитектурнуюмастерскую,получившую непосредственно это задание, назвал данный процесс «мечты инамерения» градостроителей, имея в виду «программу к будущим действиямвсегоколлективаЛенинградскихархитекторов»99.Нонаоснованиипредставленных проектов (или эскизов) можно утверждать, что намеченныеработы напоминали утопическую картину далекую от возможной реализации вреальном пространстве.
Это были «мечты», навеянные двадцатилетнимтоталитарным опиумом, который атрофировал разумные основания, взаменобострив рецепции интуиции. Стимулом градостроительной программы былонамерение «…создать проспект, посвященный величайшему гению всех времен инародов товарищу Сталину»,100, но была предложена модель, нежизнеспособнаяв своей основе , ограниченная в возможности саморазвития и динамики.Доживающий последние месяцы политический режим на последнем этапепопытался зафиксировать достижения своего времени.Поэтапное раскрытие смысловой составляющей каждого участка проспектаможет рассматриваться как хроника двадцатилетнего правления Сталина, как егожитийные подвиги иликак символическая черта, подводящая общий (непромежуточный) итог его деятельности.
Стоит отметить, что подобныепанегирические экзерсисыпрактиковались при погребении. Поэтому, можнозаключить, что в воздухе к тому моменту витало напряжение, ожидание развязки,требующие скорейшего разрешения, которое, как показала история, наступитменее, чем через год после настоящего обсуждения.99ЦГАЛИ СПБ ф.341. оп.1 д.325.л.25.Сродни прижизненной канонизации.10055Можно добавить , что Б.Н.
Журавлев, представляя состояние проспекта назаседании в 1952 году, охарактеризовал Сенную площадь, как наиболееприближеннуюк центру г Ленинграда, но, тем не менее, характеристикупроспекта начал с его южной части, приближенной к Москве, от Средней Рогатки.Северная часть проспекта традиционно рассматривалась как его начало:нумерация домов и сейчас начинается от Сенной площади.Таким образом,рассмотрение проспекта, как объекта для ожидаемого обновления, началось «сконца проспекта», т.е. от Средней Рогатки.
Складывается впечатление, чтоархитекторы отказывали проспекту в центробежной тенденции, ограничивая нетолько его историческое (диахроническое, градостроительное, протяженное)развитие, но и символическое, т.е. уже на первом этапе реконструкцииконсервируя его в синхронической определенности.подчеркиваетконсервативныйхарактеробщегоЭтозамысла,лишний разпотенциальнуюнеспособность предлагаемой градостроительной программы к обновлению имодернизации.Топонимическая программаподдерживалаединство разрозненныхучастков, имеющих каждый определенное название (или определенную «тему»,которая, со временем должна была превратиться в сингулярную топонимическуюединицу).Связность держалась «идеологической скрепой», завязанной наромантическом идеале («величайшем гении») или, что тоже верно, страхе.
Такой«остов соотношений» оставался неизменным при замене или перестановкеотдельных компонентов общей топонимической системы. Компоненты системы(элементы проспекта в их топонимическом качестве) выбирались произвольно,но с учетом предшествующего исторического опыта, т.е.
в подчиненииисторически сложившихся мест новым идеологическим потребностям, а именно,тематический выбор каждого нового участка был обусловленне сколькоэпохальными моментами жизни Сталина, которые требовалось отобразить дляистории, сколько исторически сложившейся градостроительной программой56(например, площадь Московских ворот была задумана как прославляющаярусское оружие в связи с первоначальным нахождением на ней памятника победыв русско-турецкой войне 1828-1829гг., площадь перед Технологическиминститутом – как имеющая отношение к науке, а парк Победы (заложенный воктябре 1945г.) олицетворял победу советского народа над фашизмом, но в новойредакции представленной, прежде всего, как заслуга Сталина и пр.).Архитекторызаполнялиидеологическимсодержаниемисторическисложившееся пространство, пытаясь переосмыслить через типичный наборархитектурно-градостроительных приемов (надстраивалось содержание, но формаоставалась прежней)101.
Можно отметить, что «конструирование» официальногоискусства этого времени, так называемого соцреализма, включало две фазы:декретивный эскиз,легитимирующий будущую работу инепосредственноеисполнение, т.е. превращение «идеи» в полноценный художественный феномен,отвечающий не только «утвержденным» потребностям, но и согласованный синдивидуальными возможностями исполнителей.
Творчество, каковы бы ни былиусловия его подавления, пыталось пробиться «живой» природной стихией в«законсервированном пространстве» советской реальности102. Творческий подход101Надо полагать, что из-за отсутствия подходящих объектов на проспекте, в качестве приоритетных ценностей нерассматривались такие темы, как семья, подрастающее поколение, забота о старости, любовь, спорт и др.Подобные тематические разделы составляли мнимые единицы и не входили (на официальном уровне, хотядекларация данного аспекта была) в число основополагающих ценностей в тоталитарном обществе, направленномна поддержание и развитие коллективистских программ.102Творчество, как способ саморазвития и внутреннего обновления, существовало вне догматических установоки независимо от публичного признания .
Подтверждением этому факту является то обстоятельство, чтопотребность в творческой самореализации не угасала даже во время блокады. В годы сталинизма, в жесткихрамках идеологического контроля появилось несколько уникальных образцов архитектурной мысли, вобравших всебя не только технические и эстетические достижения эпохи, но и отразивших общекультурную ситуацию вцелом. Идеологические рамки задавали критерии принятия творческих идей (на основе их соответствияпоставленным задачам), а эстетика формировалась на основе предшествующего архитектурного опыта иличностного восприятия. В предвоенные годы были построены дома 79 (так называемый «Дом текстилей» попроекту Л.Ильина и А.Арнольда) (Рис.
50 ) на месте бывшей общегородской свалки «Горячее поле», дом 106 (Е. И.Катонин, Л. С. Катонин, С. И. Катонин, Е. М. Соколов, С. И. Катонин, инженер М. Ф. Курочкин) (Рис. 51), дома145-147 (рядом с нынешнем метро «Электросила», арх.Е.Левинсон, И.Фомин, М.Савкевич), 155 (арх. О,Мунц),дома 157-163 (расположенные напротив Парка Победы Вяч. Попова) (Рис. 52), 206-208 (около нынешнего метро«Московская», арх. А.Гегелло и С.Васильковский), многие дома оставались до войны в утвержденных проектахили недостроенными.57требовался и к «производству» этого, изначально «мертвого организма», каковымявлялся предлагаемый к реализации градостроительный ансамбль в честь «вождямирового коммунизма».
После присвоения проспекту имени Сталина наступилвторой этап (послевоенный) выдвижения проспекта в ранг «преимущественнойзастройки», но с более глубоким семантическим наполнением в связи сизменением общей культурной ситуации. Реализация этого нового проекта несостоялась в связи с изменением политического курса после смерти Сталина, чтолишний раз доказывает зависимость градостроительных задач от политических исоциокультурных амбиций.Такимобразом,вобщихчертах,представленосостояниеградостроительного проектирования, его принципы, намерения и способыреализации. На примере проспекта имени И.В.Сталина (нынешнего Московскогопроспекта), его образа, каким он складывался в умахградостроителей иархитекторов «позднесталинского» времени удалось проследить закономерностивзаимоотношений градостроительной практики и социально-политического курсагосударства, которые формировали общекультурную ситуацию в стране.Политическаялиниядирективноконтролировалаградостроительных преобразований, в том числе ипространство городовнаправлениеметодом внедрения вновой топонимики.
Топонимическиепреобразованияподобного рода должны были, по мнению преобразователей, насыщать иобновлять среду, приводить к качественной реконструкции, но, как можноувидеть на примере Московского проспекта вели к полному «умерщвлению» еев «идеологическом консерватизме»103, отвечавшему общекультурной политикесоветского государства.103Пример изсовременной градостроительной практики: «Национальный комитет — 60» бывшего депутатазаксобрания Петербурга Владимира Кучеренко не отказывается от идеи переименовать Басков переулок в улицуПутина.