Диссертация (Специфика советской культурной политики в области урбанистики (на примере проспекта имени И.В.Сталина г.Ленинграда в 1940-х-1950-х гг.)), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Специфика советской культурной политики в области урбанистики (на примере проспекта имени И.В.Сталина г.Ленинграда в 1940-х-1950-х гг.)". PDF-файл из архива "Специфика советской культурной политики в области урбанистики (на примере проспекта имени И.В.Сталина г.Ленинграда в 1940-х-1950-х гг.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
В СССР систематически проводиласьпереподготовка кадров, занимающихся вопросами оформления, обобщения ираспространения опыта изготовления орудий пропаганды, производился контрольза состоянием оформления и, как правило, «выработка критериев егоэффективности и качества»45. Задачи, которые ставились перед производителямигородского агитационного продукта, определялись требованиями, едиными длялюбой наглядной агитации, вне зависимости от ее размещения: от заводскогоцеха до колонны демонстрантов. Первостепенное значение имело разъяснение«социально-экономической политики партии, направленной на повышениематериального благосостояния и культурного уровня советского народа».Декоративное оформление магистралей города подчинялось4445тематическойПраздничный наряд Ленинграда.
Из опыта художественно-политического оформления.-Л., 1981г.С.21.Праздничный наряд Ленинграда. Из опыта художественно-политического оформления.-Л., 1981г.С.21.31программе, отдельной для каждого участка (революционное прошлое, героивойны и пр.),т.е. отталкивалось от исторических реалий. Усиливая символическоенаполнение пространства города, парадное декоративное оформление, тем неменее, оставляло неизменным физическую природу его участков и объектов, чтоотличается от иного типа преобразования – топонимического, изменение которогоприводило, в некоторых случаях, к реконструктивным работам. Несомненно,переименование (т.е.
введение в обиход новой топонимической единицы)выстраивало иерархию приоритетов в градостроительной политике и налагалоопределенные обязательства по отношению к качеству и скорости работ.Преобразования, включающие в себя изменение исторических названий городов,можно рассматривать как часть культурной политики государства, направленнойна формирования у граждан целостного образа реальности, в том числеполитической в контексте определенных ценностей 46. Топонимическая политикабыла еще одним «методом вливания идеологического допинга», проникающего вовсе аспекты жизни, творчества и строительства.Вопрос о реконструкции Международного проспекта-Московского шоссе всвязи с переименованием его в честь И.В.Сталина был поднят на заседании СоюзаАрхитекторов Ленинграда, проходившем 14 апреля 1952 года47 .
Как следует изархивного документа, акцент в обсуждении был сделан именно на «высокой46Из русской истории: «Ярославль и Юрьев (ныне Тарту) основаны Ярославом Мудрым (его христианское имя –Юрий); Владимир Мономах основал город-крепость в Суздальской земле, назвав его Володимер; ЮрийДолгорукий в 1154 г. основал г. Дмитров, по христианскому имени своего сына, более известному в истории какВсеволод Большое Гнездо; Ивангород на реке Нарве и т.д. Во времена Екатерины Великой Екатеринодар возниккак крепость в 1782 г., Екатеринослав – как административный центр Новороссии, в 1783 г. основаны Павлоград иМариуполь.
Село Усовка была переименована в Александровск, а крепость Белёвская – в Константиноград….В1930-е гг.20-го века сформировались ряды культовой топонимики – Сталин, Сталинск, Сталиногорск, Сталинири,Молотов, Молотовск, Ворошилов, Ворошиловск, Ворошиловград, Киров, Кировск, Калинин, Калининград и т.д.»Андреев В.П. Топонимика и идеология в Советской России (1917-1941 гг.)//http://www.toponimika.ru/index.php?rossiya=statyi/toponimika_i_ideologiya_v_sovetskoi_rossii(датаобращения10.12.2011)Таким образом , можно отметить, что активизация топонимической памяти в угоду монархическимамбициям имеет долгую историю.
Однако, Российская монархия для приспособления исторической памяти ксвоим нуждам использовала опосредованные визуальные и топонимические модели, например, это могла бытьсакральная архитектура тезоименитого святого, как в случае с Петром Великим или использование образапредшественника для утверждения преемственности в государственных программах, как у Екатерины Второй илиАлександра Второго. Скульптурные изображения монарха, как правило, устанавливались потомками уже послесмерти царя (есть исключения) .47«Совещания по вопросу о реконструкции проспекта имени товарища Сталина». ЦГАЛИ СПБ Ф.341. Оп.1,Д.325, Л.74 .32миссии переименования магистрали в честь «…гениального вождя нашей страныИ.В.Сталина».Данныйаспектопределилосновныетенденции,каквсимволической, так и в эстетической программе.
Задача градостроителейзаключалась в выборе устойчивого комплекса средств репрезентации черезаллюзии на историческое прошлое, идеологию настоящего момента иобраз«героя», увековеченного прижизненно для будущих поколений. Расшифровкатекста стенографического отчета 1952 года дает возможность увидеть метод ипредполагаемые этапы воплощения этого сложного градостроительного замысла,по выражению одного из присутствующего на заседании «…рассчитанного надесятки, а может быть и на сотни лет»48. Документ позволяет почувствоватьстепень напряжения и аффектации, связанных с идеей наделения новым статусомленинградской улицы, которая благодаря новой топонимике из «рядовой»градостроительной единицы в один миг превратилась в сакральный центр«пролетарского» города.Культ Сталина -«отца народов» к началу 50-х приобрел каноническиеформы49.
«По советскому пространству <…> было практически невозможнопередвигаться без того, чтобы за день не встретить где-нибудь репрезентациюСталина»50. «Имя говорило само за себя»51, поэтому можно отметить важностьтопонимической программы наряду с визуальными образами вождя.
Проспектосмыслялсяв диахронии надвух уровнях : в начале 30-хгг. как объектпрактического использования с символической окраскойобновленного иобновляемого государства, а через 20 лет – мемориала с элементамисимволическойконсервации на тему великих деяний великого вождя. Даннаятрансформация свидетельствует, прежде всего, о смещении социокультурных и48ЦГАЛИ СПБ ф.341.
оп.1, д.325. Л.45 .См. Плампер Я. Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. М., 2010.50Там же. С.353.51Это слова Альфреда Канторовица, восточногерманского коммуниста, редактора «Ост унд Вест» (цит. По Я.Пламперу)4933прагматических акцентов в сторону идеологической или метафизическойсоставляющей.К 1950-м годам сформировался определенный набор каноническихпредставлений о вожде, т.е «тематический диапазон его изображений». Напримере портретной живописи это закономерность прослеживает Ян Плампер,выделяя шесть таких тематических разделов: «вождь», «народный трибун», «отецнародов», «строитель коммунизма», «полководец», «генералиссимус»52.
ОбразСталина, по мнению Плампера, воспринимался как словесный эквивалентиконописного «подлинника», побуждающий использовать строго определенныйнабор визуальных характеристик. Тем не менее, высоко ценились попыткикомбинирования разных тематических задач в одном произведении. Основнойпроблемой, которая вставала перед художниками заключалась в невозможноститрансформации и развития жанра в связи с неукоснительным требованиемследования узнаваемомуСталинаужесоответственно,канону.
Нужно отметить, что к концу правлениясформировалась«коллективнаявизуальнаяпамять»и,стойкие репрезентативные знаки в градостроительном деле.Символы, вырожденные вкультурологические шаблоны (лозунги, плакаты,наказы и пр.), играли (или должны были играть) роль стимуляторов реализацииреальных задач, активаторов коллективного производства и возбуждающиммеханизмом для формирования «правильного» общественного сознания. Поэтомупрограммные визуально-вербальные идеологические концепции и принципы ихпроизводства тщательно отрабатывались и отслеживались.Нужно отметить, что советологи–культурологи не раз обращались кпроблеме формирования и трансформации культурных ценностей в «сталинский»период российской истории, прослеживая взаимосвязь культурных ценностей с52Ян Плампер.
Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. М., 2010. С.300.34внутренней политикой и социальными программами53. Американский советологШейла Фицпатрик (Sheila Fitzpatrick) в своей статье 1979 года свела воедино всесуществующие на тот момент исследовательские концепции по данному вопросу,которые не потеряли актуальность и на сегодняшний момент.
Она объединилапринципы, на которых базировались культурные приоритеты, связующей нитьюмежду которыми являлась диктаторская воля сверху, т.е. со стороны партии илично И.В.Сталина.Исследовательница пишет: «Исследователи предлагалиразличные объяснения эволюции культурно-политических связей сталинскогопериода, но все они обращали особое внимание на главенствующую роль какпартии, так и самого Сталина, стремящегося к абсолютной власти. Партияконтролировала культуру, а Сталин, в свою очередь, руководил партией.
Можновысказать целый ряд предположений. Во-первых, партия бралана себяруководство научно-творческими коллективами, проводя свою идеологическуюполитику и, по необходимости, с помощью принуждения, двигала науку иискусство в определенном направлении, угодном идеологии; во-вторых, Сталинтребовал строгого следования «линии партии» во всех вопросах, связанных скультурой, что исключало возможность принципиальных дискуссий в рамкахпрофессий, связанных с культурой; в-третьих, сталинская партия отвергалалюбыепонятия о профессиональной автономии, академической свободе исвободе художественного творчества, принятые в период НЭПа, навязываятотальный контроль и лишая культурные институты и организации инициативы ивозможности вести переговоры; в-четвертых, как следствие, происходиловнедрение партийных ценностей в круг интеллигенции …» 54 .53См.Хан-Магомедов С.