Диссертация (Специфика советской культурной политики в области урбанистики (на примере проспекта имени И.В.Сталина г.Ленинграда в 1940-х-1950-х гг.)), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Специфика советской культурной политики в области урбанистики (на примере проспекта имени И.В.Сталина г.Ленинграда в 1940-х-1950-х гг.)". PDF-файл из архива "Специфика советской культурной политики в области урбанистики (на примере проспекта имени И.В.Сталина г.Ленинграда в 1940-х-1950-х гг.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
В связи с этимтакже планировалось строительства новых школ, дворцов и домов культуры,театров, кинотеатров, библиотек, которые в позднесталинское время выделялисьв качестве «очагов культуры». Строительству этого типа зданий, так называемых,зданий «культурного назначения», уделяли важное место. Культурный ростобщества, по признанию И.В.Сталина,«…являлся одним из основныхпредварительных условий перехода к коммунизму»35. Например, отдельнаяпроектная организация Гипротеатр занималась проектированием театров в странес «использованием унифицированных архитектурных элементов, деталей иконструкций». Также кино-театр был одним их самых популярных культурныхучреждений, для которого также вырабатывались типовые образцы.Особое место в культурной политике в области градостроения (с опорой наГенпланг.Ленинграда1948г.)занималиконтинуальныесвязи,т.е.преемственность исторического и современного, поэтому особый смыслприобретали работы по реконструкции магистралей, связывающих новые районыс центральными районами города и улучшение сложившихся ансамблей вцентральных районах г.Ленинграда.
Одним из «важнейших фокусов» элитногожилищного строительства этого времени являлся Московский район и его главная33Заседание Городского Архитектурного Совета . Январь. 1951г . ЦГАНТД СПб Ф.386. Оп.1-4. Д.69. Л.46.Там же. Л.33об.35Архитектура СССР. 1953. № 2. С.13427артерия- проспект имени И.В.Сталина (Рис.1-3) (нынешний Московскийпроспект36),который,какпланировалось,символическидолженстатьнеобходимым связующим и корректирующим звеном имперского прошлого исоциалистического настоящего.
В настоящий момент Московский проспект г.Санкт-Петербурга - один из самых известных и наиболее целостных ансамблей,формировавшихся в советское время, в частности, в довоенный и послевоенныйпериод (Рис.4-6). Он отражает все последовательные этапы реконструктивныхработ как довоенных, так и послевоенных и позволяет представить состояниеградостроительного дела на конец 1940-х- начало 1950-хгг, когда именно в этомместе были сосредоточены основные реконструктивные работы.Проспект получил имя И.В.Сталина37 в конце 1950-х гг.
и, в связи с этим,усиленно реконструировался на всем протяжении от Сенной площади до СреднейРогатки.В планы градостроителей этого времени входило превращениепроспекта имени И.В.Сталина в своеобразную современную улицу «бульварноготипа» с кварталами-садами,т.к. озеленению города придавалось большоезначение. Было два варианта оформления пространства: зеленый бульвар в центрепроспекта или зелень перед домами с сохранением проезжей части в центре (Рис.7-9).Вначале1950-хгг.озеленениюпридавалиогромноезначение.Многочисленные обсуждения проектов озеленения проспекта имени И.В.Сталинапроходили в спорах и интенсивных противоборствах, которые показывали36До декабря 1950г. проспект был разделен на две части и именовался Международный-Московское шоссе, позже(до 1956г.) – проспект имени И.В.Сталина. Основные этапы переименования представлены в приложении №2 кдиссертации.37О переименовании Международного проспекта и ул.
Московское шоссе в пр.им. И.В.Сталина .20 декабря 1950г.//Бюллетень. 1951.№1. Действительное переименование проспекта произошло в декабре 1950-го года, ноокончательное решение о проведении серьезных реконструктивно-восстановительных работ было принятопозднее. Переименование было приурочено ко дню рождения И.В.Сталина.Проспект имени И.В.Сталина в Ленинграде был далеко не единственный с подобным названием в СССР.Например, в Красноярске 1938 г.
Горсовет выпустил специальное постановление о переименовании улицыСталина в проспект Сталина, мотивируя свое решение тем, что "улица Сталина является в настоящее времяглавной улицей города, самой многолюдной и наиболее благоустроенной"(http://library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0070419.pdf дата обращения10.12.2011); после войны проспекты в честьСталина появились в Вильнюсе (ныне проспект Гедимина), в г.Жданов, сейчас Мариуполь (1949—1960-е, нынеПриморский бульвар), в Минске (1952-1961гг, ныне проспект Независимости) и мн. др.
(информация с сайта WikiLinki http://wiki-linki.ru/Page/1106855 дата обращения 10.12.2011) . Как правило, переименование улицысопровождалось ее качественной реконструкцией.28осознание значимости зеленых насаждений как для проспекта, так и для города вцелом.
Еще один момент не упускался из виду, а именно, «…при пешеходномдвижении через каждые 5-10 минут будут возникать перед зрителем новыепейзажи, вносящие разнообразие в застройку проспекта»38. Если архитектурапроспекта была направлена на восприятие автомобилиста, то зеленые насажденияуравновешивали замысел, добавляя «пешеходное» восприятие.Целью строительных мероприятий начала 1950-хгг.
было «любымисредствами <в данном случае – архитектуры и градостроения>, любымихирургическими мероприятиямив ближайшие годы добиться коренногоизменения облика проспекта < имени И.В.Сталина >». И, в первую очередь,проспект, по словам и.о. главного архитектора А.И.Наумова, определялсяувеличенным объемом жилищного строительства (2 млн кв м жилплощади к1953г.)39. Необходимо было «придать известную живописность и силуэтноерешение магистрали» ипоэтому «в целях архитектурного завершениясложившихся ансамблей Ленинграда в его центральных частях, директивнымиорганизациями рекомендовалось включениев план размещения жилищногостроительства <…> основных мероприятий (в частности, высотных зданий ипр.)»40. Речь шла как о новом строительстве от Московского райсовета доСредней Рогатки, т.е. о создании совершенно новых, свободных территорийжилмассивов на юге, так и о серьезных реконструктивных работах на отрезкепроспекта от Московского райсовета до Сенной пл.
, т.е. в северной его части(Рис.10,11).До войны «строительство ограничивалось 3-4 местами концентрированныхстроительных ударов»41, а к началу 1950-хгг. весь город превращался встроительную площадку (Автово, Охта, Петроградская сторона и др.). По мнению38Проедложения по планировке и озеленению проспекта /к вопросу его реконструкции. 1951г./ ЦГАЛИ СПБФ.347. Оп.2, Д.190. Л 21.39Заседание Городского Архитектурного Совета . Январь. 1951г . ЦГАНТД СПб Ф.386. Оп.1-4. Д.69.
Л.40.40Там же. Л.35об.41Там же. Л.45об.29Н.Н.Белехова, необходимо было «взять волевое начало и в первую очередьнаправить туда < на проспект им. Сталина> всех застройщиков и всюстроительную мощность города, а остальные районы немного отодвинуть навторую очередь». В.А. Витман придерживался аналогичного мнения: «Главноевнимание в ближайшие годы надо обратить на проспект имени Сталина, аостальные проспекты могут два-три года подождать»42. С еще большейэкспрессией высказался А.А.Оль по вопросу «максимальной концентрациистроительства»: «…несчастье наше с 1935г.
в том, что нет ничего законченного. Унас хаос, грязь и мерзость»43. И далее: «Я думаю, что можно пересмотреть вопросв том плане, что чтобы в пределах данного района <проспекта Сталина>сосредоточить все силы и полностью , вплоть до благоустройства и озеленения,все закончить. У нас все районы нового строительства выглядят отвратительно.Дальше терпеть это невозможно, надо концентрировать внимание на отдельныхучастках и заканчивать их полностью». На что А.И.Наумов представил тезис вполной мере, как нам кажется, определяющий культурную политику в областиградостроения начала 1950-хгг.: «… мы должны осуществлять строительство потакомупринципу,чтобысоздавалиськрупныемассивы,производящиезаконченное впечатление (курсив мой- Т.П.)».
Впечатление, которое необходимобылоаккумулироватьвградостроительныхансамблях,становилосьопределяющим фактором практической деятельности и направления культурнойполитики.Данному требованию способствовала «монументальная пропаганда», т.е.художественное добавление любой природы (скульптуры, плакатов, малой формыи пр.) к существующим градостроительным структурам и комплексам с цельюусиления их идеологической значимости.
Она являлась немаловажным моментомцелевой культурной политики в урбанистике. С 1918г. «монументальнаяпропаганда» претерпела визуальную трансформацию, перейдя от сдержанно4243Заседание Городского Архитектурного Совета . Январь. 1951г . ЦГАНТД СПб Ф.386. Оп.1-4. Д.69. Л.50 об.Там же. Л.51 об.30локального проявления до навязчиво-декоративного (Рис. 12-19). Декорациямимоглизакрыватьсяцелыеархитектурныеансамбли,демонстрируямноготысячным массам трудящихся политические плакаты, сочетающие в себестарые изобразительные формы иновое революционное содержание илиидеализированные портреты советских лидеров.После войны традиционноосновными элементами убранства города оставались триумфальные ворота-арки,обелиски, эмблемы, гирлянды и пр., которые в дни политических праздниковукрашалисьобщепризнаннымиатрибутамисоциалистическогостроя.Впоследующие годы ведущие темы урбанистического визуального допингаопределялись процессами, актуальными на тот момент (коллективизация,индустриализация,предъявлявшиесяобороноспособностьккачествустраныипр.).Требования,художественно-политическогооформлениягородского пространства заключались в «четком определении целей нагляднойагитации, которые учитывали идейно-политическое, трудовое и нравственноевоспитание; планирование и координация средств агитации; широкое ипоследовательное сочетание призывности, убедительности, конкретности,оперативности, эмоциональности»44.